Частные похороны и поминки. Смерть предвещают такие прикметы: если увидишь сон, что зуб выпадает с кровью, умрет кто-то из кровных
Смерть предвещают такие прикметы: если увидишь сон, что зуб выпадает с кровью, умрет кто-то из кровных, если без крови — умрет знакомый. Если собака воет вниз мордой — к покойнику, вверх — к пожару. Если петух поет на крыльце, в доме будет мертвяк. Если петух запоет вечером — или к покойнику, или к погоде. Если курица запоет петухом — к покойнику. Если в доме трещат стены, умрет кто-то из домашних. Як у заднюю стену дятел стукае, так умре нихтó. Як воробей стукне у вокно, де смерцяк лежыть (против входа) — к смерти (в окно у покути - к звúстю, просто печи — нешто погано).
О больном или очень старом человеке говорят: поглядае до дому, о старухе — собираецца замуж.
Во время предсмертной атонии — горачки — урывають душу. К конаюшчому приходят соседи, родня, прощаются: «Прости». — «Прости».
Раньше к умирающему всегда звали батюшку, но малых (детей) ховали биз батюшки: батюшка отправляв коли лет ужэ 17.
Если человек умирает трудно, совершают следующие действия: як умирав чоловик, так треба убраць подушку и убок кинуць, бо там куриные перья, они мешают умирать. У стали (в потолке) дырки крутять, так хутко кончицца. Если умирает колдун, прокрутят потолок. Пока этого не сделают, он не кончается, и бура поднимается. Бабка знахорка просила перед смертью принести осинку-однолетку, чтоб легче умереть.
Чтобы узнать, что человек умре, помре, сконау, кончиуса, что душа вышла, ко рту приставляют зеркало; чы спотнее. Як сконау, жучка старая дае смерцяку у руку свечку с пчелиного воску. Если человек умирает в больнице, сразу после кончины зажигают спичку.
Умершего — мертвяка, смерцяка, родзицеля — обмывают после того, как запалят свечи. Но если кто предчувствует свою смерть, то просит обмыть его до кончины. Обмывают чужие старухи — и мужчин, и женщин. Человек пять наражають, старухи не моложе 60 лет (молодым нельзя обмывать). Одежду, в которой покойный умирал, снимают, раздирая. Старухам ничего не дают за наражэннэ: як смерцяк, ничего у нас не дають. Если упокойного открыты глаза, цягнуть за пальцы, штоб заслипилиса вочи. Одежду для погребения старики заготавливают при жизни. Одежда любая. Из нее исключен красный цвет: штоб родня не мёрли; штоб молодая родня не мёрли.
Белыми шматочками с перкаля перевязывают руки и ноги. Развязывают их, когда перекладывают в гроб. Бабе покрывают голову белой хустою. Старой бабишче и пуд бороду завьяжуть белую хусту. Дитя и женщину заматывають (голову). Дивце платками домууку обкрутять кругом. Вона девка ужэ княгиня (невеста), голова биз хусты, хуста тулько по плечам. Винка йе кладуть з дирозы на усю труну. Мужчине кладут шапку под бока. Всем под плечи стелют серое полотно с постава с конопель. Бусы не ложать у гроб: то вуж на том свити круг шеи обовьёцца: ниточка перегниет, рассыплется и вся родня умрет. На том свити не треба носиць кольца: вужы чипацца будуть. Наушницы (серьги) треба удець, а то вуж влезе у вушы. Все узлы на покойном завязывают, пуговицы застегивают.
При покойном шьют только белую подушечку в гроб, набитую сеном. Шьют чужие женщины. Чужие же непременно должны делать гроб, своим нельзя. Гроб роблять з смоловых: с сосны, з юлки. 3 осины не треба. Доски заготавливают свои. Гроб — домууку, труну, гроб -делают во дворе под окнами.
Покойный лежит на лавке вдоль задней стены, головой к покути поперек половиц. Лавка отодвинута от стены. Дитя так caмо. Покойника кропят свечоною водою. Пока в доме покойник, нельзя работать, нельзя убирать дом. Родным до погребения запрещено здороваться с посторонними. Молодых женщин из дома уводят.
Одежду и постель покойного выносят на двор. На третий день все это вместе с полотном, на котором опускали гроб, перемывают: мертвому вочи промывають. Воду от обмывания выливают у печки, где люди не ступают. Иголку, которой шили подушечку, ховають (зачем — не объясняют). Щепки от гроба жгут. Не треба, штоб трэска отлетела, а то будзе холодно у хати. Трэски палять на дворе. Свечу от мертвяка хранят в доме: она помогает от грома. Сор, который выметают после выноса, прячут в углу: выносить его нельзя, потому что душа еще 12 дней остается в хате. На двенадцатый день сор закапывают на дворе у покути. Березовые веники, которыми выметают после выноса, прячут: биць худобину, штоб домовик не гнау. Другого средства от домовика нет.
