Глава 1. начальные сведения

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«БИЗНЕС КУРС: КОРПОРАЦИЯ ПЛЮС»

Учебное пособие

Специальность 061100 «Менеджмент организации»

 
 

Набережные Челны

2004 г.

Деловая игра «Бизнес-Курс: Корпорация Плюс»: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» – Набережные Челны, 2004 г. – 125 с.

При подготовке настоящего учебного пособия были использованы материалы справочной системы Деловой игры «БИЗНЕС-КУРС: КОРПОРАЦИЯ ПЛЮС» (разработчик ООО «ВККБ», г. Москва)

Учебное пособие по дисциплине ДЕЛОВАЯ ИГРА «БИЗНЕС-КУРС: КОРПОРАЦИЯ ПЛЮС» предназначено для студентов старших курсов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации».

Автор-составитель: Соколова А. Б., ассистент кафедры менеджмента

Рецензенты: Сингатуллина Г. Р., доцент, кандидат экономических наук

Гуджатуллаева Е. М., старший преподаватель

Утверждено на заседании кафедры менеджмента

Протокол № __________ от «______» ______________________ 2004 г.

Содержание

Введение……………………………...………………………………………………..…..…3

Глава 1. Начальные сведения………………………………….…….…………………...…5

1.1. Правила игры………………………..……………………………………….….5

1.2. Первые действия в игре…………………………….…………………………..6

1.3. Меню и команды………………………………………………….…………….8

1.4. Процесс игры и функции администратора…………………………...……...12

Глава 2. Производство и сбыт…………………………….……………………………….14

2.1. Оборудование…………………………………………………………..……..14

2.1.1. Покупка оборудования…………………….………………….………15

2.1.2. Списание оборудования………………………..……………….……23

2.2. Сырье…………………………………………….………………….…………26

2.2.1. Покупка сырья…………………………………….….……………….26

2.2.2. Продажа сырья………………………….…………………………….30

2.3. Производство продукции…………………….…………………………....….31

2.4. Оплата труда и контроль качества…………..……………………………….………36

2.5. Сбыт……………………………………………………………………………….……41

Глава 3. Финансовые операции…………………………….………...……………...……49

3.1. О финансовом менеджменте……………………..………….………..………49

3.2. Прогноз денежного потока……………………………………………………50

3.3. Получение и возврат кредитов. Овердрафты. Банкротство………………...52

3.4. Открытие и закрытие депозитов…………………………..……………….....59

3.5. Рыночная цена акции. Дивидендная и эмиссионная политика…………….61

3.6. Покупка и продажа акций других организаций ……………….…………....71

Глава 4. Учет и отчетность……………………………….……………………………….81

4.1. Бухгалтерский учет………………………………………….……………...…81

4.2. Финансовая отчетность………………….…………………………………....83

4.3. Налоговая отчетность…………………..……………………….…………….84

4.4. Управленческая отчетность…………………………………..………………85

4.5. Сводный отчет……………………….……………………….……………..…86

Глава 5. Анализ и планирование деятельности.

Оценка эффективности управления………………………………………………89

5.1. Анализ хозяйственно деятельности………………………………………….89

5.2. Финансовые и налоговые показатели…………….…….…………………....90

5.3. Операционный анализ…………..…………….…………..……………….….91

5.4. Анализ цены и структуры капитала……………..………..………………….92

5.5. Оценка эффективности управления …………………………….………...…93

Словарь терминов………..…….……………………………….………………………….96

Список использованной литературы……………..……………………………………...116

Приложение 1. Таблица основных показателей деятельности фирмы……………..…117

Приложение 2. Значения пиктограмм………………….………………………....……..119

Приложение 3. Механизм формирования рейтинга………………………………...….120

Приложение 4. План лабораторных и индивидуальных занятий по дисциплине Деловая игра

«Бизнес-курс: Корпорация Плюс»….....…121

Приложение 5. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов……...…122

Приложение 6. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины

Деловая игра «Бизнес-Курс: Корпорация Плюс»…………....….123

Приложение 7. Вопросы к зачету…………………………………………………….….125

Введение

Для успеха экономических реформ, осуществляемых в России, особенно важны изменения в различных сферах управления, возникают все новые и новые требования к управлению предприятиями, выдвигаемые новыми отношениями. Современный этап переходной экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности и переходом к разнообразным формам собственности; происходят изменения в технологической базе производства. Переход к эффективному управлению не только необходим, но и возможен.

