К третьему году жизни он,(5) по-моему,(6) стал хозяином округи.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Тишина,(1) свежо,(2) и кажется,(3) что этот холодок,(4) бегущий по спине,(5) навевает горящий в небе месяц.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Пеле — кот,(1) названный так потому,(2) что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка,(3)белые лапки,(4) чёрные голова и спина и чёрный,(5) как уголёк,(6) мохнатый хвост.
13.
14. Среди предложений 26—30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 194
(1)Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо. (2)Одета бедно, в кургузое пальтишко и тёплые, не по сезону ботинки; на голове –серый обтёрханный платок. (3)Неожиданно подхватывается:
– (4) Что, ещё не Рамень?
(5)Потом садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:
– (6)Вот враг!.. (7)Ну надо же!
– (8)Грибной дождик –чем он вам помешал?
(9)Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней горожане, поясняет:
– (10)Для хлебов он теперь не нужон. –(11)И с мягкой укоризной, весело: –(12)Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..
(13)Невысокая, загорелая, морщинистая. (14)Старенькая-старенькая –лет восьмидесяти, наверное, не меньше, но ещё довольно живая. (15)И руки заскорузлые, крепкие. (16)Во рту спереди торчат два жёлтых зуба.
(17)Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
(18)Сама она из-под Иркутска. (19)Сын погиб, а дочь умерла, и родных –никого. (20)Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как выясняется, –без билета. (21)И нет у неё ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...
– (22)Как же так, без билета? (23)И не ссадили?.. –удивляются вокруг. –(24)А контроль-то был?
– (25)Два раза приходил. (26)А что контроль?.. –слабо улыбается она. –(27)Контроль тоже ведь люди. (28)Кругом люди!.. –убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: –(29)Я ведь не так, я по делу...
(30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...
(31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться –уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна –вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
(34)Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, охотно жамкает своими двумя зубами.
(35)Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
(36)И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:
– (37)Батюшки, красота-то какая!.. (38)Нет, вы поглядите...
(По В. Богомолову)*
*Богомолов Владимир Осипович – русский советский писатель, очеркист. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и переведённых на десятки языков произведений: романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого...»), повестей «Иван», «Зося» и многих рассказов.
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
1) (1) Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо.
(33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
2) (5) Потом садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает…
(36) И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит…
3) (20) Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как выясняется, – без билета.
(29) Я ведь не так, я по делу...
4) (21) И нет у неё ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...
(32) Но ей верят.
Каково отношение старушки к горожанам?
1) Старушка всю жизнь прожила в деревне и совсем не понимает психологии горожан.
2) Старушку раздражает невежество горожан в вопросах, связанных с природой и сельскохозяйственным трудом.
3) Старушка стремится показать горожанам своё превосходство в вопросах, связанных с пониманием природы и жизни.
4) Старушка понимает и принимает разницу между представлениями крестьянина и горожанина о природе и жизни.
Как характеризует старушку информация, заключённая в предложениях 20–30?
1) Старушка любит поговорить о себе и своих проблемах.
2) Старушке трудно живётся, и она стремится переложить свои трудности на плечи других.
3) Старушка непрактична и не умеет собираться в дорогу.
4) Старушка – человек открытый, относящийся к людям доброжелательно и с доверием.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик не называет имени героини?» Это говорит о том, что…
1) рассказчик не успел познакомиться с попутчицей и узнать её имя.
2) рассказчику неловко назвать имя, поскольку он, создавая правдивый образ, безжалостно описал внешность героини.
3) автор-рассказчик создаёт образ, воплощающий определённый тип характера.
4) автор-рассказчик не считает возможным назвать имя старушки, ехавшей без билета.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушке удалось «проехать без билета» через половину России?»
1) Никто не решился обмануть веру старушки в то, что жизнь строится на человеческом отношении людей друг к другу.
2) Старушка могла доказать, что она ездила в Москву по серьёзному делу, и её пропускал железнодорожный контроль.
3) Старушка, как очень старая женщина, потерявшая родственников, имела право проехать без билета.
4) Старушка пользовалась доверчивостью людей, в том числе и железнодорожных контролёров.
3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1) (13) Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.
2) (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
3) (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
4) (35) Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
4. Из предложений 16–17 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
5. Из предложений 1–4 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано».
6. Замените просторечное слово ОБТЁРХАННЫЙ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание ОХОТНО ЖАМКАЕТ в предложении 34, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
9. Среди предложений 20–26 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 5–12 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.