В длинные пасмурные дни,(2) когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь,(3) мы читали романы Вальтера Скотта.
13. Среди предложений 16—18 найдите сложноподчинённое предложение с однородными последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 9—14 найдите сложноепредложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 150
(1)Когда Николай Николаевич увидел свой дом, сердце у него сильно забилось. (2)Каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него его жизнью, его колыбелью.
(3)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный.
(4)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (5)И ещё, когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, он всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», а ещё и те, которые на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
(6)Это были в основном его предки. (7)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. (8)Дамы и господа в причудливых костюмах. (9)Женщины в расшитых золотом платьях. (10)Мужчины в белых, голубых, зелёных мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.
(11)Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…
(12)Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художником, а отец отдал многие годы жизни, чтобы собрать его картины. (13)И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме…
(14)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (15)В доме пахло сыростью и затхлостью… (16)Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17)Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея. (18)Тогда он заскользил дальше.
(19)Ещё комната! (20)Ещё!.. (21)Картин нигде не было!
(22)И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате.
(23)Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.
(24)Но произошло чудо, и картины были живы. (25)И дом ожил, заговорил, запел… (26)Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича… (27)Впервые за последние годы он освобождённо и блаженно вздохнул. (28)Теперь можно было браться за дела.
(По В. Железникову)*
*Железников Владимир Карпович— современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения переведены на многие языки мира. В основном пишет об отношениях между людьми, проблемах взросления, детстве, отрочестве. Самое известное его произведение — роман «Чучело» — рассказывает о становлении характера героини и её непростых отношениях с одноклассниками.
2. Как характеризует предков Николая Николаевича информация, заключённая в предложениях 6—10?
1) Предки Николая Николаевича были выходцами из крестьян, со временем заслужившими дворянство.
2) Все предки Николая Николаевича были щёголями и любили модно и пышно одеваться.
3) Все предки Николая Николаевича были людьми родовитыми, принадлежавшими к тогдашнему высшему обществу.
4) Предки Николая Николаевича были богатыми крестьянами, имевшими возможность заказывать свои портреты известным художникам.
Как Николай Николаевич относился к картинам своего прапрадеда?
1) Картины доставляли Николаю Николаевичу постоянные хлопоты, от которых он приходил в ужас и отчаяние.
2) Николай Николаевич был страстным коллекционером и большим ценителем живописи, поэтому он очень дорожил картинами прапрадеда.
3) Картины были неотъемлемой частью жизни Николая Николаевича, он любил их и всеми силами стремился сохранить.
4) Николай Николаевич знал, что картины его прапрадеда представляют большую материальную ценность, и бережно хранил их.
В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено первому?
1) (4) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (25) И дом ожил, заговорил, запел…
2) (11) Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…
(26) Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича…
3) (16) Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17) Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.
4) (22) И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате. (23) Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о родном доме Николая Николаевича, автор называет его только словом «дом», не допуская замены личным местоимением?»
Это говорит о том, что…
1) родной дом Николая Николаевича является в тексте полноправным действующим лицом, к которому герой относится с глубоким уважением.
2) в тексте создаётся образ большого и богатого особняка, перед которым герой чувствует себя ничтожной песчинкой.
3) рассказ ведётся просто и бесхитростно, а повторение слова «дом» создаёт иллюзию непринуждённой разговорной речи.
4) дом Николая Николаевича в тексте не просто наделён конкретными индивидуальными чертами, а является символом жилища человека.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему у Николая Николаевича «сильно забилось» сердце, когда он увидел свой дом?»
1) Вид собственного дома пробудил в сердце Николая Николаевича желание скорее почувствовать себя его настоящим хозяином, владельцем.
2) Николая Николаевича беспокоило плохое состояние старого дома, его ветхость и накопившаяся за время отсутствия хозяина сырость.
3) Старый дом был связан для Николая Николаевича с чувством «родового гнезда», и встреча с ним после долгой разлуки взволновала героя.
4) Николай Николаевич при встрече с домом испытал настоящее разочарование: по детским воспоминаниям дом казался ему больше и просторнее.
3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1) (1) Когда Николай Николаевич увидел свой дом, сердце у него сильно забилось.
2) (4) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами.
3) (13) И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме…
4) (24) Но произошло чудо, и картины были живы.
4. Из предложения 11 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
5. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
6. Замените просторечное слово БАБЫ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание ВОЗДУХОМ ПЕЧЕЙ в предложении 4, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
9. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 14—18 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Дело в том,(1) что прапрадед Николая Николаевича был художником,(2) а отец отдал многие годы жизни,(3) чтобы собрать его картины. И эти картины,(4) казалось,(5) всегда занимали главное место в их доме…
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Напишите ответ цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Николай Николаевич,(1) сдерживая себя,(2) вошёл в эту комнату,(3) влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, (4) боясь, (5) что они погибли: промёрзли или отсырели.