Разумное использование энергии

Основой стратегического планирования является достиже­ние определенной цели при использовании определенного коли­чества энергии. Смысл анализа рынка состоит в том, чтобы раз­вить в себе такие способности и предпринять такие действия,

чтобы, расходуя данное количество анергии, достичь оптималь­ных результатов.

Ниже представлены две метафоры, которые позволят вам максимально повысить объемы продаж в вашей отрасли. Это метафора денежного дерева и метафора фермы.

Метафора денежного дерева

Метафора денежного дерева такова: представляйте каждого отдельного покупателя как вероятное денежное дерево с мно­жеством ветвей, которые когда-нибудь принесут вам прибыль и дадут положительные отзывы — и не только в том, что касает­ся работы для фирмы, но и во многом другом.

Иногда это называют тактикой «салями». Во время первого
контакта с клиентом не пытайтесь делать большой шаг, поста­райтесь его убедить, чтобы он дал вам только «тонкий ломтик»
того, что получает теперь другой поставщик. Этот тонкий ломтик даст вам возможность ознакомить клиента с вашими услугами, вы можете предложить ему, например, ускоренное оформление контракта, товары высшего качества, низшие цены или
небольшие выгоды, чтобы показать ему все преимущества предложения вашей фирмы.

Таким образом, вы держите в руках одну ветвь денежного дерева. Если клиент доволен, обратитесь к нему повторно и по­пробуйте продать другие товары или услуги. Вы должны поду­мать, как можно применить на его предприятии и другие предла­гаемые вами товары. Попросите его также о письменной или устной рекомендации, которая открыла бы перед вами двери других фирм.

Вы должны хорошо познакомиться с фирмой вашего клиен­та, чтобы подписать с ним первый контракт. Полученная ин­формация послужит вам для создания базы данных, которые вы сможете использовать при контактах с другими покупателями из подобных фирм. Присмотритесь к своим новым клиентам и подумайте, в какой сфере они работают. Потом решите, как вы можете помочь другим людям, работающим в той же сфере, как им предложить те же товары или услуги.

Зачастую сотрудничество покупателя и продавца не огра­ничивается одним товаром, а влечет за собой приобретение клиентом сопутствующих товаров и услуг того же продав­ца. Один мой друг был консультантом врачей по бухгалте­рии. Поскольку тогда на рынке ничего подобного еще не было, он разработал специальную компьютерную програм­му для бухгалтерии во врачебных кабинетах. Эта програм­ма себя оправдала, но, чтобы ее применить, нужно было снаб­дить врачебные кабинеты соответствующим компьютерным

оборудованием, принтерами, формулярами и многими дру­гими сопутствующими товарами.

Мой друг потратил почти год на то, чтобы укомплектовать оборудование для своего первого клиента. Но результат оп­равдал затраты. Этот клиент, начав пользоваться повой си­стемой, рассказал всем, как программа упорядочила его сче­та и кабинетную работу. Мой друг заметил, что у него есть целое денежное дерево. Своих новых клиентов - врачей он просил о дальнейших рекомендациях. И так началась компьютеризация бухгалтерии в других врачебных каби­нетах. За относительно короткий срок его доходы достигли суммы в несколько миллионов долларов, а в фирме рабо­тают шестнадцать продавцов, деятельность которых распрос­траняется на всю Западную Европу и Соединенные Штаты.

Даже если вам не удастся достичь такого успеха, попытай­тесь по мере возможности «схватиться за ветку» потенциально­го денежного дерева. На одном денежном дереве Каждый про­давец может получить прибыль в виде положительных отзывов, новых контрактов с теми же покупателями или с другими кли­ентами.

Метафора фермы

Используя метафору фермы, рассматривайте территорию, на которой вы продаете, как возделываемое поле. Ваша задача со­стоит в обработке земли, вы должны се подготовить, засеять, оросить, удобрить, засеять и ухаживать за урожаем. Дождитесь, пока все вырастет, подготовьтесь к жатве, соберите урожай и. наконец, сделайте все для того, чтобы весь процесс можно было повторить.

Обработкарынка, на котором вы действуете, состоит в распространении сети продажи и получении наибольшего количества информации о клиентах, которых вы хотите за­получить.

Подготовкурынка можно производить с помощью телефон­ных переговоров, письменных предложений, рекламы, «раскрут­ки», а также с помощью отзывов, которые создадут вам хоро­шую репутацию у потенциальных покупателей. Вспашкана вашем рынке соответствует первым перего­ворам с клиентами и предложении им помощи, чтобы кли­ент знал, что ваш товар или ваши услуги помогут решить его проблемы.

