Какими факторами обусловлена необходимость наличия финансов?
Назовите закономерности, условия и предпосылки возникновения финансов.
Обязательное условие существования финансов – деньги. Появление финансов обусловлено возникновением государства, его развитием; возникновение государственных финансов - существованием государства и денежной системы.
Закономерности, причины и условия функционирования финансов:
· Обширная сфера товарно-денежных отношений;
· Единая общность форм движения денежных фондов;
· Существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;
· Связь финансов с конечным результатом производства;
· Денежные отношения по поводу распределения и перераспределения чистого дохода и обслуживания процесса расширенного воспроизводства.
Какими факторами обусловлена необходимость наличия финансов?
Необходимость наличия финансов обусловлена следующими факторами: существование товарно-денежного обмена, стимулируемого развитием государства; действие закона стоимости, обеспечивающего распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и его составной части – прибыли; асинхронность производства и потребления.
Стоимостная форма движения товаров порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера. В этом и заключается сущность финансов.
Материальная основа финансов – общественное производство и от состояния экономики зависит финансовая устойчивость.
4. Дайте характеристику распределительной и контрольной функции финансов.
Функции финансов отражают их сущность, делятся на основные и производные:
Основные: распределительная, контрольная
Производные: перераспределительная, регулирующая
К основным функциям финансов относятся:
обеспечивающаядля любого процесса производства, необходимо докупить оборудование, докупить сырье, а для этого необходимы финансовые ресурсы, т.е. финансы обеспечивают установление денежного капитала;
воспроизводств.– с помощью фин. средс создается продукт который реализ. и возвращ. к форме выручки;
распределительная –обеспечение каждого субъекта хозяйст. необходимыми ими финансовыми ресурсами;
контрольная –она взаимосвязана с распределительной функцией, т.к. если нет объекта распределения, следовательно нет кого контролировать. Проявляется в процессе распред. и использования денежных средств;
стимулирующая –денежные средства дают стимул для распределения и развития процесса производства.
5. С какими категориями взаимодействуют финансы?
Финансы не единственная категория, участвующая в стоимостном распределении. В процессе стоимостного распределения финансы тесно взаимосвязаныс такими экономическими категориями, как цена, кредит и заработная плата.
6.В чем проявляется взаимосвязь финансов и цены?
Цена - денежное выражение стоимости товара. Распределению и перераспределению национального дохода предшествует реализация товара, и от цены зависит величина денежных средств, которые поступят к собственникам продукции от ее реализации. Цена выступает основой распределительного процесса. Функционирование цены и финансов в этом процессе осуществляется в тесной взаимосвязи, так как цена является конкретной формой выражения финансовых отношений и одновременно категорией, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода.
7.Какие отличия имеются в содержании финансов и кредита?
Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте. Источником выплаты процента за пользование привлеченными средствами является доход банка, формирование и использование которого опосредуются финансовыми отношениями. Объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают все звенья финансовой системы.
Между финансами и кредитом существуют отличия:
• кредитные ресурсы обладают такими признаками, как возвратность, срочность и платность, не характерными для финансовых;
• кредитные ресурсы выражают двустороннее движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно, а финансовые — только одностороннее.
8.Назовите общие черты и отличия между финансами и заработной платой?
В стоимостном распределении наряду с финансами участвует и заработная плата.Существование заработной платы связано с формированием доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата имеет и общие черты и отлична от финансов.
Заработная плата так же является частью системы стоимостного распределения и стоит в одном ряду с финансами, подготавливая условия для последующего удовлетворения определенных потребностей. Отличие заработной платы от финансов в том, что она становится собственностью отдельных работников, в то время как посредством финансов происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между всеми участниками общественного производства.
Взаимодействие финансов и заработной платы осуществляется двояко: с одной стороны, с помощью финансовых отношений формируется фонд оплаты труда; с другой — заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов организации.
9. Дайте определение понятия «финансовая система».
Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
10. Какие звенья включает в себя сфера децентрализованных финансов?
Финансы коммерческих организаций
Финансы некоммерческих организаций
Финансы домашних хозяйств
11. Дайте краткую характеристику децентрализованных финансов.
К децентрализованным финансам относят финансы предприятий реального сектора экономики и непроизводственной сферы
12. Что представляют собой общегосударственные финансы? Какие звенья они включают? В финансовой системе Республики Беларусь ключевую роль играют общегосударственные финансы: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит
13. В чем проявляется взаимосвязь между сферами и звеньями финансовых отношений?