Российские предприятия стали больше уделять внимания организации производства, формированию структур, обеспечивающих четкое разделение работ, контролю выполнения и стимулированию исполнителей по результатам труда.

Недостаток опыта современного управления вызвал стремительный рост интереса к новым методам обучения управлению. Настоятельной потребностью стало не только повышение уровня вузовского обучения, но и послевузовской подготовки нового поколения специалистов, уже познавших деловую практику, кардинальное улучшение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров, получение новых знаний и приобретение практических навыков делового предпринимательства. Необходимость изучения теории и практики менеджмента для нашей страны в современных условиях очевидна. Выпускник, получающий экономическую специальность, должен иметь не только багаж знаний, но и уметь применять его на практике, решая самостоятельно вопросы о том, что производить, как и для кого.

Практика применения деловых игр показала, что это одна из самых эффективных форм обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Он представляет собой специфический способ имитационного моделирования поведения производственных систем или их отдельных элементов путем проигрывания возможных управленческих решений и оценки ожидаемых результатов их реализации. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым ими самими правилам. Особую роль и широкое распространение в современных условиях приобретают компьютерные деловые игры, которые используются как в процессе обучения, так и для принятия управленческих решений менеджерами предприятий [19].

В компьютерной Деловой игре «Бизнес-Курс: Корпорация Плюс» пользователь выступает в роли генерального директора открытого акционерного общества, акции которого обращаются на фондовом рынке. Он должен принимать управленческие решения по разнообразным вопросам текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Основная деятельность предприятия – производственно-сбытовая, но помимо этого фирма может осуществлять эмиссию собственных акций с целью привлечения дополнительных средств, выкупать их, покупать и продавать акции других предприятий, участвовать в кредитно-депозитных банковских операциях. Стремление к успешной деятельности вынуждает участников игры уделять большое внимание вопросам стратегического менеджмента: выбору направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, согласованию дивидендной и эмиссионной политики и т.д.

В качестве результатов деятельности общества компьютер выдает детальную управленческую отчетность, основные формы финансовой отчетности, общепринятые финансовые показатели. В процессе изучения этой информации приобретаются базовые знания по экономике и финансам предприятий. Кроме управленческого учета на предприятии ведется и бухгалтерский учет, как основа системы отчетности предприятия. При этом вопросы учета, финансовой отчетности и налогообложения отражены в строгом соответствии с российским законодательством. В частности, бухгалтерский учет ведется здесь с использованием Плана счетов 2000 г. Используются элементы отчетности по международным стандартам, операционный анализ, анализ цены капитала, инвестиционный анализ и др.

Таким образом, данная программа дает уникальную возможность комплексного изучения основных дисциплин, связанных с финансами предприятий, последовательно развивает навыки управления в условиях конкуренции, дает конкретные экономические знания, способствует формированию экономического образа мышления. Но применение Деловой игры в учебном процессе несколько затруднено вследствие полного отсутствия источников литературы, помогающих студенту понять правила игры и экономическую среду, в которой функционирует компьютерное предприятие. Справочная система программы доступна лишь в определенное время и не содержит некоторых важных практических выводов и замечаний. Исходя из необходимости обеспечения студентов подобной информацией, и возникла потребность в написании настоящего учебного пособия.

Предлагаемое учебное пособие содержит подробное описание правил игры, всех операций, осуществляемых игроками, анализ информации, используемой ими при принятии управленческих решений, словарь терминов, а также основные элементы учебно-методического комплекса по дисциплине: программу курса, план лабораторных, индивидуальных и самостоятельных занятий, вопросы к зачету и др.

При разработке учебного пособия были использованы материалы справочной системы Деловой игры «Бизнес-курс: Корпорация Плюс» (разработчик ООО «ВККБ», г. Москва)

ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Правила игры

В Деловой игре «Бизнес-Курс: Корпорация Плюс» фирмы-участники выступают в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом 100 000 рублей, образованным в результате эмиссии 100 000 обыкновенных акций номиналом 1 рубль. Предприятия стартуют из одинаковых условий, имеют одинаковые возможности для бизнеса и являются конкурентами по отношению друг к другу.

Члены каждой команды распределяют полномочия между собой. Один становится генеральный директором, а остальные его заместителями по производству и финансам. Для успешной деятельности фирмы все действия менеджеров должны быть организованы и согласованы. Каждый заместитель отвечает за соответствующую часть решений. Окончательные решения по всем вопросам принимает генеральный директор.

