Организационно-экономические условия 143


например, к сдаче помещений в аренду («лишь бы сдать кому угодно») имеет печальные последствия. Разбиратель­ства, суды с «партнерами» доставили многим учреждени­ям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами полученных средств. «Лопнувшие» фирмы, кри­минальные «крыши», сеансы массового «исцеления» сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руково­дителей. Более эффективно активное использование по­тенциала учреждений культуры для PR-деятельности фирм, участие в стимулировании продаж, рекламных ак­циях и т. п., о чем уже говорилось ранее.

Немалый результат может дать и самостоятельная пред­принимательская деятельность, создание дочерних мастер­ских, школ, и прочих «свечных заводиков», доходы от дея­тельности которых могут идти на обеспечение основной де­ятельности организации или учреждения. В региональном масштабе мало что мешает создать банк культуры — обык­новенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой — например, со средневзвешенной ставкой — может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой дея­тельности в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевид­ным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.

Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры воз­никают несколько очевидных вопросов, важных для прак­тического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджет­ным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечи­ваться на коммерческой основе, а что — только на основе бюджетного финансирования. Во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В-третьих, каким образом могут быть привлечены и акку­мулированы («сшиты») средства из различных источников.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ТРУД ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Труд добровольцев, или волонтеров, с каждым годом становится все более важным ресурсом развития не толь­ко сферы культуры, но мировой экономики в целом. Наи­более давние традиции волонгерства принадлежат США, где уже в XIX в. добровольческое движение оказывало заметную роль в функционировании различных неком­мерческих организаций. В России институт волонтерства начал законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., в связи с чем крайне актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования доб­ровольческой деятельности.

Волонтерство основывается на добровольном, не тре­бующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волон­терства являются не материальное поощрение, а соци­альные, благотворительные н духовные интересы. Труд волонтеров обычно сводится к различным общественным работам (строительство дорог, уборка территорий), органи­зации общественно-полезных мероприятий (благотворитель­ных концертов, сбора средств в поддержку нуждающих­ся), индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, ве­теранам войны, некоммерческим организациям) и т. д. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хао­тичный характер работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируют­ся договорными обязательствами, которыми строго опре­деляется объем работ. Так, в 1998 г. 48,8% взрослого населения США, согласно заключенным договорам, по­свящали безвозмездному труду в среднем 4,2 часа в неде­лю, помимо основной работы. Важно отметить, что работа волонтером учитывается при определении трудового ста­жа в США так же, как и оплачиваемый труд.

Кроме того, несмотря на добровольность, волонтер­ство сопряжено с определенным уровнем ответственно­сти. К примеру, волонтеры несут ответственность за вы­полнение норм и требований, сохранность материальных Ценностей, а также деятельность, подрывающую репута­цию организации и т. п. Все эго позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Любая система трудовых отношений строится на оп­ределенных механизмах стимулирования. В волонтерстве,

2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 145

6-2111

при отсутствии материального поощрения, актуальным становится вопрос о методах стимулирования.

Можно выделить три основных метода нематериально­го стимулирования волонтеров, а именно практическое, информационное и привилегированное стимулирование.

К первой группе методов можно отнести предоставле­ние волонтерам возможности приобретения опыта работы в различных направлениях, а также дополнительных зна­ний, навыков и т. д.

Второй ряд способов стимулирования заключается в доступе к информационным источникам и материалам, таким как новые технологии, научно-исследовательские разработки и др.

Последняя группа методов предоставляет волонтерам возможности получения ряда персональных привилегий, например, права бесплатного пользования услугами не­коммерческой организации, участие в торжественных, юбилейных мероприятиях, первоочередного права полу­чения поддержки со стороны государственных органов власти и некоммерческих организаций и т. д.

Итак, на основе выделенных особенностей можно сфор­мулировать определение волонтерства.

Волонтерство (добровольчество) — это система тру­довых отношений, построенная на механизме нематери­ального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели.

В США в 90-е гг. XX в. труд добровольцев стал важ­ным ресурсом экономики в целом, что наглядно подтвер­ждают статистические данные. В 1998 г. 47,7% населе­ния США были задействованы в труде воло нтеров, а сре­ди лиц старше четырнадцати лет — 79%. Участие в добровольчестве принимают все слои населения, незави­симо от уровня образования, профессии и доходов. Волон­терство рассматривается "населением как форма граждан­ского участия в общественно-полезных делах, способ кол­лективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем. Таким обра­зом, добровольчество является важной составляющей де­мократического общества.

Бурное развитие волонтерства в США привело к ис­пользованию многими некоммерческими организациями труда добровольцев в качестве основного ресурса. Чаще

146 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

всего подобная практика характерна для небольших п" размерам некоммерческих предприятий.

Кроме того, популярность добровольчества стала причи­ной появления в США отдельных организаций, занимаю­щихся подготовкой и распределением волонтеров в неком­мерческие и государственные организации, а также оказа­нием помощи отдельным физическим лицам. Это различные благотворительные центры, агентства, специализирующие­ся в сфере добровольческих трудовых отношений.

В России, в отличие от США, уровень развития добро­вольчества остается крайне низким. Применение труда волонтеров длявыполнения общественных работ или под­держки отдельных некоммерческих и государственных организаций практически отсутствует. Однако отдельные российские организации с середины 90-х гг. начали ши­роко применять труд волонтеров. Прежде всего, это раз­личные спортивно-концертные комплексы, музеи и др.

В качестве примера можно привести опыт работы Ледового дворца в Санкт-Петербурге. Во время прохождения в 2000 г. чемпионата мира по хоккею в Санкт-Петербурге Ледовый дворец привлек на временной основе более пятидесяти доб­ровольцев. Работа волонтеров заключалась в подготовке зала дворца для спортив­ных игр, организационной поддержке хоккейных команд, работе со зрителями на соревнованиях и т. д. При отборе волонтеров к ним предъявлялись жесткие тре­бования, такие как владение иностранными языками (кроме английского, привет­ствовалось владение одним из скандинавских языков), знание специфики хоккей­ных игр, хорошая физическая форма и др. В ходе конкурсного отбора были вы­браны лучшие претенденты, с которыми был заключен договор на выполнение добровольных работ. В ответ на добровольный труд волонтерам предоставля­лось право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивная форма.

Музеи, в отличие от спортивно-концертных комплек­сов, применяют труд волонтеров не на временной, а на постоянной основе и не предъявляют жестких требований к самим добровольцам. Труд волонтеров в музеях в боль­шинстве случаев сводится к работе с посетителями, помо­щи в организации образовательных и концертных меро­приятий, сбору внешней информации и т. д. Преимуще­ствами участия в такой форме добровольной деятельности является бесплатный вход в музей, получение приглаше­ний на концерты и открытия выставок, возможность уча­стия в закулисной жизни музея, доступ к музейным фон-Дам и образовательным программам музея и т. д.

К примеру, в Государственном Эрмитаже численность Добровольцев составляет на сегодняшний момент девять

Наши рекомендации