Посевнаяна рынке означает представление товара клиен­ту, в ходе которого вы докажете покупателю, что предлага­емые вами товары или услуги лучше всего помогут решить его проблему.

Поливка— это демонстрация покупателю отзывов, реко­мендаций и гарантий с целью развеять его опасения перед принятием решения о покупке.

Подпиткесоответствует продажа ваших товаров какой-нибудь большой фирме, что поднимет их ценность в глазах клиентов.

Прополка— это удержание ваших конкурентов на рас­стоянии от ваших клиентов. Это также хорошее определе­ние защиты своего рынка.

Рост и развитиерынка означает поиски новых возможнос­тей, постоянное приобретение новых и лучших клиентов (не связывайте все надежды с одним большим контрактом).

Сбор урожаяна рынке — это подписание контракта. Этот торжественный момент наступит, когда вы сделаете всё, что будет оговорено в следующей главе, если вы убедите кли­ента и он решится купить ваш товар или услугу.

Чтобы вы могли постоянно собирать урожай, вы должны постоянно поддерживать хорошие отношения с клиентами, а осо­бенно заботиться о личных контактах, которые со временем за­вяжутся. Таким образом, вы будете уверены, что клиент будет покупать ваш товар или услуги, пока они будут на рынке.

Наконец, речь идет о возобновлении соглашений или о рас­ширении возможностей продажи в других фирмах, которым вас порекомендуют ваши клиенты.

Метафора фермы — это определенный указатель, благодаря которому вы видите территорию, на которой продаете, как ноле со множеством потенциальных контрактов и шансов получить прибыль. Вы делаете все что возможно, чтобы увеличить дохо­ды, которых можно достичь на следующем поле продажи.

Анализ рынка, собственно, никогда не исчерпывается. Вы должны постоянно искать новые лучшие, более быстрые, более выгодные, более ценные, более дешевые возможности, чтобы зас­лужить хорошую оценку у своих клиентов и одновременно обой­ти конкурентов, подчеркивая их слабые стороны. Постоянный анализ рынка даст возможность продавать на нем все большее количество товаров.

МОДЕЛЬ ЦОСПД

При разработке стратегического плана важно уметь разбить процесс постановки вопросов на части, а затем снова сложить в один исправно стратегически действующий механизм прода­жи. Это, собственно, вы и делали, когда анализировали каждую сторону своей работы и отвечали на вопросы, поставленные в этой главе. Теперь вы готовы все собрать и сравнить с полу­ченными вами результатами продажи.

Самым простым принципом стратегического плана являет­ся так называемая модель ЦОСПД: цели, ожидания, стратегия, планы и действие. Для начала будут исследованы только пер­вые четыре элемента, поскольку действие будет основательно проанализировано в следующей части книги.

Цели и ожидания

Вы сформулируете свои цели и ожидания, когда определите, каких результатов в торговле вы хотели бы добиться. Вы ста­вите себе долго-, средне- и краткосрочные цели, и они «замора­живаются». Вы ставите перед собой определенные цели, и у вас будут определенные ожидания как в личной, так и в професси­ональной жизни. Составляете план, чтобы точно знать, что вы делаете, зачем вы это делаете, чего хотите достичь, когда хотите этого достичь и как все должно выглядеть, когда вы уже достиг­нете успеха. Когда вы сложите отдельные элементы в единый план, успех будет полный?

Поставленные цели касаются определенных долгосрочных, рассчитанных результатов, которых вы можете достичь за опре­деленное время. Если вы хотите дать своим делам четко обо­значенный ход, вы должны приобрести соответствующее число клиентов. Потенциальные клиенты, которых вы должны найти за определенное время, необходимы для достижения долгосроч­ной цели.

Начните с определения целей, касающихся ваших доходов, которые вы хотели бы иметь в будущем году, через два года, четыре, пять лет, сколько бы вы хотели зарабатывать ежегодно? Подсчитайте, сколько вы зарабатываете сегодня, и соответственно определите доходы, которых можно ожидать в следующие пять лет. Запланируйте рост доходов от 10 до 25% на каждый сле­дующий год, включая текущий. Проверьте ставки заработной платы в вашей фирме: какая оплата предусмотрена для каждо­го из продавцов, занимающихся определенным ассортиментом? Ваша задача состоит в максимальном увеличении заработной платы такими действиями, следствием которых станут наиболь­шие объемы продаж. Решите, какие вы хотите иметь доходы и какой ассортимент товаров или услуг вы можете продавать, чтобы в следующем году получать такую зарплату, какую вы сами себе установите. Комбинации продаваемых товаров на следующие годы вы можете установить позже.