Основной вид деятельности предприятия – производство. Вместе с тем предприятие может совершать ряд важных действий в финансовой сфере. Фирмам предстоит принимать управленческие решения по следующим аспектам деятельности предприятия:

× Покупка и списание оборудования.

× Покупка и продажа сырья.

× Производство и реализации продукции.

× Оплата труда.

× Контроль качества.

× Получение и возврат кредитов.

× Открытие и закрытие депозитов.

× Выплата дивидендов.

× Выпуск и выкуп акций.

× Покупка и продажа акций других организаций.

Управлять предприятием придется в изменяющихся экономических условиях. Нестабильность будет сопровождаться инфляцией, являющейся характерной чертой нынешней российской экономики. Инфляция будет проявляться в систематическом росте цен на товарно-материальных рынках и высоких ставках процента на рынках кредитов и депозитов. Также меняться будут емкость рынка продукции (согласно стадии жизненного цикла товара), среднерыночные показатели цены, качества продукции, затрат на рекламу и комиссионные, рыночные цены акций на рынке ценных бумаг и другие параметры. Каждая фирма осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с внешней средой (см. рис. 1.1.).

Всем игрокам необходимо помнить, что они осуществляют свою деятельность в конкурентной среде, и любой промах, упущенная возможность – это дополнительный шанс выигрыша соперникам. Задача менеджеров - эффективно управлять своим предприятием на протяжении всего игрового курса, длящегося 73 месяца, т. е. 6 полных лет плюс еще один месяц необходимый для выплаты дивидендов по итогам последнего календарного года. В качестве первого месяца в игре условно принят январь 2001 г. и, следовательно, последний месяц игры - это январь 2007 г.

Рис. 1.1. Внешняя среда предприятия

1.2. Первые действия в игре

Январь 2001 г.

1. Необходимо перейти в раздел программы Решения – Производство и сбыт – Покупка оборудования. Оставаясь на закладке «Вид А», ввести в поле «Тип покупаемого оборудования» любое целое число от 1 до 5. Затем (здесь и далее) сохранить принятое решение (см. 1.3. или приложение 2) и возвратиться в Сводный отчет с помощью пиктограммы, расположенной в верхнем правом углу окна.

2. Выбрать команду Переход к следующему месяцу (см. 1.3. или приложение 2) и подтвердить готовность к переходу в появившемся диалоговом окне. После этого программа осуществит процедуру перехода, и игроки окажутся в начале февраля 2001 г.

Февраль 2001 г.

1. Перейти в раздел Решения – Производство и сбыт – Покупка сырья. В поле «Максимальный уровень расхода сырья в следующем месяце» по умолчанию стоит значение 1, а в поле «Тип покупаемого сырья» – значение 3. Можно изменить эти значения или оставить их неизменными.

2. Перейти в раздел Прогноз денежного потока. Если в поле «Прогноз остатка денежных средств на конец месяца» будет отрицательное значение, то необходимо войти в раздел Решения – Финансовые операции – Получение кредита. Ввести в поле «Срок кредита» любой из разрешенных сроков, а в поле «Сумма кредита» – величину, покрывающую с запасом нехватку денежных средств.

3. Дать команду на переход к следующему месяцу, после чего все фирмы окажутся в начале марта 2001 г.

Март 2001 г.

1. Перейти в раздел Решения – Производство и сбыт – Производство продукции. В полях «Коэффициент рабочего времени» и «Количество смен» по умолчанию стоят значения, равные 1. Можно изменить эти значения или оставить их неизменными (в зависимости от того, какое решение было принято в прошлом месяце относительно уровня запаса сырья в текущем месяце).

2. Можно также войти в разделы Решения – Производство и сбыт – Оплата труда и Решения – Производство и сбыт – Контроль качества и поменять там установленные по умолчанию решения.

3. Проверить прогноз денежного потока и в случае необходимости взять кредит, покрывающую нехватку денежных средств.

4. Дать команду на переход к апрелю 2001 г.

Апрель 2001 г.

1. Перейти в раздел Решения – Производство и сбыт – Продажа продукции. Ввести в поля «Цена продукции», «Расходы на рекламу» и «Ставка комиссионных по сбыту» те или иные значения, ориентируясь на соответствующие среднерыночные значения, показанные в верхней части окна.

