Тема 2. Оценивание стратегического противостояния предприятий-конкурентов
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Конспект лекций
для студентов специальности «Экономика предприятия»
Керчь, 2009
Автор (составитель): Козыряцкая А.Х., ст. преп. кафедры «Экономика предприятия» КГМТУ
Рецензенты:
Яркина Н.Н., к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятия» КГМТУ
Ковалевич В.Н.,к.э.н., ст.преп. КЭГИ ТНУ.
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Экономика предприятия» КГМТУ, протокол № 6 от 19.11.2009 г.
Конспект лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии ТФ КГМТУ, пртокол № 2 от 8.12.2009г.
Конспект лекций утвержден на заседании Методического совета КГМТУ, протокол № 2 от 25.12.2010 г.
О Керченский государственный морской технологический университет
СОДЕРЖАНИЕ | С. |
Введение | |
1. Предмет и задание дисциплины «Экономическая диагностика» | |
1.1. Основные понятия экономической диагностики и экономического анализа | |
1.2. Предмет, объект, задание и методология экономической диагностики | |
1.3. Структурно-логическая схема изучения дисциплины «Экономическая диагностика» | |
Вопросы для самоконтроля | |
2. Оценивание стратегического противостояния предприятий- конкурентов | |
2.1.Особенности формирования стратегической позиции предприятия в конкурентной среде | |
2.2.Применение SWOT-анализа в диагностике противостояния предприятий-конкурентов на исследуемом рынке | |
2.3.Особенности РІМS-анализа для определения конкурентной стратегии предприятия на рынке | |
Вопросы для самоконтроля | |
3. Диагностика конкурентоспособности предприятия | |
3.1. Понятие конкурентоспособности предприятия | |
3.2.Факторы влияния на конкурентоспособность предприятия | |
3.3. Аналитическая оценка конкурентоспособности предприятия на рынке | |
3.4. Графическая оценка конкурентоспособности предприятия и ее интерпретация | |
Вопросы для самоконтроля | |
4. Диагностика конкурентоспособности продукции предприятия | |
4.1.Понятие конкурентоспособности продукции предприятия | |
4.2. Факторы влияния на конкурентоспособность продукции предприятия | |
4.3. Методологические подходы оценки конкурентоспособности продукции | |
4.4. Компенсационная и некомпенсационная оценки конкурентоспособности продукции | |
4.5. Направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия | |
Вопросы для самоконтроля | |
5. Диагностика имущества и рыночная ценность предприятия | |
5.1. Нормативно-правовая основа оценки рыночной стоимости имущества. | |
5.2. Основы понятия диагностики рыночной стоимости имущества. | |
5.3. Подготовительный этап оценки имущества. | |
5.4. Порядок прохождения и утверждения оценки имущества. | |
5.5. Оценка размера уставного фонда открытого акционерного общества (ОАО), который образуется в процессе приватизации. | |
5.6. Особенности оценки целевых имущественных комплексов. | |
Вопросы для самоконтроля | |
6. Управленческая диагностика | |
6.1. Основы управленческой диагностики на предприятиях. | |
6.2. Эффективная модель управления предприятием на должностях маркетинга. | |
6.3. Диагностика антикризового управления предприятием. | |
Вопросы для самоконтроля | |
7. Диагностика производственного потенциала предприятия | |
7.1.Сущность, содержание и составные элементы производственного потенциала предприятия. | |
7.2. Диагностика производственной программы предприятия. | |
7.3. Ресурсное обоснование производственно-хозяйственной деятельности предприятия. | |
7.4. Оценка эффективности производственного потенциала предприятия. | |
Вопросы для самоконтроля | |
8. Финансовая диагностика | |
8.1. Понятие финансовой диагностики предприятия, необходимость ее осуществления. | |
8.2. Цель, задачи и методологическая основа финансовой диагностики. | |
8.3. Информационное обеспечение финансовой диагностики предприятия. | |
8.4. Сущность горизонтального, вертикального анализа и анализа с помощью коэффициентов. | |
8.5. Анализ финансовых проблем деятельности предприятия. | |
8.6. Основы финансового планирования и прогнозирования деятельности предприятия. | |
Вопросы для самоконтроля | |
9. Диагностика экономической безопасности предприятия | |
9.1. Безопасность как экономическая категория. | |
