Жизнь в рекламном агентстве
Основным богатством рекламного агентства являются люди. А главнымтоваром агентства являются талантливые творческие идеи. И чем более счастливыми и довольными ощущают себя сотрудники, тем выше их продуктивность. Именно поэтому руководство персоналом является приоритетной задачей для любого агентства. В последнее время в крупных агентствах даже организуют особый отдел человеческих ресурсов. По сути, это стало отдельной отраслью научных знаний, ибо руководство компаний начало осознавать, что удовлетворенность сотрудников не определяется лишь размером заработной платы. Для того чтобы выдавать качественные результаты, тело, сознание, дух и психика сотрудника должны функционировать, дополняя друг друга.
Однако какой бы значимостью ни обладал отдел человеческих ресурсов, эта глава посвящена совсем другой теме. Я хочу рассказать, куда вам следует обращаться, для того чтобы стать более успешным и соответственно более счастливым копирайтером. Книги, ссылки, библиотеки, файлы и другие источники информации были созданы людьми. Поэтому когда у вас возникают сомнения, обращайтесь к людям.
Золотое правило: будьте ближе к людям
♦ Сориентируйтесь — познакомьтесь с коллегами.
♦ Обойдите все отделы.
♦ Задавайте вопросы.
♦ Не бойтесь показаться назойливым.
♦ Записывайте. Слушайте. Учитесь.
♦ Пишите не переставая.
♦ Никогда не полагайтесь на свою память.
Разузнавайте все о средствах информации
♦ Знакомьтесь с документацией.
♦ Знакомьтесь с отделом обслуживания клиентов.
♦ Посетите студию.
♦ Поговорите с художниками.
♦ Поговорите с операторами.
♦ Поговорите с иллюстраторами.
♦ Поговорите с работниками типографии.
♦ Поговорите с киношниками.
♦ Поговорите с телевизионщиками.
♦ Посетите студию звукозаписи.
♦ Интересуйтесь всем и вся, что вас окружает.
♦ И хотя бы чему-нибудь научитесь.
Отношения с персоналом (или как не наступать на чужие мозоли)
Вы можете спросить, какое это имеет отношение к копирайтингу, однако если вы хотите выдавать качественные результаты, не забывайте о том, что копирайтинг требует командной работы. И если у вас творческий кризис, обратитесь к окружающим. Хорошую идею может предложить кто угодно — агент по работе с клиентом, художник или один из ваших секретарей. Окружающие спокойно относятся к тому, что к ним обращаются с вопросами, и если вы находитесь с ними в хороших отношениях, они с радостью потратят на вас свое время. Любое сказанное ими слово может подкинуть вам новую мысль и помочь выбраться из тупика.
То же самое относится и к своевременной сдаче работы. Дипломатия — это просто название одной из игр, в которую играют люди, особенно в агентствах, где все чрезвычайно уязвимы, а напряжение очень велико. Существует история об агенте, которого все сторонились как зачумленного из-за того, что у него была отвратительная манера хватать человека за шкирку и бить его головой о стену, если он был не удовлетворен его работой. Таким способом хороших результатов от творческого (да и вообще любого!) человека не добьешься!
Чем выше вы поднимаетесь по служебной лестнице, тем уязвимее становитесь. Поэтому ходите осторожно, чтобы не наступить на чью-нибудь любимую мозоль. В агентствах иногда терпят примадонн, но только в тех случаях, когда их работа исключительно хороша или они
являются сами по себе отличными товарищами. Но они, как горячие скакуны, создают в агентстве нервозную обстановку, так что работа в их присутствии идет не слишком-то гладко.
В большинстве агентств, как правило, царит неформальная атмосфера. Все называют друг друга по имени. Однако безопаснее все же говорить господин X или госпожа Y, пока вам не предложили обращаться иначе. Даже по прошествии 25 лет я продолжала обращаться к Сабасу Гошалу «господин Гошал». Однажды я слышала, как Герсон да Куна спросил его: «Сабас, как это получается, что к тебе все обращаются "господин Гошал", а меня даже последние малявки в Lintas называют Герсоном?»
