Финансовые ресурсы и финансовые отношения в обществе.
В специальной литературе по теории финансов, финансов предприятий, финансовой деятельности субъектов хозяйствования, финансового анализа и финансового менеджмента, одной из экономических категорий, которая наиболее часто применяется, является категория финансовых ресурсов. Однако, налицо отсутствие единства относительно понимания экономической сущности, содержательного наполнения и роли финансовых ресурсов в финансовой теории и практике деятельности экономических субъектов.
Возникновение экономической категории «финансовые ресурсы» связано с зарождением и развитием финансов. Учитывая то, что финансы являются исторической категорией, они приобретают новое смысловое наполнение и интерпретации в соответствии с изменениями общественного устройства.
Термин «ресурсы» происходит от французского слова «ressourсe», которое означает средство, применяемое для достижения результата. Ресурсы применяется во многих сферах и отраслях: биологии, математике, медицине, психологии, социологии, экономике, технике, политологии и т.д. Терминология многих наук связана со словом ресурс, относительно экономики выделяют следующие ресурсы - природные, трудовые, материальные, экономические и финансовые.
Товарные и денежные отношения существовали до возникновения понятия и термина «финансы». Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и возникновение государства привело к возникновению финансов. Для выполнения функций, возложенных на государство, необходимым условием является аккумуляция и распределение ресурсов, то есть валовой внутренний продукт и национальный доход является материальным источником существования финансов. Поэтому материальное содержание финансов раскрывается благодаря существованию финансовых ресурсов.
Генезис экономической категории «финансовые ресурсы» зависит от концептуальных подходов к определению роли финансов в экономической системе и их места в воспроизводимом процессе.
Для государства и экономического субъекта важнейшим индикатором его деятельности является положительная результативность использования финансовых ресурсов. Через механизмы формирования, мобилизации, накопления, распределения, перераспределения и использования реализуется финансовая политика на макро- и микро- финансовых уровнях. В свою очередь финансовая политика имеет целью достижение экономических целей функционирования субъектов финансовых отношений. Для финансовых ресурсов как достаточно сложной экономической категории присущим является изменение важных элементов в соответствии с экономическими трансформациями, происходящих в стране. В связи с этим, у ученых относительно определения понятия «финансовые ресурсы» в разное время имеются определенные особенности в трактовках.
Финансовые ресурсы, во времена административной экономики, в системе распределительных отношений выступали в качестве посредника между государством, предприятиями и населением: часть финансовых ресурсов подлежала перераспределению в интересах государства, часть оставалась в распоряжении предприятий для удовлетворения собственных нужд. Они были представлены в качестве ценового выражения имеющегося ресурсного потенциала. Поэтому для советской финансовой литературы была характерна материализация и посреднические функции финансовых ресурсов.
В советское время во многих источниках, финансовые ресурсы были представлены в качестве или денежных средств, или фондов денежных ресурсов, образовавшихся в процессе первичного и вторичного перераспределения стоимости ВВП, в результате чего создается национальный доход, который в дальнейшем является источником формирования фондов потребления и накопления.
Характерным признаком и общим недостатком тех времен в определении категории «финансовые ресурсы» является отсутствие разницы между финансовыми ресурсами государства и экономического субъекта, то есть превалируют определения в макроэкономическом контексте.
Нивелирования разницы между финансовыми ресурсами на макро- и микроэкономическом уровнях имеет определенное объяснение с точки зрения административно-командной, плановой экономики в смысле необходимости обеспечения государством потребностей в любых ресурсах в пределах всей страны. Однако, необходим учет весомой разницы между финансовыми ресурсами отдельных экономических субъектов и общегосударственными, исходя из несхожести их структуры. Необходимо отметить, что при условии полной зависимости предприятий от отраслевых министерств, в советское время характерной была разница в методах управления финансовыми ресурсами предприятий. Это объясняется разницей функций финансов на микро- и макроуровне экономики и их материальных носителей - финансовых ресурсов.
Рыночные экономические преобразования, которые происходили на постсоветском пространстве стали значительным толчком к мировоззренческим изменениям в науке, в том числе в финансовой теории. В связи с этим, финансовые ресурсы получили новое сущностное содержание и роль в процессах общественного воспроизводства во времена зарождения новых экономических условий хозяйствования.
Новый тренд во взглядах многих ученых на финансовые категории сформировался во время зарождения рыночного экономического механизма. В те времена актуальным было правило: «финансовые ресурсы - это единый вид ресурсов субъекта хозяйствования, который имеет способность трансформироваться непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов.
