Роль маркетинговых исследований в разработке тэо
Введение
Деятельность любой фирмы, так или иначе, связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может вкладывать временно свободные ресурсы в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности. Такая деятельность фирмы называется инвестиционной, а управление такой деятельностью - инвестиционным менеджментом фирмы.
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время - время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности.
Инвестиции представляют собой применение финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений). Осуществление инвестиций - протяженный во времени процесс. Поэтому для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свою инвестиционную политику. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия. Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАЗРАБОТКЕ ТЭО
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это изучение экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей создаваемого инвестиционного проекта. Целью проекта может быть создание технического объекта или строительство или реконструкция существующего здания. Главной задачей при составлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.
Составить ТЭО необходимо самому предпринимателю для понимания того, что стоит ли ждать от проекта, а для инвестора ТЭО предпринимателя, запрашивающего инвестиции необходимо, для понимания сроков окупаемости вложенных денег. Разработка ТЭО может быть поручена как группе специалистов (в сложных проектах), так и может быть составлено и самостоятельно предпринимателем. Проведение ТЭО, которое необходимо для окончательного принятия решения о выборе инвестиционного проекта, требует больших затрат времени и труда разработчиков проекта.
Предпроектное обоснование следует рассматривать как промежуточную стадию между изучением проектных возможностей и подробным ТЭО.
По своей структуре рабочее ТЭО состоит из следующих разделов:
1) цель проекта, стратегия проекта; экономическая политика и поддержка проекта, т.е. рыночная ниша и возможные инвесторы; продукция и мощности предприятия; роль в проекте организатора и инициатора проекта.
2) анализ рынка и стратегия маркетинга. Этот раздел содержит общеэкономический анализ, т.е. показатели, которые касаются спроса на продукцию; государственную политику, связанную с потреблением, производством или импортом продукции, а также зарубежных связей, если они предусматриваются проектом.
Существующий уровень национального производства продукции, включая производство для зарубежного потребления. Исследование рынка с анализом оценки существующей и будущей его емкости. Возможность выхода на рынки других стран.
^ Стратегия маркетинга:
a) проникновение на рынок;
b) развитие рынка;
c) развитие продукции;
d) расширение ассортимента
e) освоение новых видов продукции.
Определение цен реализации продукции:
a) реакция клиентов на цены продукции;
b) оценка доходов с учетом оптимальной производственной мощности;
c) оценка доходов с учетом оптимальной технологии производства
d) оценка технической целесообразности производственной программы
3) обеспечение материальными ресурсами: сырье, материалы, комплектующие, здания + источники снабжения, транспортировка к месту;
- потребления, производства;
- оценка транспортных затрат;
- оценка риска срыва поставок.
4) анализ месторасположения и окружающей среды включает разработку нескольких вариантов с учетом экологической обстановки, географического положения, сложившейся инфраструктуры района реализации проекта, выбор площади для строительства с учетом климата, геологии, социально-экономических условий и затрат на подготовку площади
5) разработка инженерной части и технологии:
- разработка производственной программы с учетом рыночных и ресурсных отношений, определение потребности в материалах и рабочей силе;
- определение производственной мощности предприятия: оптимальной, максимальной и номинальной;
- выбор технологий.
Прорабатывается несколько вариантов, учитываются факторы: экология, наличие ресурсов, стратегия реализации продукции, объемы реализации.
Разрабатывается перечень необходимого оборудования с разделением его по группам: технологическая, энергетическая, транспортная, ремонтная и т.д. Разрабатывается план строительно-монтажных работ, потребность в ремонтных работах, осуществляется расчет стоимости строительства.
6) организационные и накладные расходы:
- разработка организационной структуры;
- подготовка программы набора и обучения кадров;
-организационное проектирование (создание административных подразделений общего управления, финансы, управление персоналом,
маркетинг, сбыт, снабжение, хранение, управление качеством и т. д.)
- начальный расчет накладных расходов.
7) трудовые ресурсы включают расчеты в потребности трудовых ресурсов по категориям персонала и оценку затрат на найм и подготовку кадров.
8) планирование процессов осуществления проектов включает следующие этапы:
- образование фирмы;
- финансовое планирование;
- создание организационной структуры;
- приобретение или разработка технологий;
- набор трудовых ресурсов;
- технологическая подготовка производства;
- строительно-монтажные работы;
- приобретение материальных ресурсов;
- маркетинговые исследования;
- сдача объекта в эксплуатацию;
- начало производств
9) финансовый анализ и оценка инвестиций (оценка затрат результатов будущего чистого дохода (классификация затрат, оценка затрат)) включают следующие этапы
- методы экономической оценки инвестиционных проектов (традиционный, определение периода окупаемости, определение нормы договора; дисконтные методы: чистый дисконтный доход, дисконтный период окупаемости), проводится оценка инвестиционного проекта различными методами и выбирается оптимальная
- финансирование проекта, оцениваются потребности финансирования, использования акционерного капитала, определяются финансовые показатели.