Состав и порядок оформления бухгалтерского отчета

Комплект новых форм годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н включает:

1. бухгалтерский баланс;

2. отчет о прибылях и убытках;

3. приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в виде трех отчетов:

а) отчет об изменениях капитала;

б) отчет о движении денежных средств;

в) отчет о целевом использовании полученных средств;

4. пояснительная записка (в текстовой или табличной форме);

5. аудиторское заключение.

Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ вступил в силу с 2013 года, в нем состав бухгалтерской отчетности изменен - годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о финансовых результатах;

- приложений к ним.

Таким образом, в отношении состава годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо отметить следующее:

1. Уточнено название одного из двух основных отчетов: отчет о прибылях и убытках в новом законе представлен как отчет о финансовых результатах. Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.

2. Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.

Первое представляется логичным. Ведь аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Закон N 402-ФЗ позволяет избежать ситуации, когда часть бухгалтерской отчетности одновременно является документом, подтверждающим ее достоверность.

Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным. Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.

В отношении пояснительной записки необходимо отметить следующее: согласно п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности" иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме. Можно предположить, что пояснения в текстовой форме фактически представляют собой пояснительную записку, поэтому она не поименована отдельно в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, по новому ФЗ, устанавливается федеральными стандартами.Согласно п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Таким образом в состав промежуточной бухгалтерской отчетности организация помимо обязательных Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках может представлять и иные отчетные формы.

Субъектам малого предпринимательства, не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, предоставлено право представлять Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках в упрощенной форме, т.е. по специальным формам, дополненным Приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н, в которых данные приводятся по укрупненным группам статей. Но они вправе также формировать отчетность и по стандартным формам.

Важное значение для правильного понимания и интерпретации Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках (методика их составления рассматривается в следующих главах) имеют цифровые расшифровки, которые приводятся в приложениях к ним. Указанные формы имеют функции пояснения, дополнения содержащихся в них сведений, а также разгрузки Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках от определенных данных, чтобы последние были более компактными и обозримыми.

Аудиторское заключение призвано дать подтверждение того, что информация отчетности может быть использована при обосновании управленческих решений.

Хотя каждый из названных компонентов годового бухгалтерского отчета имеет самостоятельную смысловую информационную нагрузку, все они преследуют единую цель — обеспечить отражение итоговых данных бухгалтерского учета таким образом, чтобы представить внешнему пользователю надежную и достоверную финансовую информацию.

Таким образом, варинтами формирования бухгалтерской отчетности являются:

- упрощенный вариант, если это субъект малого предпринимательства;

- стандартный вариант, если это организация, не относящаяся к малым;

- расширенный вариант (множественный) – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупных и крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих несколько видов деятельности;

- на практике используется и четвертый вариант составления отчетности, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

При составлении бухгалтерской отчетности организация может детализировать отчетные формы. Это позволяет учитывать особенности и условия деятельности организации, повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных, облегчить пользователям отчетности работу с ней за счет концентрации только на существенных показателях, а также изначально готовить отчетную информацию в виде, пригодном для публикации.

Заголовочная часть. Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, где указываются:

- наименование отчета («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и др.);

- отчетная дата — в Бухгалтерском балансе («на 31 декабря 20__ г.») или отчетный период — в других отчетах («за 20___ г.»);

- наименование организации, ее организационно-правовая форма;

- единица измерения показателей (тыс. руб. или млн. руб.).

В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, помимо указанных реквизитов приводятся:

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Росстатом;

- форма собственности согласно Классификатору форм собственности;

- полный почтовый адрес (на Бухгалтерском балансе);

- дата утверждения;

- дата отправки/принятия.

В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, все перечисленные реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.

Содержательная часть. При разработке форм бухгалтерской отчетности необходимо исходить из состава показателей, подлежащих раскрытию в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 и др.

В соответствии с ПБУ 4/99 минимальный объем показателей, включаемых в бухгалтерскую отчетность, ограничен для Бухгалтерского баланса итоговыми данными по группам статей, перечисленным в ПБУ 4/99, а для Отчета о прибылях и убытках — данными по статьям, перечисленным в ПБУ 4/99.

Стоимостные показатели приводятся в бухгалтерской отчетности без десятичных знаков в тысячах или в миллионах рублей (если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т.п.).

Подписи в отчетности. Бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации. Их подписи проставляются в конце каждой формы бухгалтерской отчетности. Реквизит «Подпись» должен включать:

- наименование должности лица, подписавшего отчет (например, «Генеральный директор», «Председатель правления», «Главный бухгалтер»);

- собственноручную подпись лица;

- расшифровку подписи (фамилия и инициалы).

Датирование отчетности. Бухгалтерская отчетность организации должна быть датирована, т.е. должна быть указана фактическая дата ее подписания руководителем и главным бухгалтером организации.

В бухгалтерской отчетности дата подписания проставляется одним из следующих способов на каждой форме бухгалтерской отчетности или на бухгалтерском балансе.

Дата подписания бухгалтерской отчетности проставляется после подписей машинописным или рукописным способом.

Наличие даты подписания бухгалтерской отчетности имеет значение для раскрытия событий после отчетной даты. При этом не следует путать дату подписания отчета с датой утверждения отчета, они могут быть разными.

Наши рекомендации