Наиболее рискованные услуги банка, которые могут быть использованы для осуществления коррупционных схем.
Одним из методов снижения и предупреждения рисков, связанных с коррупцией, является риско-ориентированный подход. Банки предлагают широкий спектр финансовых услуг и продуктов, представляющих разную степень риска. Из них выделяют наиболее рискованные в плане возможности осуществления коррупционных схем. К ним относятся :
Банковские услуги, предоставляемые частным клиентам. Данный вид банковского обслуживания включает такие услуги и продукты как сберегательные услуги и продукты, ссуды, текущие счета. Клиентами могут быть как физические, так и юридические лица. Данный вид обслуживания представляет риск отмывания доходов в связи с тем, что услуги предоставляются компаниям с большим оборотом наличных денег, с большим объемом операций на крупные суммы.
Управление состоянием или инвестиционные услуги. Это услуга предлагает услуги и продукты для управления средствами своих клиентов. В рамках данной услуги сохраняется конфиденциальность, что доставляет трудности при попытке установки личностей бенефициарных собственников. Задействование разных юрисдикций, использование офшорных компаний, сложность финансовых продуктов и услуг, также представляют большой риск отмывания доходов.
Корпоративные и инвестиционные банковские услуги. В рамках данного вида обслуживания банками предоставляются корпоративные банковские продукты, корпоративное финансирование и инвестиционные услуги корпорация, учреждениям и правительствам. Этот вид услуги может оцениваться как интеграция или запутывание следов в рамках отмывания доходов. Так же характерна передача активов между сторонами в обмен на наличные деньги или другие активы.
Корреспондентские банковские услуги. Этот вид обслуживания подразумевает предоставление банковских услуг одним банком (банком-корреспондентом) другому банку (банку-респонденту). Корреспондентские услуги представляют опасность в связи с тем, что доступна лишь ограниченная информация об отправителях денежных средств и об их источнике, производятся операции на крупные суммы, особенно когда банк-корреспондент имеет дело с банком-респондентом находящемся на территории юрисдикции, которая в недостаточной степени или вообще не выполняет Рекомендации ФАТФ. Следует отметить, что Базельский комитет по банковскому надзору уделяет особое внимание корреспондентским отношениям между банками. Данная услуга используется по всему миру и предоставляет банкам-корреспондентам осуществлять транзакции для клиентов банка-респондента. Благодаря корреспондентским счетам существует возможность осуществлять операции в тех юрисдикциях, где банк респондент не имеет физического присутствия. Но в связи с особенностями данной услуги имеет место ограниченный доступ к информации о происхождении средств, их собственниках и целях транзакции. Поэтому есть большой риск, что при проведении данных операций банк может быть вовлечен в схемы по отмыванию доходов и финансированию терроризма. Еще одним недостатком является то, что банк-корреспондент не имеет прямого отношения к клиентам банка-респондента.
Риски банка связанные с его вовлеченностью в коррупционные схемы.
Вовлеченность банка в коррупционные схемы может повлечь за собой ряд рисков. Наиболее основными из них являются :
• Риск нормативно-правового несоответствия
Операционный риск
Репутационный риск
Кредитный риск
Риск потери ликвидности
Данные риски не являются взаимоисключающими и очень часто имеют прямое влияние друг на друга. Эффективное управление рисками имеет важное значение для стабильности как отдельных банков, так и для банковского сектора в целом.
Риск нормативно-правового несоответствия связан с неэффективностью системы внутреннего контроля или с несоответствием этическим стандартам. Это может негативно влиять как на капитал, так и на доходы финансового учреждения. Банк может столкнуться с риском нормативно-правового несоответствия в случае, когда он игнорирует или не соблюдает правила, нормы или законы установленные для предотвращения всевозможных рисков. Также банковские риски могут увеличится если внутренний устав и правила банка не проверены практикой или являются сомнительными. Зачастую нормативно-правовой риск напрямую связан с операционным рисками.
Операционный риск является следствием недостаточного контроля мошенничества и ошибок, что в дальнейшем может негативно сказаться на предоставление банковских услуг и продуктов и на конкурентоспособность банка в целом. К таким видам услуг и продуктов можно отнести предоставление займов, прием депозитов, доверительное управление активами, обслуживание корреспондентских счетов, частное банковское обслуживание и электронные банковские услуги. С помощью эффективной системы внутреннего контроля и информационных систем руководство банка будет в состоянии действенно контролировать операционный риск.
Репутационный риск. Важным условием для процветания страны является стабильная экономическая обстановка, а положительная репутация банков как на международном, так и на национальном уровне является основной составляющей процветания страны. Из-за отсутствия эффективной системы борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма, банк может стать орудием преступлений и ухудшить свою репутацию. По причине негативных отзывов и нежелательной огласки банк может потерять существующие партнерские отношения и снизится его способность устанавливать новые. В качестве примере можно привести банк Riggs. Национальный банк Riggs, находящийся в Вашингтоне, округе Колумбия, оштрафовали на 40 млн долларов за серьезные нарушения и недостатки программы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. В данном банке было открыто большое количество частных банковских счетов для бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета и других политических деятелей. Не обращая внимания на сомнительность операций, банк принимал миллионы долларов депозитов на разные корпоративные и индивидуальные счета. Как следствие многие клиенты отказались пользоваться услугами данного банка. Хотя надзорные органы не стали закрывать банк, подмоченная репутация не давала привлекать новых клиентов и банк потерял значительную прибыль и не мог добиться рентабельности. Вскоре Riggs был куплен другим банковским учреждением. В целях защиты своей международной и внутригосударственной репутации банк обязан проявлять бдительность в работе с клиентами и в осуществлении деятельности на определенных территориях.
Кредитный риск существует при выполнении любых операций по займам. Данный риск связан с потенциальной неспособностью заемщика соблюдать условия и сроки кредитного договора. Общий кредитный риск возрастает в значительной степени в случаях, когда банк предоставляет займы лицам, которые вовлечены в преступную деятельность связанную с коррупцией. Данные лица не заинтересованы или мало заинтересованы в возвращении денег. Часто преступники получают кредиты посредством кражи персональных данных или другим преступным путем, а выступающие в роли поручителей лица, как правило, не существуют. Эффективные процедура и политика направленная на определение личности клиента для кредитования на национальном и международном уровне чрезвычайно важны для контроля кредитного риска банка.
Риск потери ликвидности. Если банк больше не в состоянии своевременно выполнять взятые на себя обязательства, то возникает высокий риск потери ликвидности. К таким рискам можно отнести невозможность управлять незапланированным изменением или снижением финансирования. На ликвидность банка может пагубно отразиться нежелательная огласка нарушений, связанных с отмыванием денег, или участия в финансировании терроризма. Узнав о вовлеченности банка в такую деятельность, клиенты могут отказаться от услуг банка, изъяв свои средства. В таком случае банки-корреспонденты тоже прекращают финансирование, которое было доступно в иных условиях. Соглашение между банком-кредитором и банком-заемщиком устанавливает, что финансирующий банк в праве прекратить финансирование, если окажется, что банк-заемщик нарушает законы или иным образом подвергает риску кредитоспособность банка. Поэтому вовлеченность банка в отмывание денег и финансирование терроризма может оказаться чрезвычайно разрушительной для общей стабильности банка.
Для более глубокого понимания эффективности мер, предпринимаемых в банковском секторе, надзорные органы могут провести сравнительный анализ программ по противодействию противодействия, осуществляемых в разных банках. При это надзорные органы должны учитывать, что могут существовать причины, обосновывающие различия мер контроля разных банков. В связи с этим надзорные органы должны проводить оценку достоинств и преимуществ таких различий, в особенности при сравнение банков, осуществляющих деятельность различную по степени сложности. Так, например, Федеральное управление финансового надзора Германии определяет степень риска, которому подвергаются финансовые учреждения, следующим образом:
ü Используя 5 существенных критериев риска (масштаб деятельности, структура клиентской базы, структура продукта, структура каналов поставки, место нахождения), оценивается отдельная абстрактная ситуация, связанная с рисками. Если итоговое количество баллов, набранное финансовым учреждением, соответствует нижнему пределу группы, подверженной высокому риску или верхнему пределу группы, подверженной низкому риску, то надзорный орган принимает решение на свое усмотрение к какой категории будет отнесено учреждение, исходя из истории противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.
ü Далее оценивается качество предупредительных мер, проводимых финансовыми учреждениями в области противодействия коррупции. Также в этой оценке учитывается информация, содержащаяся в ежегодных аудиторских отчетах. Выявленные недостатки оказывают влияние на качество и рейтинг предупредительных мер.
После проведения вышеизложенных оценок составляют матрицу/таблицу рисков, которая состоит из 12 ячеек.
Качество предупредительных мер в области ПОД/ФТ | |||||
A (высокое) | B (умеренно высокое) | C (умеренно низкое) | D (низкое) | ||
Угроза ОД\ФТ | 3 (высокая) | 3A | 3B | 3C | 3D |
2 (средняя) | 2A | 2B | 2C | 2D | |
1 (низкая) | 1A | 1B | 1C | 1D |
Таблица 1.
Заключение.
Учитывая, что законодательно обязанности по отслеживанию сделок и операций, которые могут иметь отношение к осуществлению коррупционных схем, возложены на сами организации, осуществляющие эти операции, финансовым учреждениям для избежание правовых рисков и риска потери репутации необходимы соответствующие системы внутреннего контроля, деятельность которых должна постоянно совершенствоваться с учетом специфики бизнеса банков и особенностей внешней среды. И основная задача для банка в этой ситуации состоит в том, чтобы избежать потенциальных противоречий между требованиями контроля и интересами клиентов, для чего необходимо доскональное знание своей клиентуры и тщательный отбор квалифицированных и добросовестных работников.