Важным звеном финансовой системы является государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Значимой сферой финансовых отношений являются финансы хозяйствующих субъектов - финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих групп хозяйствующих субъектов имеют специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.
Все звенья финансовой системы связаны с финансовым рынком,который расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения объема источников финансирования расширенного воспроизводства.
14.Назовите органы управления финансами страны.
Управление финансовой системой возложено на высшие законодательные и исполнительные органы власти: Президента, Национальное собрание, Совет Республики и Палату представителей.
15. Каковы цели и задачи Министерства финансов Республики Беларусь?
Одним из важнейших органов управления является МинФин РБ.
Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов являются:
– обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
– разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
– эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
– проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор за страховой деятельностью на территории страны;
16. Какие органы государственного управления кроме Министерства финансов Республики Беларусь занимаются исключительно финансовой деятельностью?
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам РБ.
17. Какие требования предъявляются к финансовой политике государства на современном этапе?
Базируется финансовая политика на соблюдении ряда требований:
1) научный подход;
2) учет конкретных исторических условий;
3) детальный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;
4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;
5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
6) прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов;
7) анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятия и т.д.
18. Определите содержание финансовой политики государства.
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:
• Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей и задач. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
• создание адекватного финансового механизма. При определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;
• управление финансовой деятельностью государства и субъектов экономики.
19.Раскройте цели и задачи финансовой политики.
Основными целямифинансовой политики являются:
ü наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;
ü повышение уровня доходов на душу населения;
ü увеличение бюджетной обеспеченности жителей;
ü выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.
Основными задачами, финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
• учет действия объективных экономических законов;
• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
• управление дефицитом государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;
• либерализация внешнеэкономической деятельности;
• активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;
• выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
20.Назовите принципы финансовой политики.
Финансовая политика – это документ, отражающий принципы и подходы к осуществлению финансовой деятельности предприятия.
Основными методологическими принципами проведения финн. политики, т.е. управления финн., явл.:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.
21.Назовите главные задачи финансовой политики.
22.Какова последовательность реализации финансовой политики?
23.Каково главное назначение налоговой политики?
Налоговая политика - это стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населений в бюджет страны. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующие функции. Фискальная функцияреализуется посредством изъятия доходов хозяйствующих субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функциявыражается через экономические рычаги воздействия (мотивация к труду; экономия финансовых ресурсов; финансовая поддержка рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.
24.Назовите неотъемлемые составляющие бюджетной политики.
Бюджетная политика - это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связана с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территориальному назначению и ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.
Стратегию и тактику государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства определяет ценовая политика государства.
Основную роль по реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам.
25.Перечислите основные направления реализации денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика -это стратегия и тактика государства в лице Национального банка Республики Беларусь по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции. Текущая денежно-кредитная политика направлена на: предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях; развитие финансового рынка; повышение устойчивости белорусского рубля; внедрение инноваций в банковскую сферу; привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
26. Раскройте сущность управления финансами
Управление финансами – осознанное воздействие органов управления на финансы страны и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.
В управлении финансами следует выделить объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
27. В чем заключается стратегическое и оперативное управление финансами?
Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации; их цель – получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий, а также устранения возможных затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, кредиты банков и др.
Следует различать стратегическое (общее) управление и оперативное управление. Стратегическое управление (прогнозирование на перспективу) выражается в определении финансовых ресурсов, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых программ. Это обязанность органов государственного и хозяйственного управления - Парламента, Администрации Президента, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление финансами является главной функцией аппарата финансовой системы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых министерств и комитетов работниками министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство.
28. Назовите высшие и оперативные органы управления финансами.
Министерство финансов Республики Беларусь (далее по тексту РБ) – один из важнейших органов управления, проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую политику, утвержденную парламентом, Президентом и правительством РБ.
Непосредственное оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.
29. Перечислите основные задачи Министерства финансов Республики Беларусь.
Основные задачи Минфина РБ:
1) обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
2) разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством по обеспечению роста финансовых ресурсов;
3) эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
4) участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задолженности;
5) проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор за страховой деятельностью в РБ и др.