Как ладить с людьми
Как ладить с начальством
Что от вас ожидает начальник? Изучите его хорошенько, обращая внимание на сильные и слабые стороны. Подумайте о том, как стать ему помощником, а не помехой. Относитесь к нему уважительно и не фамильярничайте. Нарастите шкуру потолще, чтобы спокойно относиться к отказам и поправкам. А главное — учитесь, учитесь и учитесь. Вам платят за то, что вы делаете работу, так старайтесь же выполнять ее как можно лучше. Обычно начальство высоко ценит честность и искренность. И если у вас неприятности, прежде всего обратитесь к своему начальнику. Возможно, ему удастся все уладить, прежде чем это выплывет наружу. Также лучше ничего не делать через его голову, за исключением случаев крайней необходимости, так как вы можете заработать себе врага на всю оставшуюся жизнь. В каждом агентстве существуют свой стиль отношений и своя корпоративная культура. Постарайтесь им соответствовать. А если не можете, то лучше уйти. Вас никто за это не осудит.
Довольно неприятно ощущать себя более компетентным, чем ваш начальник, и тем не менее быть вынужденным выполнять его указания. Я всегда сочувствую людям, оказавшимся в такой ситуации. Надо обладать особыми способностями, чтобы убедить начальство в своей правоте, не обидев его при этом.
Как ладить с отделом обслуживания клиентов
Мы уже говорили об этом выше, однако повторю, что самую тяжелую работу в агентстве выполняют менеджеры по работе с клиентами, так как им приходится быть буфером между клиентами и творческими ра-
ботинками и подвергаться острой критике с обеих сторон. Поэтому постарайтесь войти в их положение. В худшем варианте они являются не более чем почтальонами, зато в лучшем — могут быть великими администраторами и существенно способствовать креативному процессу.
Как ладить с художественным отделом
Не забывайте, что художник — это ваша вторая половинка. Усвойте их язык, научитесь на нем говорить, завяжите с ним дружеские отношения, ходите вместе обедать. Задавайте ему разумные вопросы, ходите вместе в типографию.
Сотрудничество в мире рекламы чрезвычайно выгодно. Рекламисты — одни из самых симпатичных и тонких людей в мире. Они доброжелательны, жизнерадостны и обязательно обладают чувством юмора. Они разговорчивы и добродушны. Так что неудивительно, что эта профессия является одной из самых популярных.
Не забудьте!
Здороваться со швейцаром, когда вы приходите на работу. Давать чаевые рассыльному. Улыбаться секретаршам. Быть доброжелательным.
Поддерживать хорошие отношения с обслуживающим персоналом. Поддерживать сердечные отношения с начальством, но не перебарщивать — огонь, который согревает, может и сжечь.
Всегда оказывать помощь любому, кто обращается к вам с просьбой о ней. Никогда не способствовать распространению слухов, злословию, упадническим настроениям. Многие любят пообсуждать несуществующие непри- ятности.
Держаться подальше от политики. Быть законопослушным. Держать себя в руках.
Люди — это главное достояние компании. Они создают для него товар, выдавая гениальные идеи. Потом эти идеи продаются клиентам. А другие люди воплощают эти идеи в жизнь (пресса, кино, телевидение).
А третьи получают от этого огромные доходы, не облагаемые налогом.
Хотите — верьте, хотите — нет, но клиенты это тоже люди.
Однажды я видела рекламное объявление, гласившее: «Лучшие люди ездят на "Хонде"».
Чушь собачья! Лучшие люди работают в рекламных агентствахРекламистам есть дело до всего. Их заботит собственный профессиональный рост. Они хотят, чтобы реклама соответствовала своей все возрастающей роли посредника, способствующего снижению цен. Их глубоко волнует то превратное представление, которое существует относительно целей и задач их деятельности среди влиятельных кругов и прежде всего в сознании тех, кто мог бы максимально выиграть от грамотного использования силы рекламы.
Они привлекают к делу нужную молодежь и влияют на академическое образование, чтобы готовить необходимые кадры. Люди, работающие в рекламной индустрии, глубоко озабочены благосостоянием общества и каждого его члена. Все они связаны братскими узами и самыми теплыми отношениями друг с другом».
Эти слова были написаны более 30 лет тому назад вице-президентом Vision Inc. Фредериком Декером. В сентябре 1960 г. он стал издателем рекламного журнала, насчитывавшего к тому времени уже 75 лет своего существования. В 1947 г. Декер стал сооснователем журнала «Guideposts», в котором проработал в течение пяти лет заместителем директора по административной части, после чего стал соиздателем журнала «Christian Herald».
Самые счастливые люди на свете — это те, кто нуждается в других.