Шматочки, какими завязывали руки и ноги, прячут: коли што болить — спина, руки, надо их завязать по голому телу и носить полгода. Их зашивают мужику в штаны, в рубаху, чтоб жену не бил. Вони нападения отпадают, прэступлення. Хлопцы беруть йих у в армию, на суд. На похоронах кожны йих рветь собе да хопаеть. Бабы сваряцца: на што тобе? у тебя дитей нема.
Як нарадять, придуть родзицели. Перед домом покойного мужчины снимают шапку и крестятся. Каждый приходящий ест сыту, которая в это время стоит на столе, и говорят: «Помяни, Господи, душу его. Царствие небесное». Учитывают, голосять только свои, наемных плакальщиц никогда не было. Раньше мацери по дзецях нельзя было плакать: будзе у воде лежаць (ребенок). Когда же дети по матери плачут -—соловьи щебечут. Мушчины не голосяць, воны церплять. Нельзя, чтобы слеза упала на тело покойного: штоб слюз не пускай, штоб на его не капали. Если сильно плакать, покойный будет сниться, обижаться: ему там хуже. От сильного плача он может стать ходячим мертвецом, пужайлом. Плакать и учитывать начинают сразу после кончины, после захоронения плач прекращается. Хату с покойником саму не кидають. Меняются днем и ночью при покойном старики и старухи, разговаривают. Теперь стараются похоронить в один день. Раньше три дня держали дома или на кладбище в кáплице (часовне). Там горела свеча.
В доме ночью свитяцца: зажигают свечку от свечки, электричество тоже горит. В эти ночи на столе оставляют сыту, потапуу тудой накрышать. Горилка штоб ў чарци стояла и пляшка. В эту ночь в доме есть нецо: однаженщина при покойном пошла на двор, а дверь не открывается — будто кто-то снаружи ее подпирал. Все пробовали открыть — не могут.
В гроб кладут чужие: своя родня не строить (ничего) на поминки. Кажуть вут: як умре жинка, то штоб не клали молодые мушчыны, у гроб ложать старики. В домууку стелют стружку от гроба. Пожать свечоное зелье:руту, тою, мяту. Обязательно хрестик. Кто хочэ, ложыт смену, сподницу.
Ховають пусль обеда. После положения в гроб родные и знакомые подходят целовать: у морду, потом у руки. В это время тот, у кого есть червоные пятна (родимые), должен взять мизинец покойного и обвести их — так згине. Гроб стоит посреди комнаты. Як ужэ уносять мертвяка, посадятъ родзицелеу на лауку: штоб не стоял у вочах, штоб ужэ не пришоу исти. Лавку и гроб обсыпают житом: чтоб живы были. При выносе ховають кота, кота запирають у кочку. Лавку кропят свечоной водой. Она должна стоять пустая 12 дней. Выносят: дивки — дивку, хлопца — хлопцы, дзиця — старики.
Гроб на кладбище могут и нести, и везти. Говорят по-разному: а) раньше возили и волами, и лошадьми; б) только волами, лошадьми нельзя было, бо волы — божа худоба. На телегу постилали прустилка — сено. Процессия движется медленно, в это время во всех домах бросают работу. Нельзя переходить дорогу и обгонять провожающих: умрешь. Мацери не идуть на моглицы (к детям) — грех. На провожающих не должно быть красного.
Рыть могилу приглашают чужих, чтоб не до пары: 3,5 або 7. Те, кого просят, не имеют права отказаться. Як идуть копать, пьють по чарце. Несут с собой горилку, сало, хлеб. Зимой разводят костер на кладбище и едят. Яму на ночь не кидають. Если края осыпятся, умрет тот, кто копал.
До того, как опускают гроб, кидають грошы: плотяць за место. Льют в могилу свечоную воду. Девушку опускают на рушниках, рушники эти и ленты дарят подругам. Остальных опускают на полотне, если его нет — на веревках. Опускают только старики, а не те, кто нес. Все стоят вокруг могилы, молятся, потом закапывают. Тулъко родня кидае по трошку песок три разы: штоб не тосковаць, штоб у сне не предавауса, штоб у глазах мертвяк не стоял. А говорять иные, што не треба кидываць. Если умерла девушка, оддають рушника усем людзям: то йийб веселле (свадьба). Приданое умершей раздают подругам.