2. Затем ввести в поле «Прогноз спроса на продукцию в текущем месяце» некоторую величину в пределах имеющегося запаса готовой продукции на начало месяца. Если значения указанных факторов спроса установлены менеджерами на среднерыночном уровне, то первоначальный фактический спрос на продукцию окажется приблизительно равным 300. За счет увеличения расходов на рекламу и комиссионных по сбыту эту величину можно довести до 500-700. В последующем, тщательно анализируя реакции рынка, менеджеры научатся делать более или менее точный прогноз спроса. Пока же это прогноз «наугад».

3. Проверить, как и ранее, прогноз денежного потока. Обратить внимание, что он строится с учетом сделанного прогноза объема продаж.

4. Дать команду на переход к следующему месяцу.

В мае 2001 г. и последующих месяцах фирмы будут действовать по той же схеме, но только к уже упомянутым видам решений будут постепенно добавляться новые: выплата дивидендов, выпуск акций, открытие депозитов, списание оборудования и др. Соответственно будет нарастать сложность управленческих задач.

Важно подчеркнуть, что в первые месяцы игры деятельность каждой из фирм будет неизбежно убыточной. Это вполне естественно для производственного предприятия, только разворачивающего своего деятельность. Первоочередная задача фирмы заключается в том, чтобы как можно скорее выйти на прибыльную деятельность. Только после этого рейтинг оторвется от нулевой отметки.

В течение первого года перед предприятиями стоит задача развертывания деятельности предприятия и получения первой прибыли. Затем появятся качественно новые задачи по обеспечению стабильного роста предприятия и укреплению его финансового состояния. Каждый участник игры почувствует, как постепенно будет нарастать сложность управленческих задач.

1.3. Меню и команды

Для запуска компьютерной программы «Корпорация Плюс» необходимо загрузить Программу фирмы по следующему пути: – Пуск – Программы – БИЗНЕС-КУРС – Корпорация Плюс. Коллективный вариант – Программа фирмы или воспользоваться специальным ярлыком.

Раздел Игровые курсы появляется первым после запуска Программы фирмы. Здесь присутствует каталог игровых курсов с номерами определенных фирм. Для того чтобы войти в нужный игровой курс под номером требуемой фирмы, необходимо выбрать соответствующую строку в каталоге и применить команду Продолжение, расположенную в пункте Игровые курсы верхнего меню. Остальные команды в верхнем меню предназначены для Администратора игры.

После выбора в разделе Игровые курсы команды Продолжение загружается игровая часть программы. Здесь присутствует верхнее меню, состоящее из следующих пунктов (не считая пункта ?, вызывающего справочную систему):

× Решения.

× Отчеты.

× Анализ.

× Графики.

× Диаграммы.

× Переход.

× Сервис.

× Окна.

× Выход.

Пункт РЕШЕНИЯ позволяет перейти в разделы программы, где принимаются управленческие решения по различным аспектам деятельности предприятия, а также в особый раздел, где дается прогноз движения денежных средств, зависящий от принятых менеджерами решений. После выбора этого пункта появится следующее подменю:

× Производство и сбыт.

× Финансовые операции.

× Прогноз денежного потока.

Пункт Производство и сбыт открывает доступ в следующие разделы для принятия решений по производству и сбыту продукции (значения пиктограмм, дающих способ быстрого перехода в те же разделы см. в приложении 2):

× Покупка оборудования

× Покупка сырья

× Производство продукции

× Оплата труда

× Контроль качества

× Продажа продукции

× Списание оборудования

× Продажа сырья

С помощью пункта Финансовые операции можно попасть в следующие разделы для принятия решений по финансовой деятельности предприятия:

× Получение и возврат кредитов

× Открытие и закрытие депозитов

× Выплата дивидендов

× Выпуск и выкуп акций

× Покупка акций других организаций

× Продажа акций других организаций

В перечисленных разделах имеются поля, выделенные цветом. В них вводятся решения. Передвигаться по этим полям можно с помощью клавиш-стрелок или мыши.

Правила ввода информации в программе соответствуют стандартам Windows. Обратим внимание лишь на то, что знаком, разделяющим дробную и целую часть числа, может быть либо запятая, либо точка в зависимости от настройки компьютера.

Выход из конкретного раздела для принятия решений можно осуществлять с помощью одной из следующих двух пиктограмм, расположенных в правом верхнем углу окна:

– сохранить введенные решения и закрыть окно (равносильная команда - Esc).

– отменить введенные решения и закрыть окно.