Барбара Стрейзанд
Конец пути
Что бывает, когда вечеринка заканчивается? Что происходит с копи-райтерами, когда они становятся зрелыми мастерами? Лично я получаю особое удовольствие, когда узнаю, что какая-нибудь знаменитость начинала свою карьеру копирайтером в рекламном бюро. Вот лишь небольшой перечень.
♦ Марри Бейл — известный австралийский писатель.
♦ Фей Уелдон — английская романистка.
♦ Шоба Де — индийская писательница.
♦ Рабуль Боуз — актер, театральный деятель.
♦ Сатьяжит Рей — всемирно известный режиссер.
♦ Шийям Бенегал — кинопродюссер.
♦ Кабир Биди — актер.
Кроме этого, я знакома с менее известными бывшими сотрудникамирекламных агентств, которые стали:
♦ священниками;
♦ механиками;
♦ учителями йоги;
♦ консультантами;
♦ затворниками;
♦ флейтистами.
Большинство копирайтеров преданно и честно работают в агентстве до самой пенсии, после чего прощаются со своими коллегами, заливаясь слезами и сжимая в руках награды за долгую службу. Но есть люди, которые меняют коней на переправе. Одни уходят, для того чтобы сменить профессию или в погоне за мечтой. Более честолюбивые переходят из креативного отдела в отдел обслуживания клиентов, надеясь стать заместителями директоров и главными администраторами, или
открывают собственные агентства. Кое-кто уходит, для того чтобы стать свободным художником или креативным консультантом. К тому же многие копирайтеры подрабатывают в других организациях.
Творческий человек всегда стремится реализоваться в той или иной форме. Если жизнь в агентстве предоставляет ему эту возможность, он в нем остается. Если нет, он начинает искать более плодородные пастбища. Но так или иначе профессиональные копирайтеры в той или иной форме продолжают заниматься своей профессией.
Прощание
Процесс ухода из агентства тоже является искусством. Я бы хотела, чтобы меня всегда вспоминали с любовью в моем последнем агентстве («Больше всего ей удался уход!»). Когда Иван Артур приглашал меня перейти на должность креативного директора в агентство НТА, он сказал: «Я нашел в компьютере твое заявление об уходе, и оно заставило меня пригласить тебя». Мне казалось, что я написала довольно вяло-сентиментальный текст с просьбой покинуть корабль, на котором провела столько приятных лет. Люди увольняются по целому ряду причин, и не все связаны с материальными соображениями.
Если вы увольняетесь, как говорится, «в поисках лучшей жизни», делайте это красиво. Предоставьте агентству время на то, чтобы оно успело вас кем-нибудь заменить или по крайней мере свыкнуться с мыслью, что вас не будет. Иногда у людей возникает искушение подать заявление об уходе только потому, что они хотят проверить, будет ли агентство уговаривать их остаться, — думаю, в таких случаях небольшое кокетство вполне допустимо. Помню, как я писала свое первое заявление об уходе из агентства НТА, когда мне предложили более выгодную должность в одной из крупных компаний. Соглашение было почти подписано, мне оставалось только поставить в известность господина Гошала.
Трудно описать тот час, который мне пришлось с ним провести. Он говорил о самых разных вещах, пытаясь осторожно нащупать причины, заставившие меня уйти из агентства. Он был так щепетилен и очарователен, он так превозносил мои заслуги, что дело кончилось тем, что я разрыдалась! За время нашей беседы он ни разу не упомянул материальную сторону дела и не предложил мне повышения зарплаты. Но в результате я решила остаться. Господин Гошал не лукавил, когда утверждал, что «решение остается за мной но через месяц я получила прибавку жалованья. Он был потрясающим человеком!
Однако когда я подала заявление об уходе во второй раз, он отпустил меня с легкостью, сказав: «Ну что ж, невеста возвращается в родительский дом». И я вернулась в Lintas.
Впрочем, не всегда все проходит так гладко. Вы должны самостоятельно принять решение. У вас должны быть для этого веские причины. Может, стоит внимательнее присмотреться к тому, что происходит в агентстве. А может, вы действительно зашли в тупик в своем карьерном росте. Или наверху нет для вас места. А может, вы просто устали от сражений. И тогда перемены могут сказаться благотворно. Герсон да Куна дал мне как-то дельный совет: «Меняй места работы, пока ты молода. А когда найдешь агентство, чья культура будет тебя устраивать, уже не уходи из него». Не знаю, годится ли этот совет для сегодняшнего так быстро меняющегося мира. Но как бы там ни было, запомните его.