Возвращаются с кладбища тем же путем. Кто первый или последний выйдет с кладбища (особенно тот, кому придется закрывать ворота), скоро умрет. Так что перед выходом с кладбища все мешкают.
Придя домой, провожающие умываются и утираются. На это время в доме остаются чужие старухи, выметают избу особым веником, «чтоб не возвращался». Одни говорят, что угощение готовят чужие, другие — что свои. Як умре, родзицели пораюцца, коржи строять, сыту. Коржэц пекуть на воде с ведра, пресный, неукусный. То йего, смерцяка, коровой щитаицца. Пекут три коржа размером в ладонь. Их нужно поделить на обеде, всем по куску. Жалобный стол, поминки проходят с вином. Раньше тулько родзицели (родственники) собиралис. Зарэ як на свадьбу, так и на поминки, и на другий день придуть, и на трэтий. Поминальное блюдо — сыта (кана): наводят с медом, если нет меда, с сахаром на воде, хлеб туда крошат. Готовят кутю: ячмень размешивают в воде, сушат и варят с медом и салом. В начале обеда едят сыты по три ложки, говорят: «Помяни, Боже, душу его». С первой ложки капают на стол. Сыту передают за сонцэм по кругу. За столом сидят тихо, долго не встают, потому что тот, кто первым выйдет из-за стола на поминках, первым умрет. Для покойного от каждого блюда отливают ложку под стол. Наберем ложку каны или кружку воды и льем пуд стул одзин раз. Остатки поминального обеда выливают на двор к покути.
После погребения нельзя жечь свет ночью. Одна женщина боялась, жгла свет. Приснился ей батька и говорит: все покойники перешли лужу, а я нет, потому что у тебя горел свет.
Душа находится в хате 12 дней. В течение этого времени для нее оставляется на окне хлеб, вода и рушник. Воду выливают на угол, где икона висит, на 12-й день. Хлеб закапывают у покуть з надвурка. На третий день мёртвому вочи промывають: стирают его вещи, постель, холст, на котором опускали гроб: штоб душэ було лехчэ, штоб усё черэз воду прошло.
На 12-й день после кончины угощения не устраивают, но работать нельзя. В 40-й день — поминки. На них зовут тех, кто хоронил и делал домууку. Встречают гостей во дворе, угощают. Готують што попало як найлучшэ. Идут на моглицы, несут туда горилку и еду, пьют. На могиле ничего не оставляют. В 40-й день могилу запечатывають. Три раза берут накрест песка с могилы, меду немного, хлеб, соль. Батюшка служит над этим песком в церкви. После службы его относят назад, откуда брали. Из меда варят сыту: штоб душа больш ни ходзила.
Годовые поминки справляют очень мало. Убирают в этот день дом. Угощения нет, на могилу не ходят.
Родные покойного год у жалоби. По закону год нельзя жениться и выходить замуж (теперь это не соблюдают). Нельзя носить красное. В хате нельзя колядовать и справлять вечеры. Свадьбу справляют в другом доме.
Если не положат какую-либо вещь в гроб, покойник будет сниться и жалицца. Но передать эту вещь, закопав в могилу, нельзя: только беспокойство умершему. Вот мать зарыла в могилу кольцо, которое забыла надеть дочери, Дочь приснилась ей и плачет: «Зачем ты это принесла? Только хлопот наделала».
Календарные поминки
Календарные поминки — диды — справляют четыре раза в год:
перший диды — перед Великим Постом
другии — Радууница (вторник Пасхальной Седьмицы)
третьи — т´ыдзень за Труицу (Проводная недзеля)
четвертые — перед Покровой.
У диды робиць грих. Альбо на Радууницу треба сад пришшепляць: Радууница приходится на молодик (нарождающийся месяц), а на молодику сад лучше растет. Радууницу празднуют на могилках, остальные диды — в хате. Накрыв стол, приглашают родзицелей: «идут теперь наши». Кончив вечерю, кладут ложку на стол, приговаривая: «Хай прийдзе, хто помер, и ист». По тому, перевернуты ли эти ложки наутро, можно узнать, приходили ли родзицели, диды, хто помер. Раньше на кладбище перед дидами не ходили, сидели дома, жгли свечку. Теперь (после войны) до вечери ходят на кладбище. Ворота кладбища и дверь хаты на диды не запирают. На вечерю (собственно диды) готовят все постное: постный борщ, обязательно груши, постную кутю. В субботу утром (на бабу) скоромное: блины, кашу, кутю с салом. Для родзицелей ставили чарку, ложку, кусок хлеба, После того как семья поела, кушанья не убирают: это пускай дидам остаёцца. Горилку не допивают, выливают под стол. После этого подходить к столу запрещается.