Если вы записали свои цели, касающиеся будущих заработ­ков и доходов составьте список всех потребностей, для которых вы хотите получить эти средства. Они — движущая сила в меха­низме мотивации. Чем больше у вас потребностей, тем лучше мотивация и поэтому вы будете действовать более решительно.

Мой друг работает менеджером в фирме, которая распростра­няет свою деятельность на всю страну. В начале каждого года он помогает своим сотрудникам составить стратегические планы на ближайшие месяцы. Основываясь на многолетнем опыте, он при­шел к выводу, что ежегодно повторяется одна закономерность. А именно: каждый продавец, который может назвать причины, по которым хочет получать доходы определенной величины, всегда их получает (а зачастую даже и больше). Продавцы, у которых сильна мотивация, действительно много продают, те же, кто не ду­мает ни о чем, кроме оплаты своих счетов, с трудом достигают запланированных доходов.

Вашей важнейшей финансовой целью в профессиональной торговле должно быть достижение окончательной экономичес­кой независимости, чтобы, как говорится, иметь твердую почву под ногами и взлететь на вершину успеха. Вероятно, наиболь­шая ответственность, которую вы чувствуете по отношению к себе, это забота о финансовом успехе. Это то, для чего вы вооб­ще работаете. Это одна из причин, по которой далее в этой главе анализируются финансовые аспекты вашей жизни. Со­ставляя план стратегических действий, вы должны думать о своих экономических целях.

Так же как и ваша фирма, которая ищет выгоду и жаждет выйти на конкурентоспособный рынок, так и вы должны потру­диться, чтобы получить определенную прибыль, и откладывать ее, чтобы исполнить мечты в далеком будущем. Вашей целью должно быть достижение в профессиональной сфере такого положе­ния, чтобы уже никогда не беспокоиться о деньгах.

Единственный способ достижения экономической незави­симости — это откладывать деньги после каждой выплаты и разумно их инвестировать. Ключом к финансовому успеху дол­жно быть старое правило, которое гласит: «Сначала заплати себе». Платите себе один процент с каждой заработанной суммы. От­ложите эти деньги как долгосрочный вклад и никогда их не трогайте.

Со временем зазор между доходами и расходами должен все более возрастать, пока наконец не удастся накопить 10, 15, а может, даже 20% доходов. Если в первую очередь вы будете выплачивать зарплату себе, вместо того чтобы сначала оплачи­вать счета, а потом уже оставшееся откладывать, то быстрее вый­дете из финансового тупика и будете в состоянии что-то нако­пить. Это единственный правильный путь к достижению финансо­вой независимости из всех когда-либо существовавших.

Опровергнут закон Паркинсона!

Главный враг финансовой независимости - это так называемый закон

Паркинсона. Согласно этому закону, чем больше зарабатываешь тем больше тратишь А это значит, что прямо пропорционально, несмот­ря на то, сколько вы зарабатываете, ваши расходы возрастут так. что вы потратите всё и даже больше.

Каждый финансовый успех - это сознательное и целенаправленное опровержение закона Паркинсона. Поэтому вы должны создать зазор между растущими доходами и возрастающими расходами на содер­жание. Если вам повезет и вы заработаете на 10% больше, вы може­те повысить расходы, например, только на 5%, а остальные 5% отло­жить или инвестировать.

Умение экономить - это тоже черта характера. Это тест на самодисциплину и силу воли. Это свидетельствует о том, какие ценности для вас важны. Если одна из них — самостоятель­ность и ответственность за собственную жизнь, у вас нет ника­кого другого выбора, кроме как собрать наличные как минимум на 3—6 месяцев проживания и как можно быстрее. Основатель известной страховой компании У. Клемент Стоун когда-то вы­разился: «Кто не способен экономить деньги не имеет шансов на личный успех».

В Соединенных Штатах 5% миллионеров достигли успеха собственным трудом — и это именно продавцы. Они разбога­тели благодаря тяжелому труду, постоянному повышению уров­ня знаний, эффективным действиям, высоким доходам и ежеме­сячному откладыванию значительных сумм.

Стратегия и планы

Ваша стратегия и ваши планы должны сосредоточиваться на осуществлении целей и ожиданий.

Обычно существует много путей для достижения какой-либо цели, так же как и множество дорог ведет на горную вершину. Целью стратегии является отыскание такого пути, который тре­бует наименьшего расхода времени и энергии и дает возмож­ность достичь наибольшего успеха. Если у вас уже есть страте­гия, то есть вы выбрали путь на вершину, можете начать реали­зацию своего плана.

При подготовке своего личного стратегического плана вы должны скрупулезно проанализировать, например, время, затра­ченное вами на продажу, и время, требующееся на покупку кли­енту. Сколько времени занимает у потенциального клиента при­нятие решения о покупке, сколько затрачивается на доставку товара и каков срок оплаты?

Многие фирмы имеют долгосрочные циклы продаж, кото­рые могут длиться даже несколько месяцев. Допустим, один цикл длится в среднем семь месяцев, в таком случае продавец до конца мая должен закончить все встречи с клиентами, которые

должен вести до подписания контрактов в этом году. Так, вме­сто того чтобы тратить время в первые месяцы года, каждый профессиональный продавец с четко поставленными задачами, должен уже 2 января браться за работу, чтобы внимательно на­блюдать за каждым потенциальным клиентом и все организо­вать до конца мая. Так он достигнет запланированных на следу­ющий год доходов.

При продаже дешевых товаров большому количеству поку­пателей основой стратегии должна стать усиленная активность. Стратегический план должен предвидеть такой способ действий, чтобы за каждый день работы вы могли охватить соответству­ющее количество покупателей. С чем большим числом людей вы контактируете, тем больше сделок можете заключить ежед­невно. При условии большей цены (но и, соответственно, более длительном цикле продажи) ключом к успеху должна быть под­готовка к разговору с клиентами и обработка списка потенциаль­ных клиентов, заинтересованных товаром.

У некоторых продавцов на их территории реально есть толь­ко десять потенциальных клиентов. В таком случае крайне ва­жен каждый возможный потребитель Продавец и фирма не мо­гут себе позволить потерять ни одного клиента из-за неудачной попытки продажи. Поэтому нужно тщательно подготовить каж­дый этап длительного процесса продажи, посвятить время ана­лизу и составлению плана работы — плана, где будет указан способ проведения первой встречи, презентации и поддержания контакта в будущем. В такой ситуации даже мелочь может очень много значить.

Метод верстового столба

Когда при крупных контрактах вам нужно провести несколь­ко переговоров, вам может помочь метод верстового столба. С этой целью составьте список всех действий, которые могут убе­дить покупателя принять непреклонное решение о покупке. Посмотрите на ситуацию с точки зрения покупателя. Каковы его проблемы, каковы его нужды? Какие вопросы его волнуют? Каких конкурентов нужно победить, чтобы заполучить этого клиента? Как должны выглядеть следующие этапы продажи от первого контакта до поставки и установки, чтобы клиент был действительно доволен? Что клиент должен знать, в чем дол­жен быть убежден, чтобы сделать покупку?

Весь процесс можно разделить на три этапа. Во время каж­дой следующей встречи с клиентом вы должны стремиться ре­ализовать хотя бы один пункт плана. Но вы должны их все ясно сформулировать и осуществить в установленном порядке, если хотите, чтобы клиент решился на покупку.

Используя метод верстового столба, вы можете оценить свои достижения в ходе каждой встречи с клиентом. Например, ког­да ваш шеф спросит «Как идут дела?», вы можете ответить, что сейчас вы находитесь в пункте 17 и надеетесь, что при следую­щей встрече будут решены пункты 18, 19 и 20. Другими слова­ми, вы всегда должны точно знать, где находитесь. Точно так же вы должны всегда суметь ответить на вопросы, зачем вы дела­ете то, чего хотите достичь, и что еще должно случиться, чтобы вы могли перейти к следующему этапу. Тогда вы будете конт­ролировать весь процесс продажи.

Подумайте также о том, как можно воспользоваться так назы­ваемой теорией кривой опыта. Согласно этой теории, чем чаще выполняешь определенную работу или действие, тем лучше их выполняешь. Чем лучше ими овладеешь, тем меньше ошибок со­вершишь в будущем и тем самым большего достигнешь.

Если в определенной ситуации вы можете договориться с каким-то конкретным клиентом, то, согласно теории кривой опы­та, вы научитесь столь многому, что при встрече с очередным подобным клиентом в схожей ситуации сможете этим вос­пользоваться. Может пройти полгода, пока вы подпишете ка­кой-нибудь контракт, но со следующим подобным клиентом вы подпишете соглашение уже за два или за три месяца. Вы долж­ны потратить много времени и энергии, чтобы завоевать нового клиента, но старания возместятся, так как этот опыт поможет вам облегчить подписание новых больших контрактов в будущем.

Наши рекомендации