Предательство племени бану курайза и его влияние на исход битвы
Как уже упоминалось ранее, племя бану Курайза заключило договор с посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, однако в ходе противостояния с многобожниками глава бану Надир Хуйайй ибн Ахтаб явился к главе бану Курайза Ка‘бу ибн Асаду и склонил его к измене и разрыву вышеупомянутого договора, в результате чего Ка‘б переметнулся на сторону курайшитов,
Воины бану Курайза стояли на южных подступах к Медине, а мусульмане находились к северу от города, и вследствие этого предательства их женщины и дети подверглись большой опасности, так как защитить их было некому. Когда об этом узнал посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, он послал на защиту семей мусульман Масламу ибн Аслама с двумястами воинов, а также Зайда ибн Харису, выделив ему триста человек, а Са‘ду ибн Му‘азу, Са‘ду ибн Убаде и нескольким другим ансарам поручил заняться разведкой. Они выяснили, что иудеи действительно совершили самое наихудшее в подобных обстоятельствах и стали открыто проявлять свою враждебность, оскорбляя посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и говоря: «Кто такой посланник Аллаhа? Ни о чем мы с Муhаммадом не договаривались!» Выяснив это, разведчики вернулись обратно и сказали посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует: «Адаль и Карра!», что означало: бану Курайза предали нас подобно тому, как сделали это племена Адаль и Карра с нашими людьми в ар-Раджи‘а.
Когда люди узнали об этом, их охватил сильный страх, о чем Всевышний Аллаh сказал так:
«...и тогда забегали глаза, и сердца подступили к горлу, и стали вы думать разное об Аллаhе. Вспомните, какому испытанию подверглись верующие, и как поразило их сильное потрясение» (Сонмы, 10–11).
Что же касается лицемеров, то они принялись гадать по звёздам, и некоторые из них стали говорить: «Муhаммад обещал, что станут принадлежать нам сокровища Крана и Руш, а никто из нас не может даже спокойно справить нужду!» Другие говорили: «То, что обещали нам Аллаh и Его посланник, оказалось всего лишь обманом!» (Сонмы, 12), а третьи говорили так: «О жители Йасриба! Не место вам здесь, возвращайтесь же!» (Сонмы, 13).
И те из них, кто решил покинуть поле битвы, обратились за разрешением на это к посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказав: «Наши дома остались без защиты!» (Сонмы, 13), хотя это не соответствовало действительности.
Узнав об их предательстве, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, был очень обеспокоен. Он, да благословит его Аллаh и приветствует, завернулся в свой плащ, лёг и долго не вставал, а когда поднялся со своего места, сказал: «Аллаh Превелик!», и порадовал мусульман вестью о скорой победе и помощи.
Сначала Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, хотел послать к Уйайне ибн Хисну, вождю племени Гатафан, человека с предложением отдать ему треть урожая фиников Медины, если он уведет прочь от города своих воинов, но с этим не согласились главы племён Аус и Хазрадж Са‘д ибн Му‘аз и Са‘д ибн Убада, сказавшие: «Когда и мы, и они были многобожниками, они не могли и мечтать о том, чтобы получить от нас хотя бы один финик, так неужели же станем мы давать им что-то после того, как Аллаh почтил нас, приведя нас к Исламу и общению с тобой?! Клянёмся Аллаhом, не увидят они от нас ничего, кроме мечей!», и посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, одобрил их слова.