Зарождались только определенные ориентиры о сущности рыночных механизмов и рычагов хозяйствования, поэтому перед экономическими субъектами встала задача использования источников существования и развития. Функционирование на основе коммерческого расчета, которое предусматривало принципы самофинансирования, саморегулирования и самоокупаемости переформатировало видение источников финансирования и сосредоточило внимание на внутренних истоках - прибыли, амортизационных отчислениях. Однако, внутренние источники или удовлетворяли частично потребности деятельности, или почти отсутствовали в переходный период, в период становления рыночных принципов хозяйствования. Поэтому, привлечение банковских кредитов и других инструментов заимствований было актуальным вопросом финансирования потребностей деятельности и развития многих экономических субъектов различных форм собственности.
Именно в это время, ученые начали отмечать изменения в определениях финансовых ресурсов. Их появилось большое количество, что свидетельствовало о том, что как на государственном уровне, так и в научных кругах не была сформирована теоретическая концепция изменений, которые происходили и не разработаны практические меры реализации этих процессов. Кроме того, ученые в своих взглядах разделились: на сторонников быстрых изменений по существующим моделям финансовых отношений в западных странах; на оппонентов новых преобразований и на тех, которые видели постепенные, эволюционные изменения с учетом экономических условий в государстве в те времена.
Вполне очевидным стало существование общей тенденции осознания разницы функций финансов на микро- и макроуровне экономики. Это дало основания выделить финансовые ресурсы государства и предприятий в отдельные категории большинством ученых.
Следующим спорным направлением в определении финансовых ресурсов является их рассмотрение в качестве ликвидных оборотных средств. Это связано с тем, что во времена перехода к рыночным условиям хозяйствования, экономические отношения основывались на денежных отношениях. Поэтому, некоторые авторы считали необходимым продемонстрировать в своих работах характерные отличия финансовых ресурсов и ликвидных оборотных средств с использованием выручки от реализации продукции. Необходимо отметить, что такой подход свидетельствует о том, что в расчетах будет использована только часть ликвидных средств, которая останется после возмещения затрат на производство и сбыт продукции. Так, считалось, что финансовые ресурсы - это наиболее ликвидные активы, в состав которых относятся денежные поступления и их эквиваленты, текущие финансовые инвестиции, готовая продукция и текущая дебиторская задолженность.
Имеющейся современной тенденцией является привлечение категории «капитал» для раскрытия содержания финансовых ресурсов. Если это понятие использовать с точки зрения получения доходов и прибыли, то финансовые ресурсы являются базисными, а оно является вторичным. Структура финансовой отчетности учитывается при формулировании современных определений финансовых ресурсов, так как ее строение не позволяет выявить разницу между источниками финансовых ресурсов и капиталом. То есть, в формах финансовой отчетности представляются капитал и обязательства, которые присутствуют в хозяйственном обороте, а не финансовые ресурсы в первичной форме.
Для экономического субъекта (будь это государство или отдельное предприятие) все финансовые ресурсы, которыми он владеет и распоряжается являются обязательствами, в связи с тем, что они вложены, привлечены или заимствованы. Их вид определяется статусом субъектов, от которых они поступают. Таким образом, у экономического субъекта всегда есть обязательства (у государства - перед населением, другими странами. международными организациями и отдельными хозяйствующими субъектами, у предприятий, как у юридических лиц - перед своими учредителями, инвесторами и кредиторами).
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).
Таким образом, считаем целесообразным, рассматривать финансовые ресурсы государства, как часть финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.
Финансовые ресурсы предприятий необходимо рассматривать как денежные и другие ликвидные оборотные средства, накопленные и авансированные из собственных, заемных и привлеченных источников в хозяйственную деятельность предприятия для удовлетворения экономических потребностей и интересов его владельцев, участников или других заинтересованных лиц.
Для более глубокого понимания финансовых ресурсов представим функции, которые они выполняют. Итак, комплексный подход рассмотрения сущности категории «финансовые ресурсы» предполагает выделение следующих функций:
- создание финансового базиса для деятельности учреждений, организаций, предприятий. На этом этапе финансовые ресурсы могут формироваться без заемных средств, приобретая формы денежных ресурсов, имущественных взносов, эмиссии ценных бумаг;
- обеспечение простого или расширенного воспроизводства и непрерывности функционирования органов государственной власти, а также производственного процесса на предприятиях. Простое воспроизводство основывается на использовании амортизационных отчислений, а расширенное - за счет полученной прибыли и осуществления капиталовложений. Непрерывность функционирования органов государственной власти и производственного процесса реализуется с одной стороны обеспеченностью финансