Основные функции менеджмента
Основныефункции менеджмента, следовательно, — планирование, организация, мотивация, контроль и координация.Планирование, в рамках которого определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия.
Организация
Организация, задачей которой является формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.
Мотивация имеет целью активизировать работающих
Мотивация имеет целью активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников.
Контроль, задача которого — в количественной и качественной оценке и учете результатов работы.
Главные инструменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов.
Координация — важнейшая функция менеджмента, гарантирующая бесперебойность и непрерывность действий.
Цель координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними. Здесь широко используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания и т. д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневрирование ресурсами, достигается единство и согласование всех функций менеджмента, а также действий руководителей.
При решении поставленных перед фирмой задач менеджер использует разные подходы. При системном подходе руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным в реальной позиции выступает метод, максимально соответствующий ее условиям. При ситуационном подходе предполагается выявление основных внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в каждом конкретном случае.
Цели менеджмента
Основныецели менеджмента — прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятельности фирмы посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника. Важнейшей задачей менеджеров является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы:
— осуществление технологической перестройки и автоматизация производства, переход к использованию работников высокой квалификации;
— стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них благоприятных условий труда, установления более высокой заработной платы, внедрения широкой гаммы нематериальных поощрений;
— постоянный контроль за эффективностьюдеятельностифирмы, координация работы всех ее подразделений;
— систематический поиск и освоение новых рынков. Менеджерам приходится решать целый комплексключевыхвопросов:
— определение целей развития фирмы;
— выявление приоритетных задач, их очередности и последовательности путей их разрешения;
— разработка стратегии развития фирмы;
— подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки;
— оценка необходимых ресурсов и источникових пополнения;
— установление жесткого контроля за выполнением намеченных заданий;
— эффективное управление людьми.
Эффективно действующий на рынке менеджер обеспечивает единство всех видов форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления.
Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в перспективе – главное в менеджменте. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Характерны цели общие и специфические. Общие (стратегические) цели отражают концепцию развития фирмы в целом, а специфические — разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда.
Менеджмент функционирует на основе собственного экономического механизма, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений фирмы, ее сотрудников в реализации поставленных перед фирмой задач. Этот механизм объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты всей ее деятельности получают оценку на рынке. В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный процесс обобществления и укрепления производства, который дает фирмам возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических отношений на нем, осуществлять его раздел и передел.
Сущность менеджмента
В нашей стране менеджментсо всеми его многочисленными аспектами ранее не изучался, так как это противоречило бы принципам, стилю и методам управления социалистическим производством. Отрицание научного управления означало игнорирование многих важнейших путей эффективного хозяйствования, возможностей роста производительности труда, рационализации структуры управления, материально-финансовой сбалансированности ресурсов.
Понятие "менеджмент" трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Поэтому любое его определение будет неполным. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, например, менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык следующим образом: "управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности".
В специальной литературе по управлению этот термин трактуется в еще более многостороннем плане. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей, управляющих организацией.
При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается прежде всего его процессный характер. Менеджмент характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.
Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы. Поэтомуменеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление – это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность системных, упорядоченных знаний в этой области.
Широко распространено понимание менеджмента какискусства. Оно базируется на том, что хозяйственные организации представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки.
В отличие от теории управления, развиваемой до недавнего прошлого в нашей стране,современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. И попытки изложить наши знания о таких сложных системах, как современные организации, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам. Поэтомусовременный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций. Кстати, отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей российских предприятий, которые уже успели успешно овладеть современными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере все еще несут на себе груз заблуждений своих предшественников.
Менеджмент обеспечивает системное воздействие на отдельных людей или коллектив в целях согласования совместной деятельности для получения предполагаемого результата. Управление предполагает выбор действий,их комбинирование, фиксацию последовательности, корректировку по промежуточным результатам, оценку по окончательным итогам и т. д. Практика показала, что совместной деятельностью людей реально достичь результатов, каких невозможно получить в рамках деятельности индивидуальной. Но подобная деятельность осложняется действием разночтения потребностей и интересов, натур и характеров, ценностей и установок.
Основные инструменты менеджмента – предвидение, планирование, организация, контроль, координация, активизация и мотивирование людей. Целенаправленное концентрированное воздействие на процессы совместной деятельности людей обеспечивает согласование и активизацию труда. Оно бывает формальным и неформальным. Менеджер влияет на подчиненных своим поведением, отношением к работе, людям. Часто это бывает более эффективным, чем формальное руководство.
Технологии менеджмента
За многие годы выкристаллизовались определенные технологии менеджмента.Управленческая технология — искусство, способность, система мер и методов для эффективного управленческого воздействия. В нее входят пути и методы сбора и обработки информации; средства, приемы эффективного воздействия на работников; определение основ, принципов, закономерностей управления; разработка и внедрение систем контроля.
Объектами управленческой технологии являются человек, организация, общество. В зависимости от специфики организации применяется управление по целям; по результатам; на базе потребностей и интересов; путем проверок и указаний; на базе искусственного интеллекта; на основе активизации деятельности персонала. В одной организации имеют место различные технологии управления и их сочетания.
Каждой конкретной ситуации в организации соответствует своя управленческая технология. Так,управление по целям применяется когда: не все цели подразделений являются обоснованными: отсутствует методика формирования целей; не имеется статистики процесса реализации целей и задач; нет документального анализа реализации целей и задач, деловые совещания проводятся без необходимой подготовки; постановка определенных целей и задач имеет место многократно.
Технологияуправления по результатам, используется в случае, когда: работа для большинства работников ограничивается их рабочим местом; сотрудники не интересуются сбытовой политикой организации; на территории фирмы не имеется магазина со своей продукцией; работники воруют изделия организации для домашнего употребления; немало изделий списывается за счет организации; имеется плохое стимулирование результатов труда; склады переполнены изделиями фирмы.
Технологияуправления на основе учета потребителей и интересов имеет место, когда: нет планов формирования гибких структур производства и управления; работники мало знают о перспективах развития компании, в местах курения всегда много работников; имеет место большая текучесть кадров; слишком часты респираторные заболевания работников; высок производственный травматизм; руководители нередко встречают противодействие со стороны работников.
Технологияуправления в особых ситуациях применяется, если; высококвалифицированные специалисты увольняются с работы; чрезмерен аппарат управления; руководители редко бывают на рабочем месте; компания оснащена современным оборудованием и оргтехникой; технологический процесс налажен и имеется собственный центр по подготовке персонала; эффективны деловые связи между работниками.
Технология, основанная на искусственном интеллекте на базе информационной системы, имеет место в практике в ситуации, когда в организации усложнена система документооборота; нет оперативности ее обработки; в организации недостаток опытных специалистов и руководителей; неэффективна работа маркетинговой службы или она вообще отсутствует; на стендах обозначено множество распоряжений и объявлений; немало времени уходит на собрания и совещания; рабочий день большинства руководителей превышает установленное время; предприятие платит много штрафов.
Технологияуправления, опирающаяся на активизацию деятельности, используется, когда: работники безынициативны; упор в организации делается на материальное поощрение; работники имеют представление о своем вкладе в результаты работы предприятия; уйма времени тратится на разбор производственных конфликтов; практически нет рабочих династий; руководители проводят обычно совещания в своем кабинете; в организации очень мало молодежи.
Технологияуправления на основе систематических проверок и распоряжений применяется, когда: недостаточна координация в деятельности работников и подразделений; неэффективны квалификационные требования к рабочему месту; плохо налажено взаимодействие подразделений; нет оперативности при реализации принятых решений; отсутствует оперативный контроль за результатами работы подчиненных; в организации разобщены между собой работники; в основном работники – холерики и сангвиники.
Технология управления в исключительных случаях применяется, когда имеет место строго регламентированная технология с четким распределением управленческих и производственных функций, налаженное взаимодействие с поставщиками и потребителями, или когда имеет место доверительная структура управления, используемая в случаях, когда в компании учредители связаны между собой дружескими отношениями; учредители или работники способны профессионально выполнять все виды деятельности. При этом эффективна кольцевая схема организационных отношений.
Технология – управление на основе активизации деятельности персонала – реализуется за счет эффективного стимулирования работников, удовлетворения их материальных и социальных интересов. При применении этой технологии учитывается, что стимулирование, обеспечивающее только удовлетворение основных потребностей в питании, одежде и жилье, гарантирует минимальную эффективность труда. Если же действующие стимулы удовлетворяют основные социальные потребности, то повышение эффективности труда растет до точки, определяемой физическим потенциалом человека. Когда же обеспечены как материальные, так и социальные интересы, эмоциональное состояние работника повышается, и отдача еще более возрастает. В результате у работника растет производительность труда, во многом определяемая его настроением.
Технология управления по результатам основываетсянапринятии управленческих решений после получения результатов по предыдущему решению. Для реализации этой технологии обычно производится специальная организационная и функциональная подготовка – в рамках нового подразделения формируется аналитическая группа, в которую входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, экономики, создается для этой группы матричная структура управления. В ее функции входят: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы.
Технологии, управления по целям — управление по предвидению новых обстоятельств. В основе его лежит бизнес-план, который составляется как для организации, так и для каждого сотрудника. Здесь используется простое целевое управление; программно-целевое управление; регламентное управление. Первое предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не механизма ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных решений сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку руководителем целей управления, механизма их воплощения в жизнь. Цель должна быть достигнута в установленные сроки.Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления, а также ограничений на параметры и ресурсы. Цель должна быть достигнута, но сроки заранее трудноопределимые.
Управление по целям обеспечивает также решение проблем, связанных с риском, включающее уклонение от деятельности, содержащей определенный риск, ответственность за риск с полной компенсацией за счет своих средств, передачу ответственности за риск другому лицу (страхователю), ограничение потенциальных отрицательных последствий от риска с помощью превентивных мер, ориентация на риск, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.