При недостаче денег в кассе 17 страница
- начислен налог на имущество;
б) госпошлина за участие в судебных разбирательствах, регистрационные или нотариальные действия:
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по госпошлине",
- начислена госпошлина;
в) транспортный налог:
Дебет 91 Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу",
- начислен транспортный налог;
г) земельный налог:
Дебет 91 Кредит 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу",
- начислен земельный налог.
Выбор в пользу счета 91 объясняется тем, что вышеперечисленные налоги начисляются вне зависимости от ведения обычной деятельности.
"Ресурсные" налоги и сборы начисляют по дебету счетов учета затрат на производство:
а) налог на добычу полезных ископаемых:
Дебет 20 (23, 25, 29) Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых",
- начислен налог на добычу полезных ископаемых;
б) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:
Дебет 20 (23, 25, 29) Кредит 68, субсчет "Расчеты по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов",
- начислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Есть налоги, которые относятся на финансовые результаты фирмы. Такие налоги начисляют в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки":
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на игорный бизнес",
- начислен налог на игорный бизнес;
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Единый налог на вмененный доход",
- начислен налог по деятельности, облагаемой ЕНВД.
Внимание! Платежи за загрязнение окружающей среды, таможенные пошлины к налогам и сборам не относятся.
Прочие кредиторы
По этой статье расходов покажите задолженность вашей фирмы по расчетам, не нашедшим отражения в предыдущих группах задолженностей.
В частности: по авансам, полученным от покупателей, по обязательному и добровольному страхованию, по долгам перед подотчетными лицами, по таможенным пошлинам и сборам, по платежам за загрязнение окружающей среды и т.д.
Экспортные пошлины отразите по дебету счета 44 "Расходы на продажу" (Приложение к Письму Минфина России от 9 января 2013 г. N 07-02-18/01):
Дебет 44 Кредит 76, субсчет "Расчеты по экспортным пошлинам",
- начислена вывозная таможенная пошлина.
Ввозные таможенные пошлины включаются в покупную стоимость имущества:
Дебет 41 (07, 08, 10, 15) Кредит 76, субсчет "Расчеты по ввозным таможенным пошлинам",
- начислена ввозная таможенная пошлина при импорте материальных ценностей.
Платежи за загрязнение окружающей среды, как правило, начисляют в соответствии с местонахождением источников загрязнений:
Дебет 20 (23, 29...) Кредит 76, субсчет "Плата за негативное воздействие на окружающую среду",
- начислены платежи за загрязнение окружающей среды.
Суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают (п. 4 ст. 270 НК РФ).
Как отразить полученный аванс
Сумму аванса, которую вы получили от покупателя, отразите по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Расчеты по авансам полученным". В балансе нужно указать кредитовое сальдо по этому счету, не списанное на отчетную дату, за минусом суммы НДС, поступившей от покупателя (Приложение к Письму Минфина России от 9 января 2013 г. N 07-02-18/01).
При поступлении аванса сделайте проводку:
Дебет 50 (51, 52...) Кредит 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным",
- получен аванс в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по НДС в составе авансов полученных", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС с полученного аванса.
В пассив баланса войдет сальдированный остаток по соответствующим субсчетам счетов 62 и 76. Такую учетную политику рекомендовано применять начиная с отчетности за 2012 г. Она приведет к уменьшению итога баланса на сумму НДС. Имейте в виду, что измененную учетную политику следует применять ретроспективно - в целях обеспечения сопоставимости показателей (п. п. 15 и 15.1 ПБУ 1/2008).
Внимание! Расчеты по НДС не имеют отношения к расчетам с покупателем (заказчиком), поэтому они отражаются на разных счетах с суммами авансов.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" получило от ООО "Пассив" аванс в сумме 118 000 руб. Аванс был получен в счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.
На конец отчетного года товары, в счет оплаты которых получен аванс, отгружены покупателю не были.
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным",
- 118 000 руб. - получен аванс на расчетный счет;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по НДС в составе авансов полученных", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС с полученного аванса.
По строке 1520 баланса за отчетный год нужно указать сумму аванса в размере 100 тыс. руб. (118 000 - 18 000), то есть свернуть остатки по счетам 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным", и 76, субсчет "Расчеты по НДС в составе авансов полученных".
Как отразить расчеты с подотчетными лицами
Для этого нужно указать кредитовое сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами", не списанное на конец отчетного периода (то есть долг перед подотчетными лицами). Этот долг возникает, если подотчетные лица купили для фирмы те или иные ценности, а она с ними не рассчиталась, или истратили денег больше, чем им было выдано.
Выдача работнику денег под отчет из кассы оформляется проводкой:
Дебет 71 Кредит 50
- выданы сотруднику денежные средства под отчет из кассы.
Сотрудник, получивший деньги, должен представить в бухгалтерию авансовый отчет по форме N АО-1 (с приложением всех документов, подтверждающих его расходы), а неизрасходованные средства вернуть в кассу организации.
Если произведенные расходы носят производственный характер, то затраты подотчетного лица отражаются по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и дебету счетов учета затрат или ценностей, которые он купил.
Покупка подотчетными лицами ценностей (оплата работ, услуг)
При покупке подотчетными лицами того или иного имущества в учете делается запись:
Дебет 08 (10, 41) Кредит 71
- оприходовано имущество, приобретенное подотчетным лицом.
Если подотчетным лицом оплачены работы или услуги для нужд основного (вспомогательного или обслуживающего) производства (например, ремонт производственного инструмента), то затраты отражаются проводкой:
Дебет 20 (23, 29) Кредит 71
- списаны расходы подотчетного лица, необходимые для нужд основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Если деньги израсходованы на оплату расходов, связанных с "общецеховой" или управленческой деятельностью (например, ремонт оргтехники, услуги нотариуса), то эту операцию отражают так:
Дебет 25 (26) Кредит 71
- оплачены подотчетными лицами общепроизводственные (общехозяйственные) расходы.
Если подотчетное лицо оплатило расходы непроизводственного характера для персонала (например, расходы на проведение спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.п.), в учете делают запись:
Дебет 91-2 Кредит 71
- затраты подотчетного лица непроизводственного характера учтены в составе прочих расходов.
Если сотрудник израсходовал сумму большую, чем ему было выдано из кассы, то эту сумму ему необходимо возместить.
Такую операцию отражают записью:
Дебет 71 Кредит 50
- возмещены сотруднику затраты, превышающие сумму денег, выданных из кассы (перерасход).
Если на конец отчетного периода эта сумма не была возмещена, ее нужно указать в строке 1520 баланса.
Пример. Работнику ООО "Пассив" Петрову в декабре отчетного года были выданы деньги под отчет в сумме 7000 руб.
На подотчетную сумму Петров приобрел материалы в розничной торговле. Стоимость материалов - 11 800 руб. В кассовом чеке указано, что НДС в стоимости материалов составляет 1800 руб. Однако счет-фактуру Петрову не выдали, поскольку покупку он совершал от своего имени (не имея доверенности от "Пассива").
Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:
Дебет 71 Кредит 50
- 7000 руб. - выданы деньги Петрову под отчет;
Дебет 10 Кредит 71
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходованы материалы;
Дебет 19 Кредит 71
- 1800 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам на основании чека ККМ;
Дебет 91-2 Кредит 19
- 1800 руб. - НДС по оприходованным материалам списан на расходы, не принимаемые в целях налогообложения (п. 19 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. N 03-07-11/335).
По состоянию на конец года кредитовое сальдо по счету 71 составляет 4800 руб. (11 800 - 7000). Его надо показать по строке 1520 баланса.
Если "Пассив" возместил Петрову расходы, то в учете надо сделать проводку:
Дебет 71 Кредит 50
- 4800 руб. - возмещены затраты, превышающие подотчетную сумму.
В этой ситуации по строке 1520 баланса ставят прочерк.
Работник может произвести оплату продавцу (поставщику или подрядчику) на основании доверенности, выданной фирмой. В этом случае продавец оформляет первичные документы на покупку и счет-фактуру на имя фирмы. Поэтому нужно применить проводки:
Дебет 60 (76) Кредит 71
- подотчетным лицом выполнено поручение фирмы по оплате товаров (работ, услуг) контрагента (утвержден авансовый отчет);
Дебет 10 (41, 20, 91...) Кредит 60 (76)
- оприходованы товары (работы, услуги), полученные (принятые) работником по доверенности;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- принят к учету НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- НДС принят к вычету.
