Описание практической части

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Второй частью проведения работы (15-20 страниц) является разработка практических предложений по поставленной проблеме. При выполнении идет закрепление теоретического материала, его практического освоения. В данной главе показывается организация использования того или иного финансового инструмента. Теоретическое обоснование поставленного вопроса, проведенного в первой части работы становится базовым материалом для выполнения практического задания.

При этом следует помнить, что деление курсовой работы на 2 части – практическую и теоретическую, носит логический характер. Работа может содержать не 2 главы, а 3, в зависимости от степени разработанности проблемы, детальности деления общей сущности на составные части, логической последовательности написания материала.

Рассмотрим подробнее порядок составления практической части курсовой работы.

В целях настоящей работы понятие «практическая работа» имеет следующие значения:

- применения знаний, изложенных теоретически на практике;

- применение и закрепление на деле теоретических знаний как составная часть учебного процесса;

- накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-то области деятельности.

Исходя из этого, становится ясным, в чем, в общем, заключается написание практической части курсовой работы. Цифровой материал, использованный в курсовой, желательно брать за последние 3-5лет, чтобы выявить основные тенденции и направления. Статистические данные должны быть сведены в таблице и проанализированы. По тексту работы включаются небольшие таблицы, а объемный статистический материал, диаграммы, выносится в приложение.

ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Финансы - это специфическая отрасль экономической науки, ко­торая переплетается со многими другими общественными науками и неразрывно связана с ними. Поэтому выбор метода или способа вы­полнения практической части производится исходя из конкретной темы, степени ее научной и практической разработанности.

Методы могут быть разделены:

1) методы, присущие экономической науке;

2) методы и приемы, используемые в других областях науки:
философии, статистике, экономической математике и др. Далее рас-
смотрим наиболее распространенные из них.

а) Анализ

Этот способ или метод применяется во многих областях науки. Анализ - это процесс разложения на составные его части. При напи­сании курсовой работы по предмету «финансы» - это может быть анализ определенных тенденций: улучшение, ухудшение (качествен­ные характеристики); увеличение или уменьшение (объемные показа­тели). Таким образом, с помощью анализа можно рассчитать измене­ния, характеризующие изменение во временном интервале. Исходя из этого, с применением аналитических процедур (таких как сопостав­ление, анализ, расчеты) можно сделать определенные выводы, и на основе их сформировать предложения по анализируемому вопросу.

б) Сравнение

Суть этого метода заключается в сравнении каких-либо показа­телей, законов и закономерностей, способов и методов. При этом оп­ределяются недостатки и преимущества.

Пример: Сравнительная характеристика существующих форм государственного финансового контроля в России и за рубежом.

Таблица Характеристика форм государственного финансового контроля в России и за рубежом

Форма контроля В Российской Федерации В развитых зарубежных странах Вывод
Предвари­тельный кон­троль, осу­ществляемый органами ис­полнитель­ной власти Осуществляется на стадии утверждения лимитов, бюджетных ассигнований Существующая систе­ма планирования при­водит к дополнитель­ным расходам феде­рального бюджета Осуществляется на стадии утверждения лимитов бюд­жетных ассигнований Преимущество: наличие жесткой системы контроля за планированием расходов бюджета Необходимо соз­дание системы эффективного контроля за пла­нированием рас­ходов
Осуществле­ние текущего контроля Осуществляется в ходе исполнения расходной части федерального бюджета. Четкая нор­мативная и методоло­гическая база осуще­ствления текущего контроля отсутствует Осуществляется в ходе ис­полнения расходной части федерального бюджета. Существующая норматив­ная база, порядок финанси­рования не допускает рас­ходования средств на цели, не предусмотренные назна­чением выделения средств Необходимость реформирования нормативной ба­зы, создания ме­тодологических основ проведения текущего контро­ля в ходе испол­нения федераль­ного бюджета РФ

Исходя из проведенного сравнительного анализа, можно сделать выводы о преимуществах и недостатках той или иной системы, и, ис­ходя из этого сформировать выводы и предложения направленные на решение поставленной проблемы.

в) Применение закона количественных изменений в качество

В этом случае можно поставить маленький эксперимент. Взять, к примеру, какую-либо известную зависимость и, увеличивая или уменьшая какой-либо параметр, посмотреть изменение качественного показателя.

г) Противоречие

Это поиск в теоретическом материале противоречивых сужде­ний, законов или просто противоречий. Этот метод труден, но очень интересен. Затем, найдя это противоречие, попытаться устранить его.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ССЛЕДОВАНИЯ

Данная глава (10-15 страниц) должна иметь название исходя из цели курсовой работы. В ней приводятся разработанные студентом конкретные предложения и их аргументированное обоснование. Предложения должны вытекать из первых 2х глав.

На базе выполненного обзора имеющихся научно-методических положений, действующих законодательных и нормативных актов, мнений ряда авторов и собственных исследований студент приступает к обоснованию рекомендаций по изучаемому предмету исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение (не больше 3-5 страниц) должно содержать, прежде всего, ответ на основной вопрос. Формулируется сущность теоретических положений. Исходя из практических результатов, излагаются основные выводы, к которым пришел автор в результате самостоятельного изучения соответствующего материала. Здесь важно также сформулировать задачи последующего изучения темы, ее практической значимости в будущем.

Вывод – это логический итог рассуждения, умозаключение, подкрепленное теоретическими и практическими разработчиками.

Предложения должны быть максимально конкретны и глубоко аргументированы. Они должны вытекать из результатов исследования студента, приведенного в работе.

Выводы и предложения излагаются в виде небольшого количества основных положений, в которых как итог курсовой работы приводятся научные и практические результаты выполненных исследований.

6. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем курсовой работы должен составлять 40-45 страниц компьютерного текста, включая таблицы и иллюстрации. Отдельные части курсовой работы должны быть соразмерны: основной части отводить больше места, в совокупности введение и заключение не должны превышать по объему основную часть.

Оформление работы производиться с соблюдением установленных в университете стандартов для письменных работ.

7. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент обязан сдать курсовую работу на кафедру не позднее установленного срока. На кафедре ведется журнал учета курсовых работ, в котором отмечаются даты сдачи курсовой работы, ее защита и оценка.

Принимая курсовую работу от студента, работник кафедры проверяет правильность ее оформления и регистрирует ее в журнал. Научный руководитель, проверив курсовую работу, дает письменный отзыв, в котором отмечает достоинства и недостатки курсовой работы, назначает дату защиты.

На основании письменного отзыва научного руководителя студент готовится к защите, при этом особое внимание обращает на замечания и рекомендации в отзыве. По усмотрению кафедры защита курсовой работы может происходить в двух вариантах:

- кафедра назначает комиссию по защите курсовой работы,

- защиту принимает научный руководитель.

Беседа по итога курсовой работы проводится индивидуально. Процесс защиты состоит в следующем: студент кратко докладывает содержание работы, формулирует основные выводы, затем отвечает на замечания и другие вопросы, заданные научным руководителем и членом комиссии.

Оценка работы ставится в зачетной книжке и на титульном листе. Особое внимание обращается на степень самостоятельности, умение анализировать и критически оценивать действующую практику, защищать положения, обоснованные в работе.

Выполненная и защищенная работа остается на кафедре и хранится установленный срок.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Примерные планы к некоторым темам курсовых работ

Наши рекомендации