Можно ли учесть при налогообложении прибыли санкции, выплачиваемые по договорам аренды государственного (муниципального) имущества (п. 2 ст. 270 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ запрещает учитывать в расходах суммы санкций, перечисляемых в бюджет. Вместе с тем прямого запрета учитывать санкции по гражданско-правовым договорам, заключенным с госорганами, в Налоговом кодексе РФ нет.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция, выраженная в Письме Минфина России, заключается в том, что санкции за нарушение обязательств, предусмотренных гражданско-правовыми договорами, можно учесть при налогообложении прибыли. Есть судебные решения и работы авторов, подтверждающие данный подход.
Ранее Минфин России считал, что санкции по гражданско-правовым договорам не учитываются при налогообложении прибыли. Есть судебное решение, в котором высказана аналогичная точка зрения.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Санкции, выплачиваемые по договорам аренды государственного (муниципального) имущества, можно учесть в расходах
Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/1/729
Финансовое ведомство указывает, что в соответствии со ст. 124 ГК РФ органы государственной власти участвуют в гражданских отношениях на равных правах с иными субъектами правоотношений. Поэтому расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств, предусмотренных договорами, заключенными с органами государственной власти, учитываются по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Положения п. 2 ст. 270 НК РФ на данные расходы не распространяются.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2007 по делу N А43-14231/2006-14-86
Суд указал, что налогоплательщик правомерно учел в составе расходов сумму пеней, уплаченных им в связи с нарушением договорных обязательств по аренде земли у муниципального образования.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2006 по делу N А56-13319/2006
Суд указал, что арендная плата по договору не относится к налоговым платежам. Соответственно пени, которые начислены за несвоевременное исполнение обязательств, вытекающих из договора аренды, также не являются налоговыми платежами. Поэтому правила п. 2 ст. 270 НК РФ в данном случае не применяются. Суммы пеней можно учесть при налогообложении прибыли на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Консультация эксперта, 2011
Автор отмечает, что уплата штрафа была вызвана несоблюдением условий договора аренды в связи с нарушением договорных обязательств. Следовательно, она может быть учтена в составе расходов по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Статья: Выгодное признание ("Налоговые споры", 2006, N 1)
Автор отмечает, что, если речь идет о гражданско-правовых отношениях, применять п. 2 ст. 270 НК РФ некорректно, поскольку в нем говорится о взыскании санкций в административном порядке.
Позиция 2. Санкции, выплачиваемые по договорам аренды государственного (муниципального) имущества, нельзя учесть в расходах
Письмо Минфина России от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83
Финансовое ведомство отмечает, что расходы в виде уплаченных арендатором в федеральный бюджет пеней за просрочку платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, в соответствии с п. 2 ст. 270 НК не признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 по делу N А05-11805/2010
Суд указал, что пени за нарушение условий договора аренды подпадают под п. 2 ст. 270 НК РФ и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, суд отметил: отсутствие у органа исполнительной власти субъекта РФ бесспорного права взыскания пеней не свидетельствует о том, что данные выплаты не являются санкцией, взимаемой государственной организацией, которой законодательством РФ предоставлено соответствующее право.