Расчет затрат на покупку за собственные средства АТП
Факультет производственного менеджмента и инновационных технологий
Кафедра управления инновациями и организации производства
Контрольная работа По дисциплине:
«Экономика предприятий автосервиса»
Выполнил: ст. гр. УЗМАC-41
Шифр:
Проверил: к.э.н., доцент
Борисов А.А.
Вологда
2016 г.
Выбор источника финансирования воспроизводства
подвижного состава АТП
Цель работы: определение расходов автотранспортного предприятия на закупку подвижного состава по каждому из трех возможных способов финансирования, сравнительный анализ и выбор наиболее оптимального из них.
Теоретические сведения
После принятия предприятием решения о необходимости приобретения новых автомобилей, возникает вопрос за счет каких средств это можно сделать.В качестве источников финансирования воспроизводства подвижного состава в данной работе рассматриваются:
1. Собственные финансовые ресурсы АТП: прибыль, амортизационные отчисления, накопления на счетах предприятия, бюджетные дотации, страховые выплаты на возмещение ущерба предприятию и прочие средства, по которым предприятие не имеет долговых или иных обязательств;
2. Заемные средства, получаемые в виде кредита;
3. Лизинг подвижного состава.
Использование собственных финансовых ресурсов – наиболее простой способ финансирования закупки подвижного состава предприятием. В данном случае покупатель оплачивает продавцу новые автомобили напрямую и в течение оговоренного времени получает их. Срок реализации сделки зависит в основном от наличия автомобилей у продавца и денег у покупателя. Расходуя свои деньги, АТП не несет никаких долговых обязательств перед кредиторами, не выплачивает проценты за пользование денежными ресурсами и имеет возможность без каких-либо задержек в любые удобные сроки осуществить закупку необходимых транспортных средств. Но для этого АТП необходимо иметь в своем распоряжении достаточное количество собственных денежных средств, что при высокой стоимости подвижного состава и текущем финансовом положении автотранспортных предприятий крайне сложно и не всегда приемлемо, так как единовременное отвлечение таких средств из обращения может быть губительно для предприятия, а их постепенное накапливание нередко требует длительного времени и малоэффективно при высоких темпах инфляции.
Неверно считать, что расходы предприятия ограничиваются стоимостью транспортных средств. Возникает также упущенная выгода, т.е. потеря дохода в связи с отказом от использования денежных средств в других сферах применения капитала, например, предоставления кредита юридическим или физическим лицам под определенный процент. Кроме этого, если покупка имущества происходит за счет чистой прибыли предприятия, то это означает, что уплаченный ранее налог на прибыль также удорожает сделку.
При приобретении оборудования в собственность за счет собственных средств расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, являются амортизационные отчисления. Кроме этого согласно Налоговому кодексу РФ предприятие имеет право включать в состав расходов налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% – в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств.
Более подходящим в таких условиях является привлечение заемных средств, т.е. получение денежного кредита.
Кредит позволяет не замораживать собственные денежные средства АТП при их накапливании и не тратить время на сам процесс накопления необходимой суммы, а сразу получить ее в распоряжение предприятия, закупить необходимый подвижной состав и немедленно задействовать его в процессе производства. Это позволяет АТП не только быстро осуществить замену изношенного подвижного состава новым без отвлечения значительных денежных ресурсов из оборота, но и при необходимости увеличить объемы производства. Однако привлечение заемных денежных средств имеет определенные трудности и является платным (т.е. стоимость покупки подвижного состава возрастает на величину процентов за использование кредита: 22-28%).
Для получения кредита в банке от АТП потребуется подготовить внушительный комплект документов, состоящий из:
· кредитной заявки, в которой АТП должно указать цель получения кредита, сумму и срок, на который требуется получить кредит;
· заверенных нотариусом копий учредительных документов предприятия;
· заверенной нотариусом карточки с образцами печатей и подписей должностных лиц АТП;
· финансового отчета (баланса АТП на последнюю отчетную дату, заверенного налоговой инспекцией, и счета прибылей и убытков за последние 3 года);
· внутренних финансовых отчетов;
· прогноза финансирования (оценки будущих продаж транспортных услуг, затрат производства, дебиторской задолженности и оборачиваемости запасов, капитальных вложений и т.д.);
· справки из налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
· бизнес-плана или технико-экономического обоснования эффективности проекта, на который предприятие запрашивает кредит и др.
Кроме этого, банк затребует обеспечение кредита – гарантированные обязательства заемщика перед банком по возвращению суммы кредита в случае возможного затруднения предприятия в исполнении кредитных обязательств. В качестве обеспечения кредита от предприятия потребуется предоставить либо своё имущество под залог в размере до 200% от величины кредита (завышенная стоимость залога гарантирует банку, что при реализации залогового имущества банк сможет получить достаточное количество денежных средств для покрытия суммы кредита, процентов по кредиту, неустойки, возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения кредитного договора, и расходов на возврат кредита), либо поручительство физического или юридического лица, обязующегося перед кредитором (банком) отвечать за исполнение заемщиком его обязательств, либо банковские гарантии – гарантии иных кредитных учреждений или страховых организаций уплатить банку-кредитору сумму кредита в случае его невозврата предприятием.
Любой из перечисленных способов обеспечения возврата кредита проблематичен для АТП, так как многим предприятиям будет затруднительно найти имущество, которое банк согласится принять в качестве залога из-за 70-90% износа и низкой ликвидности активов большинства АТП, а поручительство и банковские гарантии можно получить только на возмездной основе.
Если АТП все-таки имеет возможность обеспечить возврат кредита и текущее и прогнозное финансовое состояния предприятия устраивает банк, предприятию в большинстве случаев будет выдан кредит, но не ранее чем через 1-6 месяцев (данное время требуется банку для анализа информации и принятия решения по выдаче кредита), что не всегда может устроить АТП.
При получении кредита на покупку автотранспорта расходы представляют собой выплату основной суммы долга и процентов по кредиту. Амортизация, как и в случае прямой покупки, начисляется на общих условиях. Налоговым кодексом РФ предусмотрена льгота: налогооблагаемую прибыль можно уменьшать на проценты по кредиту, но в заданных пределах.
Более приемлемым или единственно возможным из-за перечисленных сложностей получения кредита для многих предприятий может стать лизинг автотранспорта, в особенности при покупке дорогостоящего подвижного состава.
Лизинг – это имущественные отношения, при которых одна организация (пользователь-лизингополучатель) обращается к другой (лизинговой компании) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей в пользование.
Механизм лизинга таков. Лизинговая компания по требованию АТП закупает необходимый подвижной состав, а затем сдает его в аренду АТП с правом (или обязательством) последующего выкупа. При этом АТП выплачивает лизинговой компании ежегодные, ежеквартальные или ежемесячные лизинговые платежи (в зависимости от условий договора), а после окончания срока аренды (обычно 3 года) выкупает подвижной состав по остаточной стоимости. В сделке лизинга, кроме арендатора (АТП) и лизинговой компании (лизингодателя), участвует также финансовая организация (банк или иное кредитное учреждение, предоставляющее лизинговой компании денежные средства в виде кредита на покупку имущества, в нашем случае – автотранспорта), страховая компания или иные гаранты, возмещающие стоимость закупленного автотранспорта в случае его утраты, и продавец (поставщик) имущества. Схема лизинговой сделки представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема лизинговой сделки
При использовании лизинга для АТП решается основная проблема – отсутствие имущества, которое можно предоставить в качестве залога, так как залогом в данном случае выступает закупаемый автотранспорт. Однако возрастают затраты на закупку подвижного состава.
При использовании лизинга АТП приходится выплачивать лизинговые платежи, сумма которых складывается из:
· компенсации стоимости закупаемого подвижного состава (в лизинговой сделке именуется амортизацией имущества);
· платы по % за банковский кредит, предоставляемый лизинговой компании на покупку требуемого АТП автотранспорта (от 22% до 25% от суммы, предоставляемой в кредит);
· страховых взносов на страхование закупаемого имущества (от 3% до 4,5% от его стоимости);
· комиссионного вознаграждения лизинговой компании (1,5-3% от стоимости автотранспорта);
· иных затрат лизинговой компании, предусмотренных договором лизинга.
При этом лизинговым договором может быть предусмотрена полная или частичная компенсация стоимости предоставляемого АТП автотранспорта в течение срока аренды. В первом случае имущество переходит в собственность АТП сразу после завершения действия договора лизинга, а во втором – после выкупа данного имущества по его остаточной стоимости (разности между первоначальной стоимостью автотранспорта и суммой уплаченной за него амортизации).
Если сравнить сумму лизинговых платежей без учета стоимости закупаемого подвижного состава и величину выплачиваемых % при использовании банковского кредита для покупки подвижного состава, то получится, что при использовании лизинга АТП переплачивает за приобретаемый автотранспорт. Но на самом деле это не совсем так.
При закупке имущества по договору лизинга предусмотрены налоговые льготы и возможность ускоренной амортизации данного имущества с коэффициентом 3. Согласно Налоговому Кодексу РФ, предприятие, использующее лизинг при покупке имущества, может полностью относить лизинговые платежи к расходам, т.е. вычитать их из прибыли, предъявляемой для уплаты налога на прибыль. Кроме того, благодаря ускоренной амортизации автотранспорт будет переносить свою стоимость на стоимость производимой предприятием продукции в 3 раза быстрее, что выгодно в условиях интенсивной инфляции и быстрого износа приобретаемого имущества.
При лизинге процесс оформления техники происходит немногим дольше, чем при прямой покупке, и значительно быстрее, чем при кредите. Одновременно лизинг решает дополнительно ряд задач, которые при прочих вариантах приобретений также занимают изрядное количество времени – страхование, постановка на учет, ТО и т.д.
Однако выгоден лизинг АТП или нет, следует решать только на основании сравнительных расчетов закупки подвижного состава за собственный счет предприятия, за счет кредита и за счет лизинга для каждых конкретных условий, складывающихся на АТП и в финансовой сфере государства. При этом следует учитывать:
· возможности АТП относительно использования каждого из перечисленных способов финансирования закупки;
· среднегодовые затраты АТП на приобретение единицы автотранспорта (вычисляются на конец каждого года в течение срока выплаты лизинговых платежей или возвращения кредита);
· итоговую стоимость приобретения единицы подвижного состава;
· экономию по налогу на прибыль;
· срок полной амортизации приобретаемого автотранспорта (срок возвращения денежных средств, израсходованных на закупку автотранспорта);
· обесценивание денег (учитывается путем дисконтирования).
Нужно учитывать, что согласно Налоговому кодексу РФ применение специальных налоговых режимов (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, упрощенная система налогообложения) освобождает предприятие от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
В данной контрольной работе примем, что на АТП применяется общая система налогообложения.
Основные обозначения:
· Ца – стоимость автотранспорта, который требуется закупить;
· процентная ставка по кредиту, который предоставляется АТП банком – %к;
· срок кредита – Тк = 3 года;
· норма амортизации подвижного состава – На;
· процентная ставка по кредиту, который предоставляется лизинговой компании – %л;
· ежегодный страховой взнос в % от стоимости закупаемого автотранспорта – %стр;
· комиссионное вознаграждение лизинговой компании в % от стоимости закупаемого автотранспорта – Кл;
· срок лизингового договора – Тл = 3 года;
· норма дисконтирования – r, в данной работе принята равной 0,129 (12,9% – инфляция в России в 2015 году).
Расчет затрат на покупку за собственные средства АТП
1.1. Затраты на покупку автотранспорта с учетом упущенной выгоды (отказа от предоставления кредита):
Зп = Ца×(1 + %к - r), тыс. руб.
Примечание: % в формулы подставляются в виде дробного числа, т.е. если в исходных данных, например, %к = 22% – в формулу подставляется 0,22 и т.д.
1.2. Величина ежегодной экономии по налогу на прибыль (ставка 20%) с учетом амортизационной премии 30% (автотранспортные средства относятся к 3-5 амортизационным группам):
1-ый год: Эн.п.1 = (0,3×Ца + На×Ца)×0,2, тыс. руб.;
2-ой и 3-ий годы: Эн.п.2(3) = 0,2×На×Ца, тыс. руб.
1.3. Дисконтированная величина экономии по налогу на прибыль:
1-ый год: ДЭн.п.1 = Эн.п.1/(1 + r), тыс. руб.;
2-ой год: ДЭн.п.2 = Эн.п.2/(1 + r)2, тыс. руб.;
3-ий год: ДЭн.п.3 = Эн.п.3/(1 + r)3, тыс. руб.;
∑ДЭн.п. = ДЭн.п.1 + ДЭн.п.2 + ДЭн.п.3, тыс. руб.
1.4. Итоговые затраты:
∑Зп = Зп - ∑ДЭн.п., тыс. руб.