9.2. Понятие экономической безопасности предприятия, ее виды и характеристика составных элементов. | |
9.3. Анализ уровня экономической безопасности предприятия. | |
9.4. Роль экономической безопасности в управлении рисками на предприятии. | |
9.5. Роль бизнеса-разведки в обеспечении эффективной деятельности предприятия на рынке. | |
Вопросы для самоконтроля | |
10. Диагностика корпоративной культуры предприятия | |
10.1. Предпосылки становления корпоративной культуры на предприятии. | |
10.2. Анализ факторов влияния на формирование корпоративной культуры. | |
10.3. Оценка корпоративной культуры предприятия. | |
10.4. Значение отличий национальных культур в управлении предприятием. | |
Вопросы для самоконтроля | |
Список рекомендуемой литературы |
Введение
Дисциплина «Экономическая диагностика» изучается студентами дневной формы обучения специальности «Экономика предприятия» в 10 семестре.
Цель изучения данной дисциплины: приобретение знаний об использовании разнообразного методологического аппарата и инструментария для определения состояния предприятия в рыночной среде и отработка комплекса средств, направленных на улучшение этого состояния.
Студент должен знать основные понятия экономической диагностики, методологические основы диагностики конкурентной среды предприятия, особенности стратегического противостояния предприятий-конкурентов на рынке, методологические основы диагностики конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособности продукции, диагностики имущества и рыночной стоимости предприятия, его производственного потенциала, финансовой диагностики, диагностики экономической безопасности.
Студент должен уметь формировать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия и его продукции на рынке, оценивать стоимость имущества и рыночную стоимость предприятия, производственного потенциала, уровень экономической безопасности, выполнять анализ финансовых проблем деятельности предприятия.
Тематический план
Наименование тем | № сем | Всего часов по теме | Часов по видам занятий | ||
лекций | Практич занятия | Самост работа | |||
1. Предмет и задачи дисциплины «Экономическая диагностика» | - | ||||
2. Диагностика конкурентной среды предприятия | |||||
3. Оценка стратегического противостояния предприятий-конкурентов | |||||
4. Диагностика конкурентоспособности предприятия | |||||
5. Диагностика конкурентоспособности продукции предприятия | |||||
6. Диагностика имущества и рыночной стоимости предприятия | |||||
7. Управленческая диагностика | |||||
8. Диагностика производственного потенциала предприятия | |||||
9. Финансовая диагностика | |||||
10. Диагностика экономической безопасности предприятия | |||||
11. Диагностика корпоративной культуры предприятия | |||||
Итого: | - |
Тема 1. Предмет и задание дисциплины «Экономическая диагностика»
1. Основные понятия экономической диагностики и экономического анализа
2. Предмет, объект, задание и методология экономической диагностики
3. Структурно логическая схема изучения дисциплины «Экономическая диагностика».
Основные понятия экономической диагностики и экономического анализа.
Экономическая диагностика предприятия - оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации, с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий принятия текущих управленческих решений. Итогом диагностики на основе оценки хозяйственного состояния и его эффективности являются обстоятельные выводы, необходимые для принятия срочных, но важных решений, например, о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии, реорганизации, и тому подобное.
Экономический анализ - выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, разложения экономики, на отдельные части, так называемые экономические категории, и их комплексное исследование.
Системный анализ - это научный метод исследования сложных, многоуровневых, многокомпонентных систем и процессов, что опирается на комплексный подход, выявления взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.
На основе анализа и исследования складывается прогноз относительно изменений и оптимизации существующей организационно экономической подсистемы предприятия.
