Управление персоналом предприятия
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, направленная на создание условий нормального развития и использования потенциала рабочей силы на уровне предприятия. Основная цель управления персоналом – обеспечить качественное и рациональное формирование, освоение и развитие человеческих ресурсов для достижения экономической эффективности организации и удовлетворения личных потребностей ее работников.
Кадровая политика ООО «Нара» является структурным звеном общей концепции развития предприятия и опирается на следующие основные принципы:
– управление человеческими ресурсами на предприятии направлено на достижение основной цели – максимизации прибыли и повышение благосостояния его работников;
– создание корпоративной культуры, коллективных ценностей, системы мотивации труда и контроля работников.
К числу внутренних ресурсов, поддерживающих эффективную деятельность ООО «Нара», относятся наличие опытного высококвалифицированного персонала и элементы управления человеческими ресурсами, а именно:
– осуществление современной кадровой политики в области подбора, расстановки и подготовки персонала;
– совершенствование системы оплаты и организации труда;
– социально-экономическое развитие трудового коллектива;
– создание безопасных условий труда.
Отбор управленческого персонала производится на конкурсной основе, используются следующие основные источники найма:
– внутренние (прямой поиск внутри организации);
– по рекомендации;
– информация размещается на сайтах www.sochi.job.ru, www.avito.ru.
В качестве законодательной базы, в рамках которой осуществляется регулирование трудовых отношений в ООО «Нара», выступает Трудовой кодекс Российской Федерации. Отношения между работодателем ООО «Нара» и работниками также регулируются трудовыми договорами, заключаемыми с каждым отдельным сотрудником, приказами и распоряжениями.
Общая численность персонала ООО «Нара» на конец 2014г составила 7 человек. Структура численности представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура численности персонала ООО «Нара» за 2014 г.
Должность | Количество человек | ||
Руководители | Директор | ||
Ведущие специалисты | Бухгалтер | ||
Специалисты | |||
Продавци | |||
Грузчик | |||
Итого: |
Из таблицы следует, что штат сотрудников предприятия состоит из руководителей – 14,3% и специалистов – 85,7%. Служба управления персоналом представлена офис-менеджером.
Состав персонала ООО «Нара» по образованию составляют 13,5% сотрудники с высшим образованием.
Руководящий состав и состав специалистов характерен своим постоянством в течение длительного времени. Меняются только сотрудники, работающие по договору гражданско-правового характера.
Для оценки деятельности работающего персонала используются количественные показатели работы персонала (увеличение объема продаж, рост прибыли) и качественные показатели (деловые качества сотрудника: инициативность, самостоятельность в принятии решений, опыт работы; личностные качества: аккуратность, порядок на рабочем месте, соблюдение трудовой дисциплины, умение сотрудничать с коллективом, надежность).
При приеме новых сотрудников в период испытательного срока используется прогностический метод. При таком методе широко используются анкетные данные; письменные характеристики; мнения и отзывы руководителя и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты. Так же используется практический метод - проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы. В итоге проводится экспертная оценка деловых качеств личности, от чего будет зависеть содержание и качество выполняемой в будущем работы.
Контроль на предприятии
Основными целями системы внутреннего контроля на предприятии являются: а) снижение финансовых потерь; б) своевременная адаптация коммерческой организации к изменениям во внутренней и внешней среде; в) сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов организации.
В ООО «Нара» проводится внутренний управленческий контроль и внутренний бухгалтерский контроль.
Внутренний управленческий контроль проводится по направлениям стратегии развития организации:
– снабженческо-сбытовая политика (поддержание сбытовой сети, реклама);
– инновационная политика (минимизация издержек производства, создание новых видов продукции, повышение конкурентоспособности);
– ценовая политика (достижение наиболее выгодных объёмов продаж и максимального уровня прибыли);
– финансовая политика (планирование денежных потоков, привлечение внешних финансовых ресурсов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью);
– инвестиционная политика (рациональное использование накоплений);
– кадровая политика (отбор работников, повышение их квалификации, система стимулирования труда);
Внутренний бухгалтерский контроль осуществляется по следующим направлениям:
– анализ финансового состояния предприятия;
– анализ рентабельности;
– анализ финансовой устойчивости предприятия;
– правильная организация документооборота;
– отражения операций согласно налоговой политике организации;
– достоверность и правильность составления отчетных данных.