Логистические виды деятельности
При перемещении (и хранении) материалов по цепи поставок возникает необходимость в следующих видах деятельности.
Снабжение и закупка (procurement)
Входящие перевозки (inward transport)
Приемка (receiving)
Складирование (warehousing)
Управление запасами (stock control)
Комплектация заказов (order picking)
Грузопереработка материалов (material handling)
Исходящие перевозки (outward transport)
Управление физическим распределением (physical distribution)
Переработка, возврат и обработка отходов (reversed logistics)
Выбор места размещения (allocation)
Коммуникации (communication)
Осознавая важность и сложность координации потока информации, логистические менеджеры часто считают, что они больше занимаются вопросами обработки информации, а не перемещением товаров.
Подчеркивая это, можно дать такое определение:
Логистика – это процесс планирования и реализация материального потока (сырья, незавершенного производства, готовой продукции) и потока сопутствующей информации от места изготовления продукции до места ее потребления с целью обеспечить соответствие продукции требованиям заказчика и минимизировать системные затраты.
В зависимости от обстоятельств, к логистике могут быть отнесены многие другие виды деятельности: прогнозирование продаж, составление производственных графиков, управление обслуживанием потребителей, связи с внешними партнерами, работа с посредниками и пр. Важно не столько провести границы между функциями, что может быть сделано достаточно произвольно, сколько уесть, что все они должны выполняться совместно, обеспечивая эффективный материальный поток.
Организация логистической деятельности
Проще всего логистику представить на предприятии, где погрузчики разгружают прибывшие грузовики и перемещают их на склады. Однако главный смысл логистики в том, что она устанавливает общие законы для любой другой деятельности и любой другой организации: планирование гастрольной поездки театра, или решение страховой компании о выборе филиалов и их размещении.
Логистика присуща каждой организации, но проявляется она в разных формах. Так же по-разному она может быть организована. В небольшой организации логистикой может заниматься один сотрудник. В организации среднего размера может быть создан отдел логистики, подразделения которого отвечают за закупки, перевозки, контроль состояния запасов, распределение и пр. В крупной организации может быть создано логистической подразделение с многотысячным штатом сотрудников и большим парком подвижного состава.
Иногда все виды деятельности выполняются одним подразделением, подчиняющимся директору по логистике, иногда они входят в состав более крупного подразделения – маркетингового или производственного, иногда они выполняются отдельными группами, разбросанными по всей организации. В ряде случаев все функции по контракту отдаются внешним поставщикам, или третьей стороне.
Современная тенденция состоит в использовании такой организационной формы, в которой логистика выступает единой интегрированной функцией, возглавляемой директором по логистике. В такой более-менее традиционной структуре управляющий по логистике взаимодействует с управляющими производством, финансами, продажами, кадрами и пр. Вариантов такого подхода существует множество, и он обычно используется компаниями, структура которых строится вокруг выпускаемой продукции или выполняемых проектов.
Другим вариантом является выполнение логистических функций в каждом подразделении, для чего создается матричная структура, позволяющая легко их координировать. Эти крайние варианты представлены на рис. 1.10-11.
Рис. 1.10. Пример иерархической (функциональной) структуры
Рис. 1.11. Пример матричной структуры
На практике организационная структура предприятия является некоторой промежуточной формой между этими вариантами (рис.1.12).
Рис. 1.12. Пример матричной структуры
Цели логистики
Логистика отвечает за прохождение материального потока через цепь поставок. Эта функция часто называется управлением цепью поставок (supply chain management), что на современном этапе рассматривается как основное назначение логистики. Ее основная цель – это обеспечение «необходимых материалов в необходимом месте в необходимом количестве из необходимого источника с необходимым качеством по необходимой цене».
Для каждого случая и каждого этапа понятие «необходимость» является различным, вследствие чего логистика должна рассматриваться как средство многокритериальной оптимизации.
Любая организация может достичь высоких результатов обслуживания потребителей, если выделит для этого достаточно средств. Чем больше ресурсов затрачено, тем выше расходы. Существует ограничение в виде цены, которую потребитель готов заплатить за продукт и тем самым за предоставляемое ему обслуживание. Реалистическая цель логистики – обеспечение баланса услуг, предоставляемых потребителю, и необходимых для этого разумных затрат.