Особенности стадии рассмотрения и утверждения бюджета на региональном и муниципальном уровнях
На региональном уровне:
Волгоградская областная Дума рассматривает проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. Председатель Волгоградской областной Думы в течение суток со дня внесения на рассмотрение Волгоградской областной Думы проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период направляет его в комитет Волгоградской областной Думы по бюджету, налогам и финансовой политике (далее - комитет по бюджету), который проводит в течение трех рабочих дней экспертизу представленных документов и готовит заключение о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 13 настоящего Закона. Если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям статьи 13 настоящего Закона, проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее семи рабочих дней с момента внесения в Волгоградскую областную Думу подлежит возврату на доработку в администрацию Волгоградской области.
Волгоградская областная Дума рассматривает проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в 1 чтении в течение 15 дней со дня принятия к рассмотрению. При рассмотрении Волгоградской областной Думой проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Волгоградской области и основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период. В случае отклонения проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при его рассмотрении в первом чтении Волгоградская областная Дума может:
1. передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, определенных статьей 24 настоящего Закона (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Волгоградской областной Думы и администрации Волгоградской области, для разработки согласованного варианта в соответствии с рекомендациями, изложенными в постановлении Волгоградской областной Думы о проекте закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
2. вернуть указанный законопроект в администрацию Волгоградской области на доработку.
Если проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении отклонен, он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней со дня рассмотрения в первом чтении указанного законопроекта разрабатывает согласованный вариант основных характеристик областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. По окончании работы согласительной комиссии администрация Волгоградской области в течение пяти дней вносит на рассмотрение Волгоградской областной Думы в соответствии со статьей 27 настоящего Закона согласованные показатели областного бюджета, а также, в случае необходимости, законопроекты, связанные с данными показателями. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, выносятся на рассмотрение Волгоградской областной Думы.
Волгоградская областная Дума рассматривает проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во 2 чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. В течение пяти дней комитет по бюджету проводит предварительное рассмотрение представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов областного бюджета, рассматриваемых во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и главе администрации Волгоградской области. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие предварительное рассмотрение в комитете по бюджету и главой администрации Волгоградской области. На заседании Волгоградской областной Думы при рассмотрении проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении рассматриваются и выносятся на голосование два блока поправок:
1. поправки, поддержанные комитетом по бюджету, профильным комитетом и главой администрации Волгоградской области;
2. поправки, не поддержанные либо комитетом по бюджету, либо профильным комитетом, либо главой администрации Волгоградской области.
Если Волгоградская областная Дума отклоняет проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию, которая рассматривает его в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.
Волгоградская областная Дума рассматривает в 3 чтении проект закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом, внесение в него поправок не допускается. Закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Волгоградской областной Думы.
Принятый закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 10 рабочих дней направляется главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования. Закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период после его подписания главой администрации Волгоградской области подлежит опубликованию в полном объеме.
Закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вступает в силу с 1 января очередного финансового года, если самим законом не предусмотрено иное. В случае отклонения закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главой администрации Волгоградской области указанный закон передается для устранения возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Волгоградской областной Думы согласованный закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Волгоградская областная Дума повторно рассматривает закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении. В случае несогласия Волгоградской областной Думы с решением главы администрации Волгоградской области закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третьих от установленного числа депутатов Волгоградской областной Думы.
На местном уровне:
Глава Волгограда вносит на рассмотрение и утверждение в Волгоградскую городскую Думу проекты решений Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом и втором чтениях в течение 1 месяца после внесения проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Волгоградскую областную Думу для рассмотрения в первом чтении, но не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно проекты решений Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом и втором чтениях направляются в контрольно-счетную палату Волгограда для проведения экспертизы и подготовки заключений. Контрольно-счетная палата Волгограда в течение 7 дней подготавливает заключения на указанные проекты решений Волгоградской городской Думы и направляет их главе Волгограда и председателю Волгоградской городской Думы. Проекты решений Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом и втором чтениях считаются внесенными в срок, если они представлены в Волгоградскую городскую Думу до 18.00 часов 15 ноября текущего года. В течение 1 рабочих суток со дня внесения проектов решений Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом и втором чтениях в Волгоградскую городскую Думу председатель Волгоградской городской Думы направляет их в комитет Волгоградской городской Думы по бюджету, налогам и сборам для подготовки в течение 1 суток заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям настоящего Положения, в правовой отдел Волгоградской городской Думы для подготовки заключений в течение 5 дней, а также в комитеты Волгоградской городской Думы. Комитет Волгоградской городской Думы по бюджету, налогам и сборам направляет подготовленное заключение о соответствии представленных документов и материалов требованиям настоящего Положения председателю Волгоградской городской Думы.
Предметом рассмотрения Волгоградской городской Думой проекта решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджета Волгограда на очередной финансовый год и плановый период. Комитет Волгоградской городской Думы по бюджету, налогам и сборам не позднее 10 дней после внесения главой Волгограда проектов решений Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом и втором чтениях в Волгоградскую городскую Думу проводит публичные слушания по указанным проектам решений Волгоградской городской Думы. В случае отклонения Волгоградской городской Думой проекта решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию согласительная комиссия в течение 10 дней со дня рассмотрения Волгоградской городской Думой в первом чтении указанного проекта решения Волгоградской городской Думы разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета Волгограда на очередной финансовый год и плановый период. В случае отклонения Волгоградской городской Думой проекта решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении и возвращения его на доработку в администрацию Волгограда администрация Волгограда в течение 15 дней дорабатывает указанный проект решения Волгоградской городской Думы с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в решениях комитетов Волгоградской городской Думы, и вносит доработанный проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении на рассмотрение Волгоградской городской Думе повторно. При повторном внесении на рассмотрение Волгоградской городской Думе указанного проекта решения Волгоградской городской Думы Волгоградская городская Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения.
Предметом рассмотрения Волгоградской городской Думой проекта решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются следующие приложения к проекту решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период. Волгоградская городская Дума рассматривает проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 18 дней со дня принятия Волгоградской городской Думой проекта решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении. В течение 3 рабочих дней комитет Волгоградской городской Думы по бюджету, налогам и сборам готовит таблицу поправок к проекту решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период на основании представленных комитетами Волгоградской городской Думы решений, сбалансированных поправок и направляет ее для согласования главе Волгограда. Решение Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении должно быть принято Волгоградской городской Думой до 21 декабря текущего года. Глава Волгограда подписывает решение Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Уставом города-героя Волгограда, администрация Волгограда официально опубликовывает (обнародует) утвержденный бюджет Волгограда на очередной финансовый год и плановый период в средствах массовой информации в установленном порядке.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах
Бюджеты, по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей а бюджет.
37 Отчёт об исполнении бюджета.
Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.
Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.
Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:
доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
доходов бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;
расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Законом (решением) об исполнении бюджета также утверждаются иные показатели, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования для закона (решения) об исполнении бюджета.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской Федерации.
Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года.
Правительство Российской Федерации направляет не позднее 1 июня текущего финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство Российской Федерации.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу не позднее 1 августа текущего года.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации представляются:
1) проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
2) баланс исполнения федерального бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительная записка;
6) отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
7) отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
7.1) информация о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации за отчетный финансовый год;
7.2) информация о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах за отчетный финансовый год;
7.3) информация об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда за отчетный финансовый год;
7.4) информация об использовании бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой за отчетный финансовый год с разбивкой по объектам капитального строительства или объектам недвижимого имущества;
8) иная отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации.
Предварительная информация об остатках средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 31 декабря отчетного финансового года представляется Министерством финансов Российской Федерации в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, не позднее 1 марта текущего финансового года.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.
В случае отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца. Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.