Системный анализ разделяется на:
1. Анализ организационной подсистемы, который содержит:
- анализ политики предприятия (его заданий);
- анализ концепции, то есть системы взглядов, оценок, идей, относительно достижения намеченных целей в соответствии с необходимостью решения конкретных заданий;
- анализ методов управления;
- анализ способов организации труда;
- анализ структурно функциональной схемы;
- анализ системы подбора и размещения кадров;
- анализ производственно-хозяйственной системы;
- анализ информационных потоков;
- анализ системы маркетинга;
- анализ системы экономической безопасности и тому подобное.
2. Анализ экономической подсистемы предприятия:
Анализ - метод научного исследования (познание) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов исследуемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности, на всех уровнях. Анализ служит исходной (отправной) точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и процессами, которые протекают внутри них. Экономический анализ призван обосновывать из научных позиций решения и действия в сфере экономики предприятия, социально-экономическую политику, способствовать выбору наилучших вариантов действий.
Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет проявление анализа финансово хозяйственной деятельности предприятий (фирм), включая анализ объемов производства, расходов, прибыльности, и тому подобное.
Ретроспективный анализ представляет собой изучение сформированных в прошлом тенденций.
Перспективный анализ исследует будущие процессы, обосновывает прогнозы развития субъекта предпринимательской деятельности.
Диагностика как способ распознавания состояния социально-экономической системы с помощью реализации комплекса исследовательских процедур и выявления в них слабых ланок и «узких мест» относится к методам непрямих исследований.
Элементы социально-экономических систем, свойства которых подлежат определению, обычно недоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэтому стоит исследовать не их параметры, а параметры процессов, порождаемых элементами этих систем и доступных для измерений.
Предмет, объект, задание и методология экономической диагностики
Характеристика экономической диагностики как процесса приведена на рис. 1.1 с определением предмета, объекта, цели, комплекса заданий и методологических принципов.
|
Рис. 1.1. Характеристика экономической диагностики как процесса
3. Структурно логическая схема изучения дисциплины «Экономическая диагностика»
Структура дисциплины «Экономическая диагностика» с воссозданием системных взаимосвязей и последовательности исследуемых составных элементов деятельности отечественных предприятий приведена в виде схемы на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структурно-логичекая схема дисциплины «Экономическая диагностика»
Структурно-логическая схема изучения дисциплины «Экономическая диагностика» обосновывает целесообразность изучения каждого составного элемента.
Для успешного функционирования предприятия любой формы собственности и отраслевой принадлежности на рынке необходимо исследовать его конкурентная среда. Большего внимания при этом следует уделить определению сильных и слабых сторон деятельности предприятия, а также выявлению возможных перспектив и ожидаемых угроз. Определение конкурентной позиции предприятия в иерархической рыночной среде предусматривает очерчивание емкости его рыночного сегмента относительно сбыта выработанных товаров (услуг). Следовательно, важным заданием диагностики в этом аспекте оказывается оценка конкурентоспособности виготовлюваної предприятием продукции (услуг) и, как следствие - анализ конкурентоспособности собственно предприятия. Важными конкурентными преимуществами предприятия на рынке является высокий уровень использования его производственного потенциала, грамотное управление, стойкое финансовое состояние, высокий уровень экономической безопасности и корпоративной культуры. Формирование этих конкурентных преимуществ можно обеспечить только на основе постоянного мониторинга и диагностики как внутреннего экономического механизма предприятия, так и внешней рыночной среды.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение предмета и объекта экономической диагностики как процесса.
2. Какой комплекс задач должна решать экономическая диагностика как учебная дисциплина.
3. Методы диагностики.
4. Роль экономической диагностики на предприятии.
Литература: (5, 6).
Тема 2. Оценивание стратегического противостояния предприятий-конкурентов
1. Особенности формирования стратегической позиции предприятия в конкурентной среде.
2. Применение SWOT-анализа в диагностике противостояния предприятий-конкурентов на исследуемом рынке.
3. Особенности РІМS-анализа для определения конкурентной стратегии предприятия на рынке.