Внутренняя и внешняя среда предприятия
В рыночных условиях предприятие рассматривается как «открытая система», когда главные предпосылки его успешной деятельности отыскиваются не внутри, а вне его, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению – экономическому, научно-техническому, политическому; сумеет ли предприятие вовремя распознать угрозы для его функционирования, будет ли устойчиво к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в его среде, и, наконец, сможет ли предприятие извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности его функционирования в открытой системе.
Внешняя среда предприятия– это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на деятельность предприятия.
Внутренняя средапредприятия тесно связана с его внешней средой.
Среда предприятия представлена на рис. 1.1.
Из рис. 1.1. следует, что внешняя среда представлена макросредой и микросредой. Макросреда воздействует на
Рис.1.1. Среда предпри
|
|
поведение предприятия в целом. Микросреда включает только те элементы, которые непосредственно воздействуют на поведение предприятия, на его решения по выходу на рынок. Такими элементами являются: поставщики сырья и материалов, оборудования, необходимых для производства продукции; конкуренты; посредники; потребители. Все они качественно разнородны, имеют свою специфику воздействия на характер функционирования предприятия и принятие решений.
Внутренняя среда учитывает возможности самого предприятия, его ресурсное обеспечение, способность управленческого персонала вырабатывать стратегию и организовывать производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие
Деятельность предприятия
Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например Областной Думой).
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.