Организация администрации. Формально власть принадлежит короне, возглавляющей весь административный аппарат страны

Формально власть принадлежит короне, возглавляющей весь административный аппарат страны.

Центральными административными органами помимо короны является премьер-министр, кабинет, правительство, Тайный Совет, министерства и ведомства.

Премьер-министр является главным советником короны с 1721 г. Он занимает ключевое положение в системе исполнительной власти, потому что он является лидером партии большинства в парламенте. Он сам назначает министров и возглавляет правительство, руководит кабинетом, министерствами и ведомствами. Решает вопросы о составе кабинета, числе министерских постов, назначает главных руководителей министерств, ведомств, высших судей, высшее командование вооруженных сил и иных должностных лиц государства. (Поэтому совершенно безграмотно в наших средствах массовой информации председателя Правительства РФ называют Премьер-министром, так как полномочия Премьер-министра выше полномочий Президента страны). Кабинет, образованный в конце 17 века имеет в наше время 20 членов. Премьер-министр руководит кабинетом, в который входят: премьер-министр, лорд-канцлер (председатель палаты лордов), канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари (министры) внутренних дел, иностранных, обороны, промышленности, торговли и др. Созывает и ведет заседание кабинета Премьер-министр. Протокол на заседании обычно не ведется. Важные решения кабинета оформляются законопроектом и направляются в палату общин или в виде приказов короны в Тайный Совет.

В отличие от правительства Тайный Совет при Короне (насчитывает около 300 членов) принимает управленческие решения. В его состав входят все министры кабинета и другие министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы английской церкви, почетные члены и приглашаются 3 советника правительства. На Тайном Совете решения оформляются в виде приказов короны в Совете, то есть принимаются нормативно-правовые акты и индивидуальные акты. Суды признают лишь приказы короны в Совете, которые не выходят за пределы компетенции королевской власти или за рамки законов, делегирующих полномочия короне.

Министерства и ведомства чаще всего функционируют как публичные корпорации.

Особенность британской администрации: наличие территориальных министерств: по делам Шотландии, Уэльса и Ирландии.

Министерства и ведомства Великобритании являются публичными (то есть выражающими интересы большинства граждан государства) юридическими лицами, к ним могут быть предъявлены иски в судебном порядке. Управление в сфере народного хозяйства осуществляют министерства и публичные (тот же смысл отражения интересов большинства в организации) корпорации. Частный сектор мягко регулируется нормами административного права.

Используется социальное (общественное) регулирование в сфере: 1) землепользования, 2) оказание денежной помощи физическим и юридическим лицам, 3) оказание нефинансовой помощи.

Кроме того, государство оказывает социальную денежную помощь в виде:

1) национального страхования;

2) возмещение вреда;

3) помощь бедным с 1975 г.;

4) помощь матерям, вдовам, безработным, больным, пенсионерам по старости и др.

Особые изменения в процессе реформирования системы органов исполнительной власти в Великобритании происходят за последние 30 лет. До конца 20 века система органов исполнительной власти состояла из двух подсистем министерств и государственных корпораций.

Несмотря на появления третьего звена в системе управления в форме «регулирующих агентств», осуществляющих контроль за деятельностью государственных корпораций и состоящих наполовину из правительственных чиновников (остальные представители научных кругов), численность государственных служащих за последние 25 лет сократилась на 30%, при этом управляемость системой улучшилась. Кабинет министров больше занимается вопросами внутренней и внешней политики государства.

Коренное изменение системы государственного управления в Великобритании происходит в отношении ее составных частей: Шотландии, Северной Ирландии (Ольстер) и Уэльса. С 1997 г. исполнительная власть реформируется с передачей многих функций государственного управления этим составным частям. В настоящее время все составные части Великобритании имеют свои законодательные органы и правительства. В части осуществления внешних государственных функций управления они по объему функций государственного управления превосходят Англию. Наибольших прав добилась Шотландия. Региональные органы государственной власти с 2000 г. избираются муниципальными советами из числа муниципальных активистов всех уровней. Сокращение муниципального аппарата органов МСУ (на 20% за последние 25 лет, в том числе сокращение советников — почти вдвое). При всем этом качество управления государственного и муниципального управления улучшается. Правительство субсидирует выборочно деятельность МСУ и контролирует их работу. Среди контрольных органов особое место занимает Инспекция ценности и качества муниципальной работы; Комиссия по вопросам местного самоуправления; инспекция жилищная, питьевой воды и др.

Основы современной гражданской службы в Великобритании заложены в 1850—1870 гг.

Методом открытых конкурсных экзаменов формируется аппарат гражданской службы.

Основной принцип гражданской службы — отделение профессионализма в управлении от политики. Администраторы в учреждениях несменяемые, кроме сменяемых политиков, которых насчитывается примерно около 100 человек (это премьер-министр, министры, госсекретари и др., то есть те, кто уходит с должности в случае ухода правительства в отставку).

Вопросы гражданской службы регулируются в основном не законами, а приказами короны в Совете, циркулярами министерства финансов и других министерств, так как служба считается прерогативой короны.

С 1987 г. Управление гражданской службой осуществляется министерством финансов и Управлением министра гражданской службы, которую с 1968 г. возглавляет Премьер-министр. Прием на службу осуществляется в форме открытого конкурса для всех желающих. Выбранный служащий осуществляет свои функции пожизненно (до пенсионного возраста — 60 лет). Они называются служащими Комиссии гражданской службы. Оплата труда служащих установлена с учетом ставок оплаты в частных организациях и зависит от: категории, группы, разряда, стажа, ценности и сложности труда и др.

Перемещение по службе и из министерств и групп затруднено, так как переквалификация стоит дорого и на практике неэффективна. Минимальная пенсия служащих с 10 летним стажем равна одной трети заработной платы. Служащий может быть уволен администрацией досрочно, ее решение может быть обжаловано в Апелляционный Совет гражданской службы и в суд.

В Англии преобладает делегированное административное правотворчество. Парламент и суд строго следят за делегированными законодательными полномочиями администраций.

Административная юстиция существует в двух формах: 1) трибунал (административный неформальный суд) и 2) министерское расследование.

Контроль осуществляется Парламентом и судами над администрацией.

Обращаться в суд предоставлено каждому.

Суды принимают два решения:

• учреждение превышает свою власть.

• неправильно применяет правовую норму.

Наши рекомендации