Организация сферы деятельности и задачи аудиторских служб

Помимо ст. 1 ФЗ об АД порядок осуществления сопутствующих аудиту услуг регламентируются так же федеральными правилами-стандартами АД.

Например, федеральный правило-стандарт № 24 «основные принципы федеральных правил-стандартов АД, имеющих отношений к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами». Данный стандарт цитирует следующие термины:

1. « Аудитор- это лицо, проводящее не только аудит, но и оказывающее сопутствующие аудита услуги»

2. хозяйствующий субъект – это лицо, которому оказываются данные услуги

Аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть чётко разграничены. Сопутствующим аудиту услуги, оказание которые регламентируются правилами-стандартами АД, относятся: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации.

При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметов аудита не содержит существенных искажений. В аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности.

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности.

При проведении согласованных процедур аудитор предоставляет только отчёт об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчёта предоставляется возможность самим оценить проведённые процедуры и факты, приведённые в отчёте и сделать собственные выводы по результатам проверки.

При проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определённые преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учёта и составления отчётности, но в отчёте аудитором не выражается никакой уверенности.

Данный федеральный правило-стандарт не применяется к другим видам сопутствующих аудита услуг, предоставляемых аудиторами.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на услуги действия, контроля и информационные.

Услуги действия: создание документов ранее не созданных (оговорено в договоре)

Услуги контроля: проверка документов на предмет их соответствия критериям, принятым в РФ, контролю ведения учёта и составления отчётности, контролю начисление и уплаты налогов и иных обязательных платежей, тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта

Информационные услуги: подготовка устных и письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, круглых столов, информационное обслуживание, издание методических рекомендаций.

Аудиторская организация может разработать внутренние стандарты сопутствующих работы и услуг на каждый вид. Сопутствующие аудиту услуги оформляются договором, к которому может прилагаться задание на выполнение работ и оказание услуг. Аудиторская организация несёт ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с действующим законодательством и условиями договора. При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несёт ответственность за соблюдение действующего законодательства, полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и своевременность предоставления документов и информации, сведений за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организации своих обязательств. Сопутствующие аудиту услуги осуществляющие аудиторами, аудиторскими организациями с целью равномерного обеспечения занятости в течение года.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиторские услуги. Ведёт свою деятельность по проведении аудита после включение в реестр аудиторов в СРО. Аудиторская организация может быть создана может быть создана в любой организационно-правовой форме кроме ОАО. Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ. В случае если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин - не менее 75 %. Сотрудники аудиторской фирмы с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, в соответствии с федеральным правилом-стандартом АД № 7 могут быть разделены на следующие категории:

1. руководители аудиторской организации

2. руководители аудиторских проверок

3. старшие аудитора (руководители звеньев или групп)

4. рядовые участники аудиторских проверок

В соответствии с федеральным правилом-стандартом АД руководителем аудиторской организации может быть, как правило, лицо аттестованное на право осуществления АД, т е это сотрудник, входящий в администрацию организации и/или относящийся к числу собственников. Несёт ответственность за организацию в целом, за последствия её действия как юридического лица.

Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления АД. Кроме того, он должен разбираться в данной отрасли экономического субъекта, т е иметь необходимые знания соответствующей данному аудиторскому заданию.

Старший аудитор должен быть, как правило, аттестованным. На старшего аудитора возложена ответственность за подготовку, осуществление и документирования результатов аудиторских процедур, а так же за организацию и контроль работы рядовых участников проверки.

Руководитель аудиторской проверки несёт ответственность за организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом, за планирование работы, за соответствие аудита и его документирования в соответствии с федеральными правилами-стандартами аудита и внутренними требованиями аудиторской фирмы.

Рядовые сотрудники отвечают за выполнение обязанностей, порученных им в ходе аудита. Они подотчётны старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и являются по отношению к данным лицам исполнителями, как правило это просто аудиторы, младшие аудиторы, стажёры, ассистенты. Рядовые специалисты, хотя и не относятся к техническому персоналу, им не может быть доверено самостоятельная работа без руководства старшего аудитора.

Структура управления аудиторской организацией должна обеспечивать надлежащее распределении ответственности сотрудников за качество аудита и гарантировать достоверность его результатов. Аудиторские организации вправе устанавливать другую структуру управления, но в соответствии с указанными критериями.

Наши рекомендации