Цветы для украшения прически
Заказывая цветы для украшения прически, выбирайте такие, которые долго не вянут. Если вы будете оформлять цветами фату или шляпку, перед свадьбой отнесите ее в цветочный магазин – там ее украсят профессионально.
Украшая прическу искусственными цветами, помните, что они должны соответствовать цветам свадебного букета или дополнять его.
Бутоньерки
Для бутоньерки жениха традиционно подбирают такой же цветок, который имеется в букете невесты. Чаще всего для этой цели используют лилию или розочку.
Свидетель, отец и дед жениха, а также братья новобрачных тоже должны прикрепить к своим костюмам бутоньерки. Они должны отличаться от бутоньерки жениха. Для них, как правило, используют цветы из букетов спутниц невесты.
Букеты спутниц невесты
Букеты свидетельницы и спутниц невесты должны быть выдержаны в том же стиле, что и букет новобрачной. Однако ни в коем случае не быть точно такими же – лучше всего, если они будут в другой цветовой гамме.
Тамада
К выбору тамады отнеситесь внимательно, поскольку очень часто именно от него зависит весь ход свадьбы. Этот человек должен досконально знать все свадебные обычаи и ритуалы, а также уметь в игривой форме объединять гостей, воодушевлять их на участие в играх и конкурсах.
Талантливый тамада должен направлять энергетику собравшихся в русло веселья, импровизировать и дополнять сценарий свадебного торжества. Именно от него в большей степени зависит, будут ли молодожены и гости довольны проведенным шоу. Поэтому начинайте поиски тамады минимум за месяц до свадьбы.
Для начала вспомните, на каких свадьбах вам доводилось гулять в последнее время и какое торжество вам запомнилось особо.
Возьмите у друзей-молодоженов видеозапись их свадебного банкета и внимательно посмотрите, какие конкурсы, игры и шутки были предложены тамадой, какие он произносил речи и т. д.
Если вы ни разу не были на свадьбе, посоветуйтесь с родственниками, друзьями и знакомыми – они обязательно порекомендуют вам кого-нибудь для роли тамады.
Кроме того, при подаче заявления в ЗАГС вам скорее всего вручили рекламные буклеты и предложения от разных фирм. Свяжитесь с их менеджерами и договоритесь о встрече с потенциальным тамадой. Как правило, в рекламных буклетах имеется достаточно обширная информация о профессиональных приемах того или иного тамады. У многих специалистов есть свои авторские странички в Интернете. Там вы сможете прочитать о том, что входит в программу тамады, как он ее ведет, а также ознакомиться с отзывами клиентов, которые уже пользовались его услугами.
Выбрав тамаду, назначьте ему встречу, желательно в том заведении, где будете праздновать свадьбу. Профессиональный ведущий должен прийти вовремя и принести с собой фотографии или видеозаписи, которые отражают его стиль работы. При этом он должен прокомментировать фотографии или видео. Если вам понравится, как тамада ведет свадьбу, а он, в свою очередь, пообещает учесть все ваши пожелания, смело договаривайтесь с ним. Однако не забудьте уточнить у ведущего, что именно входит в его услуги и сколько часов он обычно работает. Учтите, что нормой для свадебного банкета считается работа тамады на протяжении 6 часов. Поэтому, если он просит такие же деньги за меньшее количество часов, откажитесь от его услуг. Также запомните, что, как правило, услуги тамады оплачиваются в конце свадьбы.
Если вы будете арендовать на свадьбу банкетный зал, имейте в виду, что многие кафе и рестораны предлагают новобрачным услуги штатного ведущего, работающего в этом заведении.
Профессиональный тамада сразу скажет вам, какой реквизит у него есть, а какой вам следует купить (или выделить ему деньги на его приобретение). Кроме того, он обязательно подробно расскажет вам о конкурсах, играх и приколах, которые собирается включить в сценарий свадьбы.
Планирование сценария
Все вопросы, касающиеся сценария свадьбы, лучше всего обсудить с тамадой. В сценарий торжества обязательно должно входить:
• приезд молодых;
• торжественная встреча молодых;
• определение главы семьи;
• разбивание тарелки на счастье;
• приглашение гостей к столу;
• вступительная речь тамады, наполнение бокалов;
• первый тост, начало торжественного застолья;
• шуточные документы молодоженов;
• слово родителей;
• слово свидетелей;
• слово бабушек и дедушек;
• слово братьев и сестер;
• бросание букета невесты;
• первый танец молодых;
• обряд «Украли невесту!»;
• распределение семейных обязанностей;
• конкурс для тестя, тещи, свекра и свекрови;
• вручение подарков;
• представление гостей;
• благодарность родителям от молодоженов;
• танцы;
• шуточные конкурсы;
• поздравления от гостей;
• конкурс для свидетелей;
• тост за свидетелей;
• зажигание семейного очага;
• танцевальный конкурс;
• разрезание свадебного торта.
Помещение
Арендовать помещение для свадебного банкета следует как минимум за месяц до торжества. Прежде всего оцените площадь выбранного помещения. Его размеры должны соответствовать количеству гостей. Если приглашенных мало, не следует выбирать просторный зал, поскольку в нем гости будут чувствовать дискомфорт.
Неприятная ситуация может сложиться и в том случае, если вы попытаетесь разместить огромное количество гостей в небольшом кафе. Возможно, приглашенные в нем поместятся и даже смогут без особого труда пройти на свои места за столами (при правильной их установке), однако места для танцев, игр и конкурсов в таком помещении не останется.
При аренде зала обратите внимание на его освещение. Попросите персонал заменить перегоревшие лампочки или поставить вместо существующих более мощные.
Хорошо, если помещение для торжества будет единым, то есть столы и площадка для танцев и игр будут находиться в одном зале. Представьте, что тамада приглашает гостей принять участие в каком-либо подвижном конкурсе, но для этого им необходимо выйти из зала, пройти какой-нибудь коридор, куда-нибудь повернуть и только после этого попасть на площадку, где стоит музыкальная аппаратура и идет веселье. Другое дело, когда площадка для танцев находится рядом – нужно только выйти из-за стола.
Объектом вашего внимания при выборе помещения должна быть также его эстетичность. Обшарпанные стены, потолки с подтеками и полы с выбитыми плитками ничем не скроешь. Помимо этого, вам следует обратить внимание на вид, открывающийся возле парадного входа в помещение: разумеется, клумбы, деревья или открывающийся вид на город намного лучше смотрятся, чем забор новостройки, больничный корпус или автотрасса. Не забудьте, что один из самых торжественных моментов свадьбы – встреча молодых – проходит именно возле входа в банкетный зал.
Обратите внимание на еще одну немаловажную деталь – изолированность банкетного зала. Арендовать его лучше полностью. В противном случае, половина помещения будет принадлежать на время свадьбы вам и вашим гостям, а на другой половине будут гулять разношерстные компании, и ваше торжество превратится в рядовое застолье.
Не забывайте о том, что очень часто при столовых, кафе и ресторанах имеются еще бистро и бары. Если они имеют с банкетным залом общий вход или, что еще хуже, отделены от него тонкой перегородкой, лучше откажитесь от аренды этого помещения. Ведь в этом случае вы не застрахованы от неожиданного появления нежелательных гостей или караоке и отборного мата за перегородкой во время произнесения торжественной речи. Даже если менеджер заведения будет уверять вас, что ни то, ни другое вам не грозит, отнеситесь к его заверениям осторожно и, если у вас есть выбор, арендуйте другое помещение для банкета.
Подумайте и о месте расположения арендуемого помещения. Лучше всего, если оно будет находиться в центре населенного пункта, куда легко можно добраться на общественном транспорте (даже те приглашенные, кто имеет личный автомобиль, предпочтут не садиться за руль в день свадьбы) из любой точки города. Это станет гарантией того, что ваши иногородние гости без труда найдут нужный адрес и прибудут на банкет вовремя.