30. Назовите основные задачи и функции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее МНС РБ). Основными его задачами является:
· Контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью платы налогов, сборов, иных платежей в бюджет;
· Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;
· Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта их работы;
· Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами МНС РБ осуществляет следующие функции:
- контролирует соблюдение налогового законодательства;
- организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
- разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;
- проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов;
- обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.
31. Перечислите важнейшие функции Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
Органом управления финансами является Государственный таможенный комитет РБ. Его важнейшие функции:
- участие в разработке и реализации таможенной политики государства;
- обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;
- принятие мер по обеспечению прав и защите интересов граждан, предприятий и учреждений при осуществлении таможенного дела;
- обеспечение экономической безопасности страны, защита ее экономических интересов;
- применение средств таможенного регулирования торгово – экономических отношений;
- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ; и др.
Государственный таможенный комитет должен способствовать повышению эффективности таможенного администрирования и созданию благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг.
32. Какие государственные органы осуществляют оперативное управление финансами в экономически развитых странах?
33. По каким направлениям осуществляется совершенствование управления финансами Беларуси?
На современном этапе совершенствование управления финансами диктуется необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси совершенствование управления финансами проводится по следующим направлениям: 1) перестройка органов управления финансами, совершенствование методов организации работы финансовых органов; 2) развитие автоматизированных систем управления финансами (АСУФ).
34. Какова роль АСУФ и АСФР в управлении финансами?
АСУФ – совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования, управления народным хозяйством.
Важное место в АСУФ занимает автоматизированная система финансовых расчетов, благодаря которой решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечивается многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой.
35. Каково место финансового менеджмента в управлении финансами?
В управлении финансами большую роль играет финансовый менеджмент – специфическая система управления финансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, методы, инструменты, а также работников, принимающих управленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономического роста.
36. В чем сущность и каково назначение финансового планирования и финансового прогнозирования?
Финансовое планирование — это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Финансовое планирование - целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов.
Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
37. Перечислите принципы финансового планирования, насколько полно они применяются в отечественной практике?
Основные принципы финансового планирования:
- гибкости (создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации);
- координации (взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на различных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия);
- непрерывности (систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования);
Во внутрифирменном финансовом планировании имеются специфические принципы:
- соотношения сроков или «золотое банковское правило» (полученные средства и их использование должны происходить точно в установленные сроки);
- платежеспособности (планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия);
- рентабельности капиталовложений (состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже рентабельности проектируемых инвестиций, то есть привлекать заемный капитал выгодно лишь тогда, когда он повышает рентабельность собственного капитала);
- сбалансированности рисков (финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств);
- приспособления к потребностям рынка (учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих кредитов покупателям продукции);
- предельной рентабельности (основная цель предпринимательской деятельности - максимальная рентабельность);
- точности (конкретизированные и детализированные в достаточной степени планы).
38. Какие методы финансового планирования применяются при разработке финансовых планов?
В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы.
Расчетно-аналитический методоснован на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции в развитии и причины отклонения фактических показателей от плановых.
Метод коэффициентовимеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период.
Нормативный метод планированияявляется простым и доступным,делает расчеты реальными. Он основывается на определении потребности в финансовых ресурсах и источниках их образования на основе заранее введенных норм и нормативов.
Метод оптимизации плановых решенийпредполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, выбор оптимального на основе различных критериев (минимум произведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при максимуме эффективности его использования и др.).
Балансовый методявляется основным и используется для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей.
Методы программно-целевой и экономико–математических моделей движения финансовых ресурсов повышают возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий.
39. Охарактеризуйте современную систему финансовых планов.
40. В чем заключаются различия между оперативным, текущим и перспективным финансовым планированием?
Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на перспективные, текущие и оперативные. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды.
Перспективные финансовые планы позволяют обосновать финансовое обеспечение и результативность стратегических программ, связанных с развитием производства, совершенствованием его организации, технологий. Долгосрочные финансовые планы целесообразно разрабатывать на всех уровнях управления, всеми институтами и звеньями хозяйствования, но только в укрупненных показателях, что позволит выработать разумную стратегию развития соответствующих объектов.
Текущие финансовые планы ограничены годом, характеризуют поступления денежных средств, их распределение и финансовые результаты на предстоящий период. Текущее планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и пассивов.
