Нужна ли лицензия для получения льготы, предусмотренной пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция заключается в том, что если вид деятельности, который ведет налогоплательщик, лицензируется, то применить льготу по пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ можно только при наличии лицензии или заменяющего ее временного разрешения. Есть примеры судебных решений, которые подтверждают правильность такого подхода.

Подробнее см. документы

Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ "О применении законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года" (вместе с Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость)

Разъяснено, что для получения льготы в отношении услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, организация, оказывающая такие услуги, должна иметь соответствующую лицензию при условии, что вид деятельности, которым она занимается, лицензируется (п. 6 ст. 149 НК РФ). Но при этом если вместо лицензии у организации есть временное разрешение, выданное в связи с отсутствием бланков лицензий, то организация вправе применить льготу.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2011 N Ф03-21/2011 по делу N А24-1905/2010

Суд указал, что если оказываемые услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах подлежат лицензированию, то для освобождения от обложения НДС реализации таких услуг необходимо наличие лицензии. В то же время, если оказываемые услуги не являются лицензированными, освобождение от обложения НДС производится независимо от наличия лицензии.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2006 N А33-7774/06-Ф02-6564/06-С1 по делу N А33-7774/06

Суд пришел к выводу, что организация, осуществляющая деятельность в области гражданской авиации на основании временного разрешения, выдаваемого лицензионным органом, вправе применить льготу по пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2006 N А33-7775/06-Ф02-6558/06-С1 по делу N А33-7775/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2006 N А33-32217/05-Ф02-6645/06-С1 по делу N А33-32217/05

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2006 N А33-12447/06-Ф02-6641/06-С1 по делу N А33-12447/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2006 N А33-25399/05-Ф02-6469/06-С1 по делу N А33-25399/05

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2006 N А33-25401/05-Ф02-6345/06-С1 по делу N А33-25401/05

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2006 N А33-25400/05-Ф02-6278/06-С1 по делу N А33-25400/05

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.11.2006 N А33-7773/06-Ф02-5765/06-С1 по делу N А33-7773/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.11.2006 N А33-25395/05-Ф02-5764/06-С1 по делу N А33-25395/05

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2006 N А33-9461/05-Ф02-769/06-С1 по делу N А33-9461/05

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2006 N Ф04-4282/2006(20626-А75-33) по делу N А75-1896/05

Суд указал, что организация, которая осуществляет деятельность в области гражданской авиации на основании временного разрешения, выдаваемого лицензионным органом, вправе применить льготу по пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом суд отметил, что налогоплательщик прилагал все необходимые усилия для своевременного получения лицензии, соответственно, его право на льготу не может быть поставлено в зависимость от действий государственных (лицензирующих) органов.

Наши рекомендации