Командировочные расходы
В командировку можно отправить только такого работника, с которым заключен трудовой договор.
Поездка в другую местность работника на основании гражданско-правового договора (например, договора подряда или поручения) командировкой не считается. Если такому сотруднику возмещают расходы по той или иной поездке, то сумма возмещения является частью его вознаграждения по договору.
Командированному работнику оплачивают:
- расходы по найму жилого помещения;
- расходы по проезду к месту командировки и обратно;
- суточные;
- другие расходы (например, оплату услуг телефонной или почтовой связи).
На оплату таких расходов работнику перед его отъездом в командировку выдают аванс.
После возвращения из командировки сотрудник представляет в бухгалтерию авансовый отчет о фактических расходах с приложением всех оправдательных документов. Обоснованность расходов руководитель организации должен подтвердить своей подписью на авансовом отчете.
Расходы подотчетника могут быть как больше, так и меньше суммы, выданной под отчет.
Если расходы работника превышают подотчетную сумму, то задолженность перед ним, не погашенную на конец отчетного периода, нужно показать по строке 1520 баланса.
Если расходы работника меньше подотчетной суммы, то его задолженность, не погашенную на конец отчетного периода, нужно показать по строке 1230 баланса.
Внимание! Для вычета НДС по расходам командированного работника на оплату найма жилого помещения и проезд к месту командировки и обратно счета-фактуры не требуются.
Пример. В декабре отчетного года сотрудник ООО "Пассив" Петров был направлен в командировку на восемь дней.
Расходы Петрова составили:
- на приобретение авиационных билетов - 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.);
- на проживание в гостинице - 6254 руб. (в том числе НДС - 954 руб.);
- на оплату услуг связи - 236 руб. (сумма НДС не выделена).
Все расходы подтверждены документально.
Приказом руководителя суточные для командировок по России установлены в размере 700 руб. в день. Таким образом, суточные за время командировки составили 5600 руб. (700 руб/дн. x 8 дн.).
Перед командировкой Петрову был выдан аванс в сумме 10 000 руб. Сумма НДС по командировочным расходам, подлежащая налоговому вычету, составит 1494 руб. (540 + 954).
Петров направлен в командировку для заключения договора о продаже готовой продукции "Пассива". Следовательно, командировочные расходы должны быть учтены в составе расходов на продажу.
Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:
Дебет 71 Кредит 50
- 10 000 руб. - выдан аванс на командировку;
Дебет 44 Кредит 71
- 14 136 руб. (3540 + 6254 + 236 + 5600 - 1494) - списаны расходы по командировке, связанной с продажей готовой продукции;
Дебет 19 Кредит 71
- 1494 руб. - учтен НДС по командировочным расходам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 1494 руб. - НДС принят к налоговому вычету.
Фактические расходы превысили сумму выданного аванса на 5630 руб. (14 100 + 1530 - 10 000). Сумму превышения (6 тыс. руб.) отражают по строке 1520 баланса на конец года.
Как учесть расчеты по страхованию
По этой статье расходов учитывают кредиторскую задолженность по имущественному страхованию фирмы и добровольному личному страхованию работников, не погашенную по состоянию на отчетную дату.
Имущественное страхование бывает двух видов:
- обязательное (в соответствии с требованиями законодательства);
- добровольное (по решению организации).
Расходы по добровольному страхованию принимаются для целей налогообложения в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ), расходы по обязательному страхованию - в пределах тарифов, установленных законом или международной конвенцией (п. 2 ст. 263 НК РФ).
Страхование имущества
Начисление страховых платежей отражайте по кредиту счета 76, субсчет 1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".
К нему необходимо открыть субсчета второго порядка:
- 76-1-1 - расчеты по страховой премии;
- 76-1-2 - расчеты по страховому возмещению.