Одна старуха на диды захотела поесть, когда все легли. Подошла к столу, тут ее повалило и всю ночь катало по хате, пока не прибило к двери, к порогу.
Увидеть дидов можно, если не приготовить вечерю. Як вечерю не построять, диды придуть и вред зроблять, стола обернуть, будут всю ночь мучить. Если вечерю не приготовили, нужно, чтобы хоть корочка хлеба была на столе. После дидов убирают дом. В ночь на бабу нельзя иметь супружеских сношений, иначе родится немец (немой) или калека, урода (што-нибудь будзе). От этого-то все немые пошли.
На Светлой неделе во вторник празднуется Радууница. Корýгу (хоругвь) нисли на моглицы, батюшка служил. Несут корзину с едой: яешну, горилку, млины, квас, хлеб. Каждый стелет на могиле своих родных настульник. На кладбище есть стол для общего поминовения. Подзывают первого встречного и подносят ему чарку со словами: «Помяни душу...» Он выпивает и говорит: «Царствие небесное». Пьют на могилках, сколько в душу влезет. С моглиц идуть, яко з беседы (очень пьяные). Плачут и причитают на могилках Ходят с могилы на могилу, говорят: «Ходзите к нам, помяните» Жалуются: «Твои идуть, а моих нема». На могиле бьют яйца. Яйца лежат на сугробе (насыпи), пока пьют. Дотом их собирают и уносят. Той душэ погано будзе, што яйко лежыть. Христосоваться с покойными — грех. Могилу обметают березовым веником. Розог з березы наберуть да метуть. Теперь на могиле милостыню не раздают. Раньше были такие дед с бабкой, каждую Радууницу ходили на кладбище побираться, и все им подавали. Могилу кругом утыкають гольём. Цвиты роблять и садзять. На кресты вешают венки, косняки, рушники. Цепляють рушники хто обрекаицца, обрук дае (ходит в церковь на все большие праздники). Обрук дают обыкновенно те, у кого в доме больной. Хвартушкú вешают только на кресты на расхожих дорогах, тоже в Радуўницу.
Теперь и повешенных поминают, раньше на их могилы не ходили. Уходя, уносят все: мертвым нужно будет сторожить оставленное, им будет неспокойно. Кидають тулько крошки, шкорлупки (от яиц), штоб птицы клевали. Дома угощение продолжается. В дом ведут того первого встречного, которому подносили чарку.
Погост, могила
В селе четыре погоста. Самый старый расположен в центре села, остальные — в километре-двух, на возвышенном месте у леса. На старейшем погосте растут дубы, на других — ели. Вход с запада, изголовья могил обращены на северо-запад. Могильные насыпи невысокие. Небольшие кресты (раньше дубовые, теперь металлические) закапывают в могилу вместе с гробом, второго креста не ставят. Кладут венок з дирэзá на усю могилку. Сажают деревья у могил на Радууницу, втыкают вокруг березовые прутья.
Повешенного де повисицца, там и ховають. Шшытали, то уж не смерцяк. На расходных дорогах ховали висельникоу. Хто идзе, той кидае голинку: як он на голье завишуся, так ему голья треба. Хреста не ставлять, лома кидають, кол з осины убивають (сразу при похоронах). Раз на могилках на углу закопали висельника и тудою накидали голья. Як поховають висельника на могилках, дожжа не будзе. Некрещеных детей хоронили с краю могилок, поливали могилу святой водой. Знахорю на сугроб сыплют мак-видун.
Моглицы открывають топленником, бо вун святой. Ночью на кладбище родзицели пужають. Вот одна женщина проходила ночью мимо кладбища и слышит оттуда музыку: скрипки, барабаны. Тут она закашляла: кхе-кхе! — и музыка кончилась. Это ее отец научил: будешь идти или жить пу-за моглиц, треба свуй голос даць, штобы родзицели пачули и не пужали.
Могильную землю используют для магических действий: в песке с могилы родича купают больного ребенка. Если будет умирать — скорее умрет, если поправляться — скорей поправится. После купания песок относят на то место, откуда брали. Если корова умершей хозяйки перестает доиться, ее тоже купают в песке с могилы хозяйки.
При всех праздниках против кладбищ не поют. Раньше сирота до венца ходила на могилку матери и просила у нее прощения.
Обычай разрывать могилы ходячих мертвецов не распространен. Вырывают крест на могиле висельника, похороненного на кладбище, в случае засухи. Разрывают могилу, когда колдуны кладут в гроб покойника чью-нибудь вещь или чей-то след, «вынутый» из земли, чтобы этого человека «извести».