О формировании портфолио
Обычно копирайтеры настолько поглощены своей работой, что даже не задумываются о сохранении материалов своих кампаний или о том, чтобы собирать свои работы. Считается, что ваши креативные способности определяются вашей последней кампанией. Если вы активно и качественно работаете, коллеги автоматически узнают о вас и соответственно определят вашу рыночную стоимость, после чего на вас непременно посыиятся предложения о работе.
И тем не менее, учитывая существующую конкуренцию, я рекомендую складывать в архив собственные работы. Вырезки, фотографии и ксероксы можно вклеивать в альбом, так чтобы все это можно было предъявить в случае необходимости. Обычно работодатели любят взглянуть на портфолио копирайтера. Кроме того, сегодня существуют видеокассеты, компакт-диски и т. п. Все вокруг уже компьютеризировано. Так почему бы вам не занести свой портфолио в компьютер?
Страх перед неудачей
Вот мы и достигли конца нашего путешествия. Надеюсь, вы получили от чтения этой книги такое же удовольствие, как я от процесса ее написания. Но перед тем как попрощаться, позвольте мне рассказать вам несколько правдивых историй о неудачах.
История первая
Много лет тому назад компания Chesebrough-Pond's поручила одному из ведущих индийских агентств организовать трехдневную конференцию по продажам в Мадрасе. Агентство имело большой опыт в такой работе и достигло значительных успехов, поэтому копирайтер, которой был поручен проект, не сомневалась в том, что ей удастся сорвать аплодисменты и получить вознаграждение от клиента, славившегося своей щедростью. Она придумала сценарий с компьютерами, в которых практически не разбиралась, и поручила мадрасским плотникам воплотить проект в жизнь.
И вот однажды в гостиницу, где проходила конференция, доставили огромные ящики, ибо именно так плотники представляли себе компьютеры.
Как бы там ни было, их разместили перед аудиторией и прожекторами, которые должны были освещать их. Публика вошла в аудиторию и с выжидающим видом разместилась по местам. Люди даже не догадывались о том, что их ожидает. А за кулисами в это время инженер агентства упал в обморок от постоянного недосыпа и передозировки кофе, поэтому прожектора не включились. Человек, который должен был появиться в костюме робота и исполнить танец под музыку космического века, явился в наряде, напоминающем нечто из сказки «Волшебник Изумрудного города». Свой танец он должен был исполнять за белым занавесом с задней подсветкой, так чтобы публика видела бы лишь странный силуэт, совершающий гротескные движения. Однако музыка была записана в Мумбае на кассетный магнитофон, который издавая еле слышные звуки.
Пока продолжалось это ужасающее зрелище, в зале была гробовая тишина, не раздавалось ни единого хлопка. Копирайтер, отвечавшая за презентацию, молилась только о том, Чтобы земля разверзлась и поглотила ее. В первом ряду, сгорая от стыда, ерзали представители Pond's, господин Гошал, возглавлявший агентство НТА, и Герсон да Куна, возглавлявший Lintas.
Наконец, этот кошмар закончился, и торговые работники отправились на обед, который оказался гораздо более съедобным, нежели то, что они видели. Господин Гошал нашел копирайтера рыдающей среди ящиков, изображавших компьютеры. Он криво улыбнулся и заметил: «Ну, хоть рекламная кампания им понравилась».
Но копирайтер продолжала рыдать.
Это была ее первая неудача, и никто ее за это не винил.
На душе у нее было отвратительно. Зато эта история многому ее научила
♦ Неудача может постигнуть любого.
♦ Все может не заладиться.
♦ Окружающие в состоянии это понять.
♦ Учитесь на собственных неудачах.
♦ В следующий раз постарайтесь сделать лучше.
♦ Никогда ни на что не надейтесь.
♦ Проверяйте, проверяйте и еще раз проверяйте.
История вторая
Одно из крупнейших индийских агентств должно было разместить в печати ежегодную речь председателя Lever Hindustan. Она должна была занимать всю страницу мелким шрифтом, и работу нужно было сделать безупречно. Чтение корректуры этого великого труда поручили ни больше ни меньше как главе креативной группы. Она с готовностью, но не без страха взялась за дело. Она перечитала корректуру по меньшей мере дюжину раз и не нашла никаких ошибок.