Если застраховано имущество, которое используется в производственной деятельности организации, то суммы страховых платежей включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) или в состав расходов на продажу:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76-1-1
- учтена в составе затрат сумма платежей по страхованию имущества.
Если застраховано имущество, которое используется для целей, не связанных с производственной деятельностью, то суммы страховых платежей учитываются в составе прочих расходов:
Дебет 91-2 Кредит 76-1-1
- учтена в составе прочих расходов сумма страховых платежей.
Как правило, страховую премию списывают на расходы равномерно в течение срока действия договора страхования, но это необязательно.
В качестве обязательств по страхованию имущества укажите кредитовое сальдо по субсчету 76-1-1, не списанное на конец отчетного периода.
Оплата страховой премии (вознаграждения страховой компании по договору страхования) учитывается по дебету субсчета 76-1-1:
Дебет 76-1-1 Кредит 50 (51, 52)
- оплачена страховая премия.
При наступлении неблагоприятного случая, от которого страховалось имущество организации (например, пожара), сумму страхового возмещения, поступившую в кассу на расчетный или валютный счет, в учете отразите записью:
Дебет 50 (51, 52) Кредит 76-1-2
- поступила сумма страхового возмещения.
Стоимость имущества, утраченного в результате наступления страхового случая, нужно списать:
Дебет 76-1-2 Кредит 10 (01, 41, 43...)
- списана стоимость застрахованного имущества, испорченного или уничтоженного при наступлении страхового случая.
Если имущество, пострадавшее в результате страхового случая, подлежит ремонту, то расходы на ремонт также относятся за счет страхового возмещения. Для этого в учете делается запись:
Дебет 76-1-2 Кредит 23 (10, 70, 69, 60...)
- списаны расходы по восстановлению застрахованного имущества.
Если по условиям договора страхования потери или часть потерь не подлежат компенсации за счет страхового возмещения, то они считаются прочими расходами организации.
На сумму таких потерь нужно сделать проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76-1-2
- учтена в составе прочих расходов сумма потерь от страхового случая, не возмещаемая за счет страхового возмещения.
Если сумма страхового возмещения превышает потери организации от порчи или утраты имущества, то сумма такого превышения считается прочим доходом.
На сумму этого превышения сделайте в учете запись:
Дебет 76-1-2 Кредит 91-2
- учтена сумма превышения страхового возмещения над потерями, понесенными в результате порчи или утраты имущества.
Пример. ООО "Пассив" застраховало помещение своего склада на случай пожара. Сумма страхового возмещения при наступлении страхового случая составляет 600 000 руб.
В III квартале отчетного года на складе возник пожар и помещение склада пострадало. Страховая организация выплатила сумму страхового возмещения в соответствии с договором в полном объеме.
В III квартале бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 51 Кредит 76-1-2
- 600 000 руб. - получена сумма страхового возмещения.
В строку 1520 баланса на 30 сентября отчетного года войдет кредитовое сальдо по субсчету 76-1-2 в сумме 600 тыс. руб.
В IV квартале "Пассив" отремонтировал помещение склада собственными силами. Стоимость ремонта составила 454 000 руб., в том числе:
- 354 000 руб. - стоимость материалов (в том числе НДС - 54 000 руб.);
- 100 000 руб. - затраты на оплату труда работников, занятых на ремонтных работах (включая сумму взносов во внебюджетные фонды, в том числе взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве).
В IV квартале надо сделать записи:
Дебет 10 Кредит 60
- 300 000 руб. (354 000 - 54 000) - приобретены материалы для ремонтных работ;
Дебет 19 Кредит 60
- 54 000 руб. - учтена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 60 Кредит 51
- 354 000 руб. - оплачены полученные материалы;
Дебет 23 Кредит 10
- 300 000 руб. - переданы материалы на производство ремонтных работ;
Дебет 23 Кредит 70 (69)
- 100 000 руб. - начислены оплата труда, страховые взносы и взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве;
Дебет 76-1-2 Кредит 23
- 400 000 руб. (300 000 + 100 000) - списаны за счет страхового возмещения расходы по ремонту склада;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 54 000 руб. - НДС принят к вычету (Письмо Минфина России от 29 июля 2010 г. N 03-07-11/321);
Дебет 76-1-2 Кредит 91-1
- 200 000 руб. (600 000 - 400 000) - превышение суммы страхового возмещения над понесенными расходами учтено в составе прочих доходов.