Важное место в управлении финансовой деятельностью предприятия имеют оперативные планы, т. е. кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т. п.
Оперативные финансовые планы составляются для конкретизации текущих заданий с учетом изменяющихся условий, фактического состояния материальных и финансовых ресурсов. Основой оперативного финансового планирования является баланс доходов и расходов. Оперативное финансовое планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного, кассового, платежного календаря и т.д.
41.Что выступает объектами, субъектами и предметом финансового планирования?
Его объектом выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций.
42.Чем объясняется значимость финансового контроля?
Финансовый контроль - это система проверки степени надлежащего исполнения финансовой, текущей и инвестиционной деятельности предприятия с целью установления правильности и законности проводимых финансовых операций, выявления резервов повышения эффективности производства.
Объектами финансового контроля выступают денежные и распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, а субъектами - внешние и внутренние контролеры
43.Назовите и кратко охарактеризуйте основные классические признаки финансового контроля.
44.Перечислите органы государственного финансового контроля и раскройте их основные функции.
45.Чем отличатся аудиторский контроль от государственного?
46. В чем сущность и роль государственного бюджета?
Бюджет является исторической категорией, так как его возникновение связано с появлением государства и товарно-денежных отношений. Как экономическая категориягосударственный бюджет связан с формированием и распределением централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Ключевое назначение централизованного фонда финансовых ресурсов - удовлетворение общегосударственных потребностей. Последние обеспечиваются при выполнении государством его основных функций. Государство различными методами аккумулирует часть денежных доходов предприятий, организаций и граждан в государственном бюджете. Признание государственного бюджета в качестве главного финансового плана страны подчеркивает не только его ключевое значение в экономическом и социальном развитии, но и доминирующее место в системе финансовых планов страны.
47.Перечислите основные функции бюджета, определяющие его сущность.
Основными функциями бюджета являются распределительная, регулирующая, финансирование социальной сферы, контрольная.
В процессе реализации распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяйства, материальной и непроизводственной сферами.
Регулирующая функциябюджета посредством косвенных и прямых методов влияет на формирование доходной и расходной частей бюджета. К косвенным методам следует отнести налоги, субсидирование, выдачу беспроцентных или льготных кредитов.
Прямые методы выражаются в непосредственном бюджетном финансировании социальной сферы, наукоемких отраслей, фундаментальных научных исследований, крупных программ в области экологии, а также в финансовой поддержке малого бизнеса.
За счет бюджета финансируется обеспечение бесплатного медицинского обслуживания, определенного уровня образования, содержание нетрудоспособных граждан, поддержку многих других социальных и культурных мероприятий, происходит содержание административных органов управления, которые регулируют экономические и социальные процессы, обеспечивают безопасность страны. В этом заключается функция финансирования социальной сферы.
В процессе составления и исполнения бюджета осуществляется постоянный контрольза своевременной и полной мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюджетных ресурсов. Эта функция возложена на все органы управления, налоговые службы, финансовые структуры и непосредственных распорядителей кредитов.
48.Назовите основные принципы построения бюджетной системы.
В основе построения бюджетной системы Республики Беларусь лежат следующие принципы:
• единства (обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой,единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетнойклассификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведениябухгалтерского учета и отчетности, обеспечение единой финансовой политики);
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
• сбалансированности бюджетов (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
• гласности (открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в средствах массовой информации, равно как и информация о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам);
• самостоятельности бюджетов (наличие у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также право соответствующих государственных органов определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет);
• эффективности использования бюджетных средств (исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Они не могут увязываться с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета за исключением расходов государственных целевых бюджетных фондов; целевых средств; государственных займов и иных установленных законодательством случаях);
• достоверности бюджетов (формируются исходя из обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь либо ее соответствующей административно-территориальной единицы. Этот принцип реализуется в процессе разработки проекта бюджета и отдельных финансовых планов и смет);
• адресности и целевого назначения бюджетных средств (в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств, направляются на финансированиеконкретных целей);
• ответственности участников бюджетного процесса (каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса).
Все принципы взаимоувязаны и дополняют друг друга.
49.По каким критериям классифицируются доходы бюджета?
Источники доходов бюджета отличаются многообразием и группируются по рядуклассификационных критериев.
По методу аккумуляции доходов:
• обязательные платежи (налоги, сборы);
• необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.).
