Организационно-экономические условия 143
например, к сдаче помещений в аренду («лишь бы сдать кому угодно») имеет печальные последствия. Разбирательства, суды с «партнерами» доставили многим учреждениям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами полученных средств. «Лопнувшие» фирмы, криминальные «крыши», сеансы массового «исцеления» сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективно активное использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности фирм, участие в стимулировании продаж, рекламных акциях и т. п., о чем уже говорилось ранее.
Немалый результат может дать и самостоятельная предпринимательская деятельность, создание дочерних мастерских, школ, и прочих «свечных заводиков», доходы от деятельности которых могут идти на обеспечение основной деятельности организации или учреждения. В региональном масштабе мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой — например, со средневзвешенной ставкой — может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.
Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что — только на основе бюджетного финансирования. Во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В-третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ТРУД ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Труд добровольцев, или волонтеров, с каждым годом становится все более важным ресурсом развития не только сферы культуры, но мировой экономики в целом. Наиболее давние традиции волонгерства принадлежат США, где уже в XIX в. добровольческое движение оказывало заметную роль в функционировании различных некоммерческих организаций. В России институт волонтерства начал законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., в связи с чем крайне актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования добровольческой деятельности.
Волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волонтерства являются не материальное поощрение, а социальные, благотворительные н духовные интересы. Труд волонтеров обычно сводится к различным общественным работам (строительство дорог, уборка территорий), организации общественно-полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающихся), индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам войны, некоммерческим организациям) и т. д. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичный характер работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Так, в 1998 г. 48,8% взрослого населения США, согласно заключенным договорам, посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 часа в неделю, помимо основной работы. Важно отметить, что работа волонтером учитывается при определении трудового стажа в США так же, как и оплачиваемый труд.
Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности. К примеру, волонтеры несут ответственность за выполнение норм и требований, сохранность материальных Ценностей, а также деятельность, подрывающую репутацию организации и т. п. Все эго позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.
Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве,
2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 145
6-2111
при отсутствии материального поощрения, актуальным становится вопрос о методах стимулирования.
Можно выделить три основных метода нематериального стимулирования волонтеров, а именно практическое, информационное и привилегированное стимулирование.
К первой группе методов можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения опыта работы в различных направлениях, а также дополнительных знаний, навыков и т. д.
Второй ряд способов стимулирования заключается в доступе к информационным источникам и материалам, таким как новые технологии, научно-исследовательские разработки и др.
Последняя группа методов предоставляет волонтерам возможности получения ряда персональных привилегий, например, права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участие в торжественных, юбилейных мероприятиях, первоочередного права получения поддержки со стороны государственных органов власти и некоммерческих организаций и т. д.
Итак, на основе выделенных особенностей можно сформулировать определение волонтерства.
Волонтерство (добровольчество) — это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели.
В США в 90-е гг. XX в. труд добровольцев стал важным ресурсом экономики в целом, что наглядно подтверждают статистические данные. В 1998 г. 47,7% населения США были задействованы в труде воло нтеров, а среди лиц старше четырнадцати лет — 79%. Участие в добровольчестве принимают все слои населения, независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается "населением как форма гражданского участия в общественно-полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем. Таким образом, добровольчество является важной составляющей демократического общества.
Бурное развитие волонтерства в США привело к использованию многими некоммерческими организациями труда добровольцев в качестве основного ресурса. Чаще
146 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
всего подобная практика характерна для небольших п" размерам некоммерческих предприятий.
Кроме того, популярность добровольчества стала причиной появления в США отдельных организаций, занимающихся подготовкой и распределением волонтеров в некоммерческие и государственные организации, а также оказанием помощи отдельным физическим лицам. Это различные благотворительные центры, агентства, специализирующиеся в сфере добровольческих трудовых отношений.
В России, в отличие от США, уровень развития добровольчества остается крайне низким. Применение труда волонтеров длявыполнения общественных работ или поддержки отдельных некоммерческих и государственных организаций практически отсутствует. Однако отдельные российские организации с середины 90-х гг. начали широко применять труд волонтеров. Прежде всего, это различные спортивно-концертные комплексы, музеи и др.
В качестве примера можно привести опыт работы Ледового дворца в Санкт-Петербурге. Во время прохождения в 2000 г. чемпионата мира по хоккею в Санкт-Петербурге Ледовый дворец привлек на временной основе более пятидесяти добровольцев. Работа волонтеров заключалась в подготовке зала дворца для спортивных игр, организационной поддержке хоккейных команд, работе со зрителями на соревнованиях и т. д. При отборе волонтеров к ним предъявлялись жесткие требования, такие как владение иностранными языками (кроме английского, приветствовалось владение одним из скандинавских языков), знание специфики хоккейных игр, хорошая физическая форма и др. В ходе конкурсного отбора были выбраны лучшие претенденты, с которыми был заключен договор на выполнение добровольных работ. В ответ на добровольный труд волонтерам предоставлялось право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивная форма.
Музеи, в отличие от спортивно-концертных комплексов, применяют труд волонтеров не на временной, а на постоянной основе и не предъявляют жестких требований к самим добровольцам. Труд волонтеров в музеях в большинстве случаев сводится к работе с посетителями, помощи в организации образовательных и концертных мероприятий, сбору внешней информации и т. д. Преимуществами участия в такой форме добровольной деятельности является бесплатный вход в музей, получение приглашений на концерты и открытия выставок, возможность участия в закулисной жизни музея, доступ к музейным фон-Дам и образовательным программам музея и т. д.
К примеру, в Государственном Эрмитаже численность Добровольцев составляет на сегодняшний момент девять