Страхование работников
Начисление и перечисление страховых премий при страховании работников организации отражают в том же порядке, что и при страховании имущества.
При наступлении страхового случая застрахованному работнику полагается выплата возмещения. Возмещение выплачивается страховой организацией непосредственно застрахованному работнику. Эта операция в учете фирмы-страхователя не отражается.
Обратите внимание: независимо от метода учета доходов и расходов при расчете налога на прибыль (метода начисления или кассового метода) затраты по добровольному страхованию сотрудников уменьшают облагаемую прибыль только после их оплаты (п. 6 ст. 272 НК РФ).
Задолженность перед участниками (акционерами)
по выплате доходов
В качестве задолженности фирмы перед собственниками (участниками или акционерами) по начисленным, но не выплаченным дивидендам отражают задолженность, не погашенную по состоянию на отчетную дату. Сумму такой задолженности учитывают по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 2 "Расчеты по выплате доходов ".
На основании решения общего собрания акционеров (участников) о распределении чистой прибыли, полученной фирмой, в учете делают проводку:
Дебет 84 Кредит 75
- начислены дивиденды (доходы) акционерам или участникам организации.
Обратите внимание: дивиденды, выплачиваемые акционерам (участникам), которые являются работниками организации, учитывают по кредиту счета 70.
Эту операцию отражают записью:
Дебет 84 Кредит 70
- начислены дивиденды (доходы) акционерам или участникам, которые являются работниками организации.
В балансе отразите кредитовое сальдо по счету 75 или 70 (в части задолженности по дивидендам).
Дивиденды являются доходом участников. Выплачивая их, ваша фирма должна удержать из них налог на доходы и перечислить сумму налога в бюджет. В данном случае ваша фирма выступает в роли налогового агента - по НДФЛ, если получателями доходов являются физические лица, и по налогу на прибыль организаций, если получателями доходов являются юридические лица.
НДФЛ нужно удержать по следующим ставкам:
- при выплате дивидендов физическим лицам - налоговым резидентам РФ - 9%;
- при выплате дивидендов физическим лицам, которые не являются налоговыми резидентами РФ, - 15% (если соглашением РФ с иностранным государством об избежании двойного налогообложения не установлено иное).
Ставка налога на прибыль по дивидендам российских организаций составляет 0% или 9%, иностранных организаций - 15% (если соглашением РФ с иностранным государством об избежании двойного налогообложения не установлено иное).
Межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения по состоянию на 1 января 2011 г. перечислены в Письме Минфина России от 23 марта 2011 г. N 03-08-05 (список уточняется Минфином путем выпуска отдельных информационных материалов; последнее обновление списка - по состоянию на 1 января 2013 г.).
Налог начисляется в момент фактической выплаты дивидендов.
До тех пор пока дивиденды не выплачиваются, налог начислять не нужно.
При начислении налога в учете следует сделать проводки:
Дебет 75 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",
- удержан налог на доходы с сумм, выплаченных участникам (акционерам) - юридическим лицам;
Дебет 75 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц",
- удержан налог на доходы с сумм, выплаченных участникам (акционерам) - физическим лицам;
Дебет 70 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц",
- удержан налог на доходы с сумм, выплаченных участникам (акционерам) - работникам организации.
Выплату дивидендов отражают записью:
Дебет 75 (70) Кредит 50 (51, 52)
- выплачены дивиденды (доходы) участникам (акционерам) (за минусом суммы удержанного налога на доходы).
Пример. Чистая прибыль ООО "Пассив" по итогам прошлого года составила 100 000 руб.
Доли участников в уставном капитале ООО "Пассив" распределены так:
- Иванов - 75% уставного капитала;
- Петров - 25% уставного капитала.
Общим собранием прибыль было решено распределить между участниками ООО пропорционально их долям в уставном капитале:
- Иванову - 75 000 руб.;
- Петрову - 25 000 руб.
Иванов является работником ООО "Пассив".