По типу плательщика:
• юридические лица;
• физические лица.
По источнику доходов:
• прибыль, доход хозяйствующих субъектов;
• имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства;
• личные доходы граждан;
штрафы, удержания.
По характеру поступления платежей:
• текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности);
• капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.).
По территориальной принадлежности:
• доходы республиканского значения;
• доходы местных бюджетов.
50.Что такое бюджетный дефицит?
Когда объем расходов бюджета превышает доходы, образуется дефицит бюджета.В мировой практике ряда стран это явление имеет постоянный характер: государства вынуждены увеличивать объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.
Дефицит бюджета отрицательно сказывается на стабильности денежной и финансовой систем, повышает уровень инфляции и тем самым ухудшает благосостояние населения. Правительства разных стран вынуждены устанавливать максимальную границу величины бюджетного дефицита в процентах к ВВП или к расходной части соответствующего бюджета.
51.Какие методы используются для покрытия бюджетного дефицита?
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется из следующих источников:
• внутренних— в виде привлеченных средств от банков, юридических и физических лиц;
• внешних— кредитов международных финансовых организаций, а также иностранных государств и других иностранных кредиторов;
• реализации государственного имущества.
Сокращение бюджетного дефицита достигается главным образом за счет увеличения объема доходов и уменьшения уровня расходов. Эти мероприятия тесно связаны с совершенствованием общеэкономических процессов - расширением производства и повышением его эффективности, что позволяет нарастить объем денежных поступлений от физических и юридических лиц без усиления налоговой нагрузки на их доходы. Сокращению объема расходов способствует более рациональное и экономное использование бюджетных средств, а также привлечение других источников финансирования общегосударственных программ. Важное значение в оптимизации бюджетного дефицита играет и уровень управления всем бюджетным процессом.
52.Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы бюджетного процесса.
Бюджет действует в течение 1 года. В РБ бюджетный год совпадает с календарным и начинается с первого января, а заканчивается 31 декабря.
Ежегодно все этапы бюджетного процесса возобновляется, а сам бюдж процесс состоит из четырех стадий:
- Составление проекта бюджета
- Рассмотрение проекта бюджета
- Утверждение проекта бюджета
- Исполнение бюджета
Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению проектов бюджета и исполнению бюджетов всех уровней.
53.Чем предопределяется необходимость использования государственного кредита?
54. Каковы функции государственного кредита?
Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Распределительная функцияосуществляет формирование централизованных денежных фондов государства за счет перераспределения ранее созданного национального дохода.
Регулирующая функциягосударственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.
Контрольная функциясвязана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, государственного бюджета; охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке; осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.
55. В чем отличия государственного кредита от банковского?
Отличия государственного кредита от банковского:
• потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;
• условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в добровольной передаче денежных средств в пользование заемщика, государство берет на себя обязательство выплачивать им определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, выступающего в качестве механизма воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредитополучателей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;
• банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, который опосредует движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;
• при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;
• с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
56.. В чем отличие государственного кредита от налогов?
Отличия государственного кредита от налогов:
• для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добровольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры несоблюдения принципа добровольности);
• налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.
57.Что такое государственный долг и по каким признакам он классифицируется?
Государственный долг— это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Управление государственным долгом состоит в совокупности мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов:
• безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;
• единство учета всех видов эмитированных обязательств;
• снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;
• оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
• сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами — резидентами и нерезидентами;
• открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
В управлении государственным долгом любой страны важное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться.
58.Назовите основные этапы управления государственным долгом.
59.Какие меры могут использоваться в управлении государственным долгом?
. При этом используются различные методы регулирования государственного долга:
- новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством;
- рефинансирование- погашение прежнего займа путем выпуска новых займов;
- конверсия - изменение первоначальных условий займа, его доходности;
- унификация - объединение нескольких займов в один и обмен их на облигации нового займа;
- консолидация - изменение сроков действия уже выпущенных государственных займов, как правило, в сторону увеличения;
- отсрочка погашения займа, при которой прекращается выплата доходов;
- аннулирование государственного долга – применяется государством в случае его несостоятельности; изменении политического режима, не желающего принимать на себя финансовые обязательства предыдущих властей.
60. Какие отношения относятся к бюджетным? В чем заключается их специфика?