Когда речь появилась во всех ведущих газетах, господину Падамси позвонил председатель, нашедший в тексте три орфографические ошибки! И на стол главы креативной группы лег запечатанный белый конверт. Она открывает его дрожащими руками и обнаруживает там листок с одной единственной строчкой, написанной знакомым почерком Алика: «И какова мораль этой печальной саги?»
Это было второй неудачей ее в остальном феерической карьеры. Она направилась в кабинет господина Падамси и сказала ему, что готова уйти из агентства. Алик, пожурив, отпустил ее и пообещал подыскать опытного корректора для выполнения столь почетных заданий. Агентство отозвало оскорбительный текст из всех газет и за собственный счет выпустило новую речь уже без ошибок.
Неудачи являются неотъемлемой частью игры.
Несчастные случаи происходят повсюду. Иногда можно проверять все по несколько раз и тем не менее пропустить ошибку.
Не отчаивайтесь.
Выйдите и прогуляйтесь.
Ведь ноги у вас по-прежнему на месте, не так ли?
История третья
Эта книга была написана каким-то чудом.
Когда я закончила первый вариант текста и собиралась сохранитьфайл и перенести на диск, я каким-то образом нажала не ту клавишу и
в мгновение ока весь четырехлетний труд был стерт. Весь до последней буквы. И у меня не осталось даже распечатки.
Прибежавшие соседи попытались восстановить его. Потом это же попробовал сделать профессиональный компьютерщик. Друзья из Дели давали мне указания по телефону. Но ничего не получалось. Все исчезло. Даже в «корзину» было бесполезно залезать.
Я была в отчаянии и плакала на протяжении суток, после чего решила позвонить Раньяну Каулю из издательства Response Books и сообщить ему, что я прекращаю работу над книгой. Это было 23 марта 1999 г. Рукопись он должен был получить 30-го.
На следующий день я принялась разбирать свои записи и книги, чтобы убрать их уже навсегда. Сердце у меня словно окаменело.
И тут среди бумаг я вдруг наткнулась на несколько глав, которые были написаны мною несколько лет тому назад. Это были старые потрепанные страницы с загнутыми углами.
Я взяла их и снова села за компьютер.
Потом я произнесла молитву и начала их набирать.
30 марта 1999 г. я послала Раньяну Каулю черновик первых десяти глав. Они полностью отличались от написанного ранее. Они были принципиально лучше.
И наконец, последнее слово было сказано необыкновенным человеком, которого я имела честь упомянуть в своем предисловии.
Об открытости Рэм Рэй
Если у меня что-то и вызывает отвращение, так это косность. В тот день, когда вы решаете, что вам все известно, можете считать, что ваш мозг умер. Рекламное дело — одна из тех профессий, занимаясь которой вы постоянно должны следить за тем, чтобы ум оставался подвижным и открытым.
Вы можете овладеть всеми инструментами мастерства и впитать все существующие теории. Однако не существует формулы, которая будет гарантировать ваш успех. Вы будете постоянно искать тот ускользающий штрих, который вызывает у людей отклик. Аналитическая деятельность может дать вам ориентиры, однако на самом деле они очень условны.
Поэтому лично я больше всего доверяю интуиции. Всегда доверял и буду доверять.
Интуиция играет огромную роль в создании блестящей рекламы. Однако она основывается не на личных представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо. Занимаясь средствами информации, нельзя слишком увлекаться эзотерикой.
Если вы тщательно проанализируете по-настоящему классические кампании, то увидите, что они апеллируют ко всему диапазону человеческих
чувств — эстетическому восприятию, чувству юмора, определяемым культурой ценностным ориентирам, самоощущению...
И каким бы эфемерным ни было это средство информации, порой оно доставляет вам мгновения истинного удовольствия.
Как, например, чтение книги Джун. Она написана очень изящно и при этом фундаментально. В ней есть женская мягкость и отсутствует назидательность. Это — уникальная книга, посвященная искусству рекламы. В Индии, а возможно, и во всем мире, вряд ли удастся найти такую вторую. Авторы, держите свое сознание открытым и выполняйте предложенные Джун упражнения, и тогда, как мне подсказывает интуиция, вам удастся создать пару-тройку классных кампаний, которые составят гордость уже этого столетия!
Восхвалим Господа!