Если свадьба празднуется летом, постарайтесь выбрать помещение с кондиционером. В холодное время года лучше арендовать хорошо отапливаемый зал.
Обратите внимание на наличие гардероба, зеркал возле него и, что еще очень важно, количество туалетных комнат и их состояние.
Не забудьте узнать, входит ли в оплату работа поваров и обслуживающего персонала, или за эти услуги вам будет предъявлен отдельный счет. Заранее продумайте, как можно украсить банкетный зал. Как правило, для украшения помещения используют плакаты и воздушные шары, а также живые и искусственные цветы. Лучше всего пригласить для этой работы художника-оформителя, который имеется в штате каждой уважающей себя фирмы, предоставляющей различные услуги молодоженам.
Свадебный стол
Невозможно представить свадьбу без красиво накрытого и заставленного аппетитными яствами стола. Подготовка и сервировка свадебной трапезы – очень ответственная задача, стоящая перед родными и близкими жениха и невесты. Здесь, в зависимости от амбиций, наличия времени и средств, встает проблема: устроить пиршество в ресторане или дома, обойдясь собственными силами.
Если вы после мучительных раздумий, взвесив все за и против, решили отметить новый этап своей жизни в ресторане, то вам повезло: расстановка столов и их сервировка, приготовление блюд, их подача на стол и смена – все эти проблемы целиком ложатся на плечи работников ресторана. Вам придется напрячься только при составлении меню: его вы обдумаете сами. Было бы идеально, если бы в числе ваших знакомых оказался человек, имеющий отношение к общепиту или ресторанному бизнесу: заведующий производством, повар, официант, метрдотель, или (вот это удача!) сам хозяин ресторана или небольшого кафе. Все эти люди в той или иной мере могут оказать вам неоценимую помощь, если составят, хотя бы приблизительно, меню свадебного стола. Если «воротил ресторанного бизнеса» среди знакомых нет, то подбором (или выбором) праздничных блюд вам придется заняться самостоятельно.
Не спеша изучите весь ассортимент, отмечая компоненты, составляющие каждое блюдо. Кушанья, о которых вы имеете самое смутное представление (типа «Филе кенгуру под клубничным соусом» или «Лягушачьи лапки в апельсиновом желе») лучше сразу вычеркнуть из списка, чтобы потом не было какой-либо неловкости при их дегустации.
Сразу обращайте внимание на стоимость каждого блюда. Сопоставьте эту величину с количеством гостей и содержимым вашего кошелька и сделайте соответствующие выводы.
Не стоить ошеломлять приглашенных гостей обилием горячих блюд. Оптимальным вариантом будет наличие в меню двух-трех блюд, самых лучших, на ваш взгляд, по вкусовым качествам и доступным по цене. Гарниры являются обязательным дополнением к праздничным блюдам.
Желательно, чтобы на столе было как можно больше закусок: несколько видов салатов, три-четыре мясные закуски и одна-две рыбные. Наличие экзотических закусок вовсе не говорит о хорошем вкусе приглашающих. К тому же питательная ценность таких блюд намного ниже их цены.
Десерт на праздничном столе не обязателен, а вот без свадебного торта не обойтись. К нему, возможно, понадобятся чай и кофе. Фрукты и сладости постарайтесь закупить самостоятельно – это выйдет намного дешевле.
Напитки (как горячительные, так и безалкогольные), заказываемые в ресторане, могут обойтись вам в немалую сумму, так как ресторанная наценка делает их несоизмеримо дорогими. Можно договориться с администрацией таким образом: вы заказываете какой-то установленный минимум, а остальное приносите с собой.
Время начала застолья и его окончание нужно уточнить вместе с распорядителем заранее. Расстановка столов также входит в его компетенцию. Столы, в зависимости от величины и формы банкетного зала, можно устанавливать как отдельно, так и в виде одного большого (буквой «П» или «Т»). Не забудьте обговорить порядок подачи горячих блюд.