Начисление доходов бухгалтер "Пассива" отразит в учете следующими проводками:
Дебет 84 Кредит 70
- 75 000 руб. - начислен доход Иванову от долевого участия в ООО;
Дебет 84 Кредит 75
- 25 000 руб. - начислен доход Петрову от долевого участия в ООО.
Задолженность "Пассива" по начисленным и невыплаченным дивидендам в сумме 100 тыс. руб. (100 000 = 75 000 + 25 000) отражают по строке 1520 баланса за отчетный период.
Срок для выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней с момента принятия соответствующего решения. При нарушении этого срока акционер АО или участник ООО вправе обратиться с требованием о перечислении причитающихся ему денег в течение следующих трех лет (фирма может продлить этот срок еще на два года, отразив это в уставе). Когда все сроки истекут, акционер (участник) утрачивает право на объявленные дивиденды.
Невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли и налогом на прибыль не облагаются. Эту операцию следует отразить записью:
Дебет 75 Кредит 84
- восстановлены в составе нераспределенной прибыли невостребованные дивиденды.
Строка 1530 "Доходы будущих периодов"
По строке 1530 баланса указывают доходы, полученные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (с 2011 г. такая категория доходов, как "доходы будущих периодов", исключена из ПВБУ (п. 81)).
Доходы, полученные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, действующие правила бухучета предусматривают только в виде:
- средств целевого финансирования согласно ПБУ 13/2000;
- безвозмездно полученных основных средств (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- разницы между общей суммой лизинговых платежей по договору лизинга и стоимостью лизингового имущества (п. 4 разд. II Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).
При приобретении за счет бюджетных средств внеоборотных активов в момент их ввода в эксплуатацию средства целевого финансирования учитываются в составе доходов будущих периодов.
В течение срока полезного использования начисленная амортизация относится на финансовый результат фирмы как прочие доходы.
При финансировании за счет бюджетной помощи текущих расходов целевое финансирование признается в доходах будущих периодов в момент принятия к учету МПЗ, начисления оплаты труда и т.д. К доходам отчетного периода они относятся при отпуске МПЗ в производство, начислении оплаты труда и т.д.
Остаток средств целевого финансирования краткосрочного характера отражается в балансе по строке 1550 "Прочие обязательства".
В строке 1530 баланса укажите кредитовое сальдо по счету 98 "Доходы будущих периодов", не погашенное по состоянию на отчетную дату.
Обратите внимание: получение денег в качестве аванса или предварительной оплаты доходами будущих периодов не признается.
Начисление доходов будущих периодов за счет государственной помощи отражают на субсчете 98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов" так:
Дебет 86 Кредит 98-1
- отражены доходы будущих периодов.
Суммы, учтенные как доходы будущих периодов, списываются на увеличение финансового результата в том отчетном периоде, к которому они относятся. Эту операцию отражают проводкой:
Дебет 98-1 Кредит 91-1
- доходы будущих периодов признаны прочими доходами.
Как учесть безвозмездно полученные ценности
Доходы будущих периодов возникают при безвозмездном получении основных средств (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н). Для учета безвозмездно полученных ценностей к счету 98 следует открыть субсчет 2 "Безвозмездные поступления". Стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств определяется исходя из рыночной цены на них. В учете эту операцию отражают так:
Дебет 08 Кредит 98-2
- получены безвозмездно основные средства.
Стоимость материальных ценностей, полученных безвозмездно, облагают налогом на прибыль. Налог нужно заплатить по итогам того отчетного периода, когда эти ценности получены.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" получило безвозмездно от физического лица производственное оборудование. Его рыночная цена составила 360 000 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 08 Кредит 98-2
- 360 000 руб. - оприходовано безвозмездно полученное оборудование по рыночной цене;
Дебет 01 Кредит 08
- 360 000 руб. - оборудование принято к бухгалтерскому учету.
Стоимость безвозмездно полученных основных средств, учтенных в составе доходов будущих периодов, списывают на счет 91 "Прочие доходы и расходы" по мере начисления на них амортизации.
Для этого в учете делают записи:
Дебет 20 (23, 44...) Кредит 02
- начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;