Виды платежей, возврат (зачет) которых
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ПРАВИЛАМ СТ. 78 НК РФ
Можно ли вернуть в порядке ст. 78 НК РФ декларационный платеж (п. 14 ст. 78 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ)?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" декларационный платеж - это сумма, которая уплачивается физическим лицом без представления документов о видах и источниках доходов.
Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Распространяются ли данные правила на декларационный платеж, Налоговый кодекс РФ не разъясняет.
Официальная позиция заключается в том, что декларационный платеж возврату не подлежит. Есть решения судов, в которых также указано, что данный платеж вернуть нельзя, поскольку он является неналоговым платежом. Аналогичное мнение высказывают и авторы.
Подробнее см. документы
Письмо Минфина России от 29.02.2012 N 03-02-07/1-48
Финансовое ведомство разъяснило, что суммы, уплаченные в качестве декларационного платежа, не могут быть возвращены.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 23.06.2008 N 03-04-06-01/177
Письмо Минфина России от 09.04.2008 N 03-04-08-01/14
Письмо Минфина России от 02.04.2008 N 03-04-05-01/93
Письмо Минфина России от 03.12.2007 N 03-04-06-01/433
Письмо Минфина России от 23.11.2007 N 03-04-05-01/374
Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-05-01/372
Письмо Минфина России от 02.11.2007 N 03-04-08-01/52
Консультация эксперта, 2009
Статья: Платежки на зарплату (Окончание) (Серебрякова А.В.) ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2008 по делу N А29-2599/2008 (Определением ВАС РФ от 26.01.2009 N ВАС-198/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд отметил, что в Налоговом кодексе РФ декларационный платеж не указан в качестве федерального, регионального или местного налога. Он является неналоговым платежом, поэтому вернуть его нельзя.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-2752/08-С3 по делу N А07-14385/07
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗЛИШНЕЙ УПЛАТЫ НАЛОГА,
СБОРА, ПЕНИ, ШТРАФА
Может ли налогоплательщик, претендующий на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налога (сбора, пени, штрафа), но не имеющий платежных (первичных) документов, подтверждающих их уплату, подтвердить свое право имеющимися у него выписками из лицевых счетов, справками о состоянии расчетов, актами сверки расчетов (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32, ст. 78 НК РФ)?
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 указано, что право налогоплательщика на зачет и возврат из бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты. Это подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Кроме того, факт переплаты должен выявляться путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Возникает вопрос: может ли налогоплательщик, не имеющий платежных документов, претендовать на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм только на основании сведений, содержащихся в справках о состоянии расчетов с бюджетом, актах сверки расчетов, выписках из лицевых счетов?
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальной позиции нет.
Имеются судебные акты с выводом о том, что формируемые на основании лицевых счетов налогоплательщика выписки, справки о состоянии расчетов, акты сверки не являются достаточным доказательством наличия переплаты, поэтому не могут служить основанием для ее возврата (зачета).
Вместе с тем есть постановление суда с противоположным выводом.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Выписки из лицевых счетов, справки о состоянии расчетов, акты сверок не являются доказательством наличия переплаты
Постановление ФАС Московского округа от 12.04.2013 по делу N А40-68277/12-90-445
Суд установил: налогоплательщик не представил доказательств (платежных документов, расчетов авансовых платежей, деклараций), подтверждающих наличие переплаты. В качестве доказательств переплаты общество представило акт сверки, акт налоговой проверки, решение о привлечении к ответственности и судебный акт.
Суд указал, что отсутствие первичных документов исключает возможность установления оснований и периода образования переплаты. Ее наличие налогоплательщик не доказал.
В том числе на этом основании налогоплательщику было отказано в возврате переплаты.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2013 по делу N А13-890/2011
Суд указал, что наличие в лицевых счетах сведений о переплате налога и факт подписания инспекцией акта сверки без первичных документов не являются доказательством наличия переплаты. Право на возврат излишне уплаченных сумм непосредственно связано с наличием переплаты и отсутствием задолженности. Это должно подтверждаться определенными доказательствами, в том числе документами, свидетельствующими о начислении и уплате в бюджет налога.
Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду (с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами). Суд отметил, что данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.02.2006 N 11074/05.
Постановление ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 по делу N А55-14783/2012
Суд указал, что при отсутствии иных первичных документов, подтверждающих переплату налогов в бюджет (платежных поручений, деклараций за спорный период), акт сверки не может являться достаточным доказательством излишней уплаты налога. В обоснование данной позиции суд сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2012 по делу N А03-4659/2012
Суд указал, что карточки расчетов с бюджетом, акты сверки с указанием переплаты не являются безусловным доказательством ее наличия. Они не содержат ссылки на платежные документы либо иные основания возникновения переплаты.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 по делу N А52-3275/2011
Суд апелляционной инстанции отклонил довод предпринимателя о том, что достаточным доказательством наличия переплаты является акт сверки расчетов. Суд указал, что право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога непосредственно связано с наличием переплаты и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет. Это должно подтверждаться определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении им обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся инспекцией в отношении каждого налогоплательщика.
Поскольку информация о переплате отражена в акте сверки расчетов на основании сведений, указанных в лицевых карточках предпринимателя, в которых были допущены ошибки при заполнении, подписание налоговым органом акта сверки в отсутствие подтверждающих документов само по себе не является доказательством излишней уплаты спорных сумм.
ФАС подтвердил правомерность выводов суда апелляционной инстанции.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2011 по делу N А56-19981/2011
ФАС указал, что содержащаяся в базе данных инспекции информация об исполнении обществом обязанности по уплате налогов при отсутствии платежных документов, позволяющих установить вид, сумму налога и налоговый период, за который он уплачен, недостаточна для установления переплаты и удовлетворения требования о ее возврате.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.2009 по делу N А17-2713/2008
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2008 по делу N А17-4762/2007
Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2011 по делу N А55-19998/2010 (Определением ВАС РФ от 23.11.2011 N ВАС-14947/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Поволжского округа от 11.02.2010 по делу N А65-11889/2009
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.10.2011 по делу N А55-25233/2010 (Определением ВАС РФ от 12.12.2011 N ВАС-15447/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд указал, что лицевые счета налогоплательщика не являются достаточным доказательством наличия у него переплаты. Акты сверки также таковыми не являются, так как налоговое законодательство не рассматривает их в качестве документов, которыми оформляется обнаружение факта переплаты. К тому же составление акта сверки не является обязательным условием для возврата налога.
Таким образом, поскольку платежные поручения, подтверждающие излишнюю уплату налога, представлены не были, суд отказал в его возврате.
Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2012 по делу N А40-14822/11-75-82
ФАС указал, что справка о состоянии расчетов с бюджетом при отсутствии иных первичных документов, подтверждающих излишнюю уплату налогов, не может являться достаточным доказательством их поступления в бюджет и излишней уплаты.
Первичных документов, подтверждающих переплату, обществом представлено не было. На этом основании суд отказал в возврате налога и штрафа.
Постановление ФАС Уральского округа от 13.10.2011 N Ф09-6562/11 по делу N А47-1000/10
По мнению налогоплательщика, подписание инспекцией акта сверки расчетов является достаточным доказательством наличия переплаты.
ФАС критически оценил данный довод и указал, что факт подписания налоговым органом акта сверки без первичных документов не может свидетельствовать об излишней уплате обязательных платежей.
Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2010 N КА-А40/14582-09 по делу N А40-33635/09-129-118
Суд установил, что налогоплательщик не располагал первичными документами, подтверждающими излишнюю уплату налога, отраженную в акте сверки расчетов.
ФАС указал, что акт сверки не является достоверным доказательством, подтверждающим факт переплаты. В том числе на этом основании обществу было отказано в ее возврате.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Московского округа от 10.02.2012 по делу N А40-47069/11-115-151
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.10.2009 по делу N А22-6/2009/9-3
Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявление налогоплательщика о возврате переплаты, сочтя представленные им документы (выписку из лицевого счета, справку о состоянии расчетов и акт сверки расчетов) достаточными доказательствами наличия переплаты налога.
ФАС отменил вынесенный апелляционным судом акт, в частности, потому, что налогоплательщик не представил платежных документов, а также документов, подтверждающих период образования излишней уплаты налога и основания возникновения переплаты.
Позиция 2. Выписки из лицевых счетов, справки о состоянии расчетов, акты сверок являются доказательством наличия переплаты
Постановление ФАС Московского округа от 11.02.2013 по делу N А40-42106/12-99-235
По мнению инспекции, акт сверки не является доказательством наличия переплаты. Переплату подтверждают платежные документы и решения налогового органа о зачете. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм, подлежащих уплате за налоговый период, с платежными документами, относящимися к этому периоду.
Однако суд пришел к выводу о том, что исходя из п. 3 ст. 78 НК РФ акт сверки является доказательством излишней уплаты налога. Также он учел, что инспекция не доказала недостоверность содержащихся в этом акте сведений.
ВОЗВРАТ СУММ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГА,
СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФА (ПО СТ. 79 НК РФ)