Возврат товаров, как второй договор поставки 4 страница
Обратите внимание!
Как правило, срок и правила приемки товаров по количеству и качеству, оговариваются в договоре поставки. Если в договоре срок не определен, но указано, что приемка товара осуществляется в соответствии с:
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года N П-6;
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года N П-7.
Иногородний товар должен быть осмотрен покупателем в течение 20 дней, а товар, поставленный в пределах одного города - в течение 10 дней. Скоропортящиеся товары осматриваются в течение 24 часов после поступления на склад получателя.
Если покупатель отказывается принять товар без объяснения причин, или отказ не обоснован, то продавец товаров вправе предъявить ему претензию с требованием оплатить товар.
Невыборка товаров покупателем.
Договором поставки товаров может быть предусмотрено, что товар покупателю будет отгружаться несколькими частями. В этом случае может иметь место, так называемая, выборка товаров (статья 515 ГК РФ), когда покупатель получает товар в месте нахождения продавца и вывозит его самостоятельно. В этом случае покупатель обязан осуществить осмотр товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Как правило, сроки выборки товаров устанавливаются договором поставки. Если же сроки в договоре не определены, то продавец уведомляет покупателя о готовности товара (маркировка, упаковка, затаривание и так далее) к отгрузке.
Как следует из пункта 2 статьи 515 ГК РФ, невыборка покупателем товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии - в разумный срок (статья 314 ГК РФ) после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
Невозврат тары покупателем.
По общему правилу многооборотная тара и средства пакетирования возвращаются поставщику, если иное не предусмотрено договором поставки, такая норма вытекает из пункта 1 статьи 517 ГК РФ.
Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.
Как следует из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 119н, к возвратной таре, как правило, относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и другие), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и другие), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и другие), стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и другие), тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и другие), а также специальная тара, то есть тара, специально изготовленная для затаривания определенной продукции (товаров).
За некоторую многооборотную тару поставщик может взимать с покупателя залог, который возвращается последнему при возврате порожней тары.
Отказ покупателя от оплаты товара, или нарушение сроков оплаты.
Помимо обязанности принять товар покупатель обязан его оплатить. Оплате товара посвящена статья 486 ГК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Причем если договором не предусмотрена рассрочка платежа, то покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
Если покупатель нарушает сроки оплаты товара, то продавец помимо оплаты товара вправе требовать от покупателя уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ. Указанная статья в качестве меры ответственности за неисполнение денежного обязательства, а именно: за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица предусматривает уплату процентов на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения продавца учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты указанных средств.
Обращаем ваше внимание, что если убыток, причиненный продавцу товаров неправомерным пользованием его денежными средствами, превышает размер процентов, подлежащих уплате, то продавец вправе требовать возмещения убытков, в части, превышающей сумму процентов.
Как следует из пункта 4 статьи 486 ГК РФ, при отказе покупателя принять и оплатить товар, продавец вправе либо потребовать оплаты товара, либо отказаться от исполнения договора.
Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца помимо неоплаченных товаров передать другие товары, то продавец вправе приостановить передачу товаров до полной оплаты товаров, переданных ранее, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или самим договором купли-продажи.
Отказ покупателя от страхования товара.
Из общих положений о договоре купли-продажи (статья 490 ГК РФ) вытекает, что если по условиям договора обязанность страхования товара лежит на покупателе, а он нарушает условия договора, то продавец вправе застраховать товар и потребовать от покупателя возмещения расходов на страхование либо вообще отказаться от исполнения договора.
Итак, во всех вышерассмотренных случаях продавец вправе выставить своему покупателю претензию, причем выставляется этот документ в письменном виде.
Обращаем ваше внимание на то, что унифицированной формы претензионного документа не существует, потому составить претензию можно в произвольной форме. Однако при этом следует помнить, что для того, чтобы этот документ мог быть принят к учету в качестве первичного учетного документа, в нем должны присутствовать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В претензии, выставляемой покупателю, продавец также должен указать следующую информацию:
1. Конкретные требования, предъявляемые к покупателю товаров, и, соответственно, на чем они основаны. Здесь лучше привести ссылки на соответствующие нормы гражданского законодательства.
2. Денежную оценку выставляемой претензии, основной долг и суммы штрафных санкций, при этом следует дать ссылку на номер пункта договора, в котором предусмотрено их начисление. Лучше это сделать в виде специального расчета.
3. Перечень прилагаемых к претензии документов, с приложением их копий, заверенных подписью руководителя торговой организации.
4. Если в тексте договора срок, в течение которого контрагент должен рассмотреть выставленные требования и дать на них ответ, то этот срок необходимо указать в претензионном письме. Аналогичные правила касаются и случая, когда в договоре поставки порядок досудебного урегулирования споров не предусмотрен.
Составленная претензия, подписанная руководителем фирмы-продавца, направляется ответчику. Претензию можно вручить покупателю лично под расписку или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Не забудьте сохранить квитанцию о приеме заказного письма к отправке. Если впоследствии придется обратиться в суд, это будет доказательством, что продавец предпринял попытки досудебного урегулирования спора.
Если покупатель не ответил на претензию, отказался ее признать полностью или частично, то придется обращаться к арбитрам.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 32н (далее - ПБУ 9/99), штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются прочими доходами организации и отражаются на балансовом счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Как следует из пункта 16 ПБУ 9/99, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником. Свидетельством того, что должник согласен уплатить штрафные санкции, может являться письмо контрагента или подписанный двумя сторонами акт сверки и иной подобный документ.
Таким образом, в бухгалтерском учете датой признания дохода в виде штрафных санкций, связанных с нарушением договорных условий является дата признания долга должником или дата вступления в законную силу решения суда.
В налоговом учете доходы налогоплательщика в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными доходами налогоплательщика на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В бухгалтерском учете предъявление сумм штрафных санкций покупателю отражается следующим образом:
Дебет 76-2 Кредит 91-1 - отражена сумма штрафных санкций, признанных покупателем;
Дебет 51 Кредит 76-2 - получена от покупателя сумма штрафных санкций.