Внутренняя и внешняя среда организации
8. Любая организация (фирма, промышленное производство, компания и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренняя среда организации формируется:
9. • в соответствии с целями и задачами организации;
10. • в соответствии с возможностями организации (финансовыми, материальными).
11. Внутренняя среда определяется:
12. • структурой организации (например, «снабжение—производство—финансы—отдел кадров—сбыт продукции»);
13. • системой ее управления;
14. • производственными технологическими процессами;
15. • уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.
16. Квнешней среде организации относятся:
17. • поставщики;
18. • конкуренты;
19. • покупатели (клиенты);
20. • партнеры по бизнесу;
21. • государство и его структуры;
22. • культура, мораль, традиции;
23. • профсоюзы;
24. • экономические факторы;
25. • политические факторы;
26. • международное окружение.
27. Первые пять факторов относят к внешней среде прямого воздействия, последние пять — к внешней среде косвенного воздействия.
28. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого, немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.
29. К характеристике внешней среды относятся:
30. · взаимосвязанность факторов;
31. · сложность;
32. · подвижность;
33. · неопределенность.
34. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.
35. Внешняя среда организации прямого воздействия:
36. · поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
37. · государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);
38. · потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);
39. · конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
40. · трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.
41. Внешняя среда косвенного воздействия:
42. · технология - совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие;
43. · состояние экономики - влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги;
44. · социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.
45. Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.
Третьяков Валентин
46. Виды управления: оперативное, стратегическое, адаптивное. Понятия, специфика применения, объекты и субъекты управления
47. Научные подходы в управлении организациями
48. Основные школы научного менеджмента
49. Функции менеджмента. Постановка целей и задач
Вопросы к гос. экзамену по дисциплине Менеджмент
50. Виды управления: оперативное, стратегическое, адаптивное. Понятия, специфика применения, объекты и субъекты управления
Управление — это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.
К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:
• материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;
• финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.);
• людские ресурсы (персонал);
• информационные ресурсы;
• временные ресурсы.
Стратегическое управление — управление, предполагающее, что в центре внимания руководства организации находятся факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, государственные структуры, партнеры и т.д.).
Стратегическое управление предусматриваетпланирование текущей деятельности организации для достижения желаемых результатов в будущем с учетом тенденции развития внешней среды.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
• анализ внешней и внутренней среды;
• формулировкамиссии (смысла существования) ицелей организации;
• разработка стратегии(й).
Стратегическое планирование, как правило, охватывает период длительностью более одного года. При определении стратегии руководство должно ответить на следующие основные вопросы:
• какой бизнес следует прекратить;
• какой бизнес целесообразно продолжить;
• в какой надлежит перейти;
• с каким бизнесом должно объединиться.
Организация имеет возможность формирования стратегии посредством изменения пяти основных элементов:
• продукт;
• рынок;
• отрасль;
• положение организации внутри отрасли;
• технологии.
Принято выделять эталонные стратегии развития организаций:
• концентрированного роста;
• интегрированного роста;
• диверсифицированного роста;
• сокращения.
Стратегии концентрированного роста:
• стратегия усиления позиции уже освоенных продуктов на знакомом рынке (например, за счет маркетинговых усилий);
• стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта;
• стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке.
Стратегии интегрированного роста:
• стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками);
• стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибьюторами и торговыми организациями).
Стратегии диверсифицированного роста:
• стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на неизменной производственной базе);
• стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на освоенных рынках);
• стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках; самая сложная стратегия развития).
Стратегии сокращения:
• стратегия ликвидации бизнеса;
• стратегия «сбора урожая» (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в краткосрочной перспективе);
• стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности);
• стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).
На практике организация может одновременно реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
Оперативное управление осуществляется на основе стратегии(й) организации и предполагает разработку оперативных (тактических) целей и планов действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться.
Оперативное управление осуществляется по пяти основным направлениям:
• финансы (финансовое планирование);
• материально-техническое снабжение и сбыт продукции;
• персонал (найм, отбор, обучение, переобучение, оценка деятельности, повышение квалификации, ротация кадров);
• информационное обеспечение деятельности организации (анализ внутренней и внешней среды, маркетинговые исследования и т.д.);
• временное управление работами (построение сетевых графиков, графиков Ганта, составление расписаний движения ресурсов).
Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до 1 года.
Цель оперативного управления — реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них. В случае неожиданного отклонения результатов деятельности от плановых заданий руководство организации обращается к адаптивному управлению.
Адаптивное управление предполагает приспособление организации к изменениям внешней и внутренней сред с возможной корректировкой оперативных целей, задач и планов в зависимости от складывающейся ситуации.
Основной фактор эффективности адаптивного управления — время. От умения менеджера управлять своим рабочим временем и рабочим временем подчиненных, быстро и правильно реагировать на изменения ситуации зависят будущее организации, эффективность ее деятельности.
Роль адаптивного управления возрастает в следующих ситуациях:
• в период выхода организациииз кризиса (антикризисное управление);
• привнедрении инноваций (инновационное управление);
• в случае осуществления организационных изменений.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
· операция;
· проект;
· система.
Функциональные области деятельности объекта:
· маркетинг;
· производство;
· финансы;
· кадры;
· НИОКР.
Уровни объекта управления:
· рабочее место;
· участок;
· цех;
· производство;
· предприятие;
· объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.