Отметим, что в каждый момент может быть открыто не более одного окна для принятия решений. Поэтому если уже открыто одно такое окно и открывается другое, то первое будет автоматически закрыто с сохранением его текущего состояния.

Раздел Прогноз денежного потока можно вызывать не только из меню, но и с помощью двух одинаковых пиктограмм , расположенных в верхней части экрана (полный прогноз) или в правой части окон для принятия решений (краткий прогноз).

Пункт ОТЧЕТЫ позволяет перейти в разделы программы, где содержится разнообразная отчетность о деятельности предприятия. После выбора этого пункта появится следующее подменю:

× Сводный отчет.

× Бухгалтерский учет.

× Производство и сбыт.

× Финансовые операции.

× Финансовая отчетность.

× Налоговая отчетность.

Раздел Сводный отчет состоит из трех экранов: Финансы, Сбыт, Производство. Он появляется автоматически после перехода в игровую часть программы. Если этот раздел был нечаянно или осознанно закрыт, то можно снова его вызвать с помощью одноименного пункта меню.

Пункт Бухгалтерский учет открывает доступ в следующие разделы программы:

× План счетов.

× Журнал операций.

× Главная книга.

× Оборотно-сальдовая ведомость.

Пункт Производство и сбыт открывает доступ в следующие разделы программы, посвященные управленческой отчетности по производству и сбыту продукции:

× Движение оборудования.

× Состояние оборудования.

× Производство продукции.

× Производственная себестоимость.

× Оплата труда.

× Движение персонала.

× Движение и качество запасов.

× Продажа продукции.

× Полная себестоимость.

× Рентабельность продукции.

× Продажа оборудования и сырья.

Пункт Финансовые операции открывает доступ в следующие разделы программы, посвященные управленческой отчетности по финансовой деятельности предприятия:

× Движение денежных средств.

× Движение кредитов.

× Движение депозитов.

× Покупка акций других организаций.

× Продажа акций других организаций.

× Движение портфеля акций.

× Доходность портфеля акций.

× Движение собственного капитала.

Пункт Финансовая отчетность открывает доступ в следующие разделы программы, посвященные финансовой отчетности предприятия:

× Бухгалтерский баланс.

× Отчет о прибылях и убытках.

× Справка о прочих доходах и расходах.

× Отчет об изменениях капитала.

× Отчет о движении денежных средств.

× Отчет о денежном потоке.

Пункт Налоговая отчетность открывает доступ в следующие разделы программы, посвященные налоговой отчетности предприятия:

× Налог на прибыль.

× Специальные расчеты.

× Налог на добавленную стоимость.

× Налог на имущество.

× Прочие налоги.

× Задолженность по налогам.

Анализ. После выбора пункта АНАЛИЗ в верхнем меню появится следующее подменю:

× Игровой рейтинг.

× Финансовые показатели.

× Налоговые показатели.

× Операционный анализ.

× Анализ цены капитала.

× Анализ фактических инвестиций.

× Рынок акций.

× Сведения о конкурентах.

× Журнал сообщений.

Все эти пункты, за исключением пунктов Рынок акций и Сведения о конкурентах, посвящены анализу хозяйственной деятельности предприятия, который делится на финансовый анализ и управленческий анализ.

Пункт Финансовые показатели открывает доступ в следующие разделы программы:

× Показатели ликвидности.

× Показатели финансовой устойчивости.

× Аналитический отчет о прибылях и убытках.

× Основные показатели рентабельности.

× Показатели рентабельности активов.

× Показатели оборачиваемости.

× Формула Дюпона.

× Показатели рыночной активности.

× Индекс Альтмана.

Пункт Налоговые показатели открывает доступ в следующие разделы программы:

× Структура налогообложения.

× Показатели налоговой нагрузки.

Пункт Операционный анализ открывает доступ в следующие разделы программы:

× Структура производственных затрат.

× Структура совокупных затрат.

× Точки безубыточности и запас прочности.

× Чувствительность прибыли и операционные рычаги.

Пункт Анализ цены капитала открывает доступ в следующие разделы программы:

× Цена капитала и финансовый рычаг.

× Цена дополнительного капитала.

Пункт Рынок акций открывает доступ в следующие разделы программы, анализ которых должен предшествовать решениям, связанным с покупкой или продажей акций других организаций:

× Результаты торгов на рынке акций.

× Бухгалтерские балансы эмитентов.

× Отчеты о прибылях и убытках эмитентов.

× Показатели рыночной активности эмитентов.

× Выплата дивидендов эмитентами.

Пункт Сведения о конкурентах открывает доступ в следующие разделы программы, где приводятся текущие результаты игрового соревнования и «публичные» сведения о деятельности каждой фирмы, участвующей в игре:

× Распределение мест.

× Рыночная конкуренция.

× Бухгалтерские балансы конкурентов.

× Отчеты о прибылях и убытках конкурентов.

× Показатели рыночной активности конкурентов.

× Выплата дивидендов конкурентами.

ГРАФИКИ И ДИАГРАММЫ. Наряду с детальной отчетностью в числовой форме программа содержит обширную систему визуального представления информации в виде графиков и диаграмм. Доступ к ним осуществляется через одноименные пункты верхнего меню.

ПЕРЕХОД. В пункте Переход можно воспользоваться следующими командами игры (справа указаны клавиши и пиктограммы, дающие способ быстрого вызова тех же команд):

× Переход к следующему месяцу - F2 или .

× Просмотр первого месяца - F3 или .

× Просмотр предыдущего месяца - F4 или .

× Просмотр следующего месяца - F5 или .

× Возврат к текущему месяцу - F6 или .

Команда Переход к следующему месяцу является самой главной. С ее помощью осуществляется переход в игровом времени на один месяц вперед. Ее можно использовать только после того, как тщательно была проанализирована отчетность за прошлый месяц и приняты управленческие решения на текущий месяц.

После применения указанной команды появится диалоговое окно с просьбой подтвердить готовность перейти к следующему месяцу. После подтверждения готовности могут появляться другие предупреждающие сообщения с предложением вернуться к анализу того или иного раздела игры. Если игроки ответят «Нет», то переход будет совершен – на их страх и риск!

Остальные из перечисленных команд позволяют просматривать историю любого раздела игры и возвращаться к текущему состоянию. Команда ВЫХОД позволяет прервать игру в текущем состоянии и возвратиться в раздел Игровые курсы.

1.4. Процесс игры и функции администратора

Процесс игры. В каждом месяце компьютер будет предоставлять фирмам богатую информацию о положении дел на предприятии и внешнем окружении. После тщательного анализа этой информации менеджеры должны принять управленческие решения на текущий месяц и дать команду компьютеру на переход к следующему месяцу. Информация о готовности каждой команды к переходу будет передана по локальной вычислительной сети на компьютер Администратора. После того, как все команды закончат принятие решений, Администратор осуществит общий переход. Каждая фирма получит информацию о результатах пройденного месяца. Компьютер на основе специальной математической модели, учитывающей огромное количество внутренних и внешних факторов, рассчитает результаты месячной деятельности предприятия и сформирует отчетность. Далее процесс повторяется: фирмы анализируют полученную информацию, на этой основе принимают (корректируют) решения и переходят к новому месяцу.

Главная цель. В игре имеется интегральная оценка эффективности действий фирм-участников, называемая рейтингом. Эта оценка строится ежемесячно на основе трех главных показателей эффективности: рыночной цены акции, рентабельности собственного капитала и чистой прибыли. Главная цель фирм - достичь наибольшего рейтинга к концу игрового курса.

Важную роль в формировании рейтинга играет чистая прибыль предприятия. Чем она больше, тем выше рейтинг. Поэтому в первом приближении можно сказать, что фирмам необходимо добиваться максимально возможной чистой прибыли, хотя немаловажным является и ее распределение на разных этапах игры, т.е. проводимая ими дивидендная и инвестиционная политика.

Функции администратора

Администратор наделен следующими полномочиями:

1. Проверяет готовность всех фирм-участников к переходу и осуществляет его.

2. Может отменить готовность той или иной команды, если ей угрожает банкротство, если ее решения несанкционированны или по иным соображениям.

3. Имеет возможность регулировать емкость рынка (уменьшать или увеличивать его).

4. Имеет право оказывать финансовую помощь одной, нескольким или всем фирмам.

5. Может обеспечить новым уставным капиталом фирму-банкрота и устанавливать любые размера уставного капитала в начале игры.

6. Оказывает консалтинговые услуги

Администратор следит за деятельностью всех участников и обладает полной информацией о каждой фирме. Каждая команда имеет право обращаться к администратору по поводу уточнения правил игры, но в ситуации, требующей конкретных решений фирмы должны обходиться собственными силами.

Наши рекомендации