Описание практической части
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Второй частью проведения работы (15-20 страниц) является разработка практических предложений по поставленной проблеме. При выполнении идет закрепление теоретического материала, его практического освоения. В данной главе показывается организация использования того или иного финансового инструмента. Теоретическое обоснование поставленного вопроса, проведенного в первой части работы становится базовым материалом для выполнения практического задания.
При этом следует помнить, что деление курсовой работы на 2 части – практическую и теоретическую, носит логический характер. Работа может содержать не 2 главы, а 3, в зависимости от степени разработанности проблемы, детальности деления общей сущности на составные части, логической последовательности написания материала.
Рассмотрим подробнее порядок составления практической части курсовой работы.
В целях настоящей работы понятие «практическая работа» имеет следующие значения:
- применения знаний, изложенных теоретически на практике;
- применение и закрепление на деле теоретических знаний как составная часть учебного процесса;
- накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-то области деятельности.
Исходя из этого, становится ясным, в чем, в общем, заключается написание практической части курсовой работы. Цифровой материал, использованный в курсовой, желательно брать за последние 3-5лет, чтобы выявить основные тенденции и направления. Статистические данные должны быть сведены в таблице и проанализированы. По тексту работы включаются небольшие таблицы, а объемный статистический материал, диаграммы, выносится в приложение.
ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Финансы - это специфическая отрасль экономической науки, которая переплетается со многими другими общественными науками и неразрывно связана с ними. Поэтому выбор метода или способа выполнения практической части производится исходя из конкретной темы, степени ее научной и практической разработанности.
Методы могут быть разделены:
1) методы, присущие экономической науке;
2) методы и приемы, используемые в других областях науки:
философии, статистике, экономической математике и др. Далее рас-
смотрим наиболее распространенные из них.
а) Анализ
Этот способ или метод применяется во многих областях науки. Анализ - это процесс разложения на составные его части. При написании курсовой работы по предмету «финансы» - это может быть анализ определенных тенденций: улучшение, ухудшение (качественные характеристики); увеличение или уменьшение (объемные показатели). Таким образом, с помощью анализа можно рассчитать изменения, характеризующие изменение во временном интервале. Исходя из этого, с применением аналитических процедур (таких как сопоставление, анализ, расчеты) можно сделать определенные выводы, и на основе их сформировать предложения по анализируемому вопросу.
б) Сравнение
Суть этого метода заключается в сравнении каких-либо показателей, законов и закономерностей, способов и методов. При этом определяются недостатки и преимущества.
Пример: Сравнительная характеристика существующих форм государственного финансового контроля в России и за рубежом.
Таблица Характеристика форм государственного финансового контроля в России и за рубежом
Форма контроля | В Российской Федерации | В развитых зарубежных странах | Вывод |
Предварительный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти | Осуществляется на стадии утверждения лимитов, бюджетных ассигнований Существующая система планирования приводит к дополнительным расходам федерального бюджета | Осуществляется на стадии утверждения лимитов бюджетных ассигнований Преимущество: наличие жесткой системы контроля за планированием расходов бюджета | Необходимо создание системы эффективного контроля за планированием расходов |
Осуществление текущего контроля | Осуществляется в ходе исполнения расходной части федерального бюджета. Четкая нормативная и методологическая база осуществления текущего контроля отсутствует | Осуществляется в ходе исполнения расходной части федерального бюджета. Существующая нормативная база, порядок финансирования не допускает расходования средств на цели, не предусмотренные назначением выделения средств | Необходимость реформирования нормативной базы, создания методологических основ проведения текущего контроля в ходе исполнения федерального бюджета РФ |
Исходя из проведенного сравнительного анализа, можно сделать выводы о преимуществах и недостатках той или иной системы, и, исходя из этого сформировать выводы и предложения направленные на решение поставленной проблемы.
в) Применение закона количественных изменений в качество
В этом случае можно поставить маленький эксперимент. Взять, к примеру, какую-либо известную зависимость и, увеличивая или уменьшая какой-либо параметр, посмотреть изменение качественного показателя.
г) Противоречие
Это поиск в теоретическом материале противоречивых суждений, законов или просто противоречий. Этот метод труден, но очень интересен. Затем, найдя это противоречие, попытаться устранить его.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ССЛЕДОВАНИЯ
Данная глава (10-15 страниц) должна иметь название исходя из цели курсовой работы. В ней приводятся разработанные студентом конкретные предложения и их аргументированное обоснование. Предложения должны вытекать из первых 2х глав.
На базе выполненного обзора имеющихся научно-методических положений, действующих законодательных и нормативных актов, мнений ряда авторов и собственных исследований студент приступает к обоснованию рекомендаций по изучаемому предмету исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение (не больше 3-5 страниц) должно содержать, прежде всего, ответ на основной вопрос. Формулируется сущность теоретических положений. Исходя из практических результатов, излагаются основные выводы, к которым пришел автор в результате самостоятельного изучения соответствующего материала. Здесь важно также сформулировать задачи последующего изучения темы, ее практической значимости в будущем.
Вывод – это логический итог рассуждения, умозаключение, подкрепленное теоретическими и практическими разработчиками.
Предложения должны быть максимально конкретны и глубоко аргументированы. Они должны вытекать из результатов исследования студента, приведенного в работе.
Выводы и предложения излагаются в виде небольшого количества основных положений, в которых как итог курсовой работы приводятся научные и практические результаты выполненных исследований.
6. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Объем курсовой работы должен составлять 40-45 страниц компьютерного текста, включая таблицы и иллюстрации. Отдельные части курсовой работы должны быть соразмерны: основной части отводить больше места, в совокупности введение и заключение не должны превышать по объему основную часть.
Оформление работы производиться с соблюдением установленных в университете стандартов для письменных работ.
7. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студент обязан сдать курсовую работу на кафедру не позднее установленного срока. На кафедре ведется журнал учета курсовых работ, в котором отмечаются даты сдачи курсовой работы, ее защита и оценка.
Принимая курсовую работу от студента, работник кафедры проверяет правильность ее оформления и регистрирует ее в журнал. Научный руководитель, проверив курсовую работу, дает письменный отзыв, в котором отмечает достоинства и недостатки курсовой работы, назначает дату защиты.
На основании письменного отзыва научного руководителя студент готовится к защите, при этом особое внимание обращает на замечания и рекомендации в отзыве. По усмотрению кафедры защита курсовой работы может происходить в двух вариантах:
- кафедра назначает комиссию по защите курсовой работы,
- защиту принимает научный руководитель.
Беседа по итога курсовой работы проводится индивидуально. Процесс защиты состоит в следующем: студент кратко докладывает содержание работы, формулирует основные выводы, затем отвечает на замечания и другие вопросы, заданные научным руководителем и членом комиссии.
Оценка работы ставится в зачетной книжке и на титульном листе. Особое внимание обращается на степень самостоятельности, умение анализировать и критически оценивать действующую практику, защищать положения, обоснованные в работе.
Выполненная и защищенная работа остается на кафедре и хранится установленный срок.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Примерные планы к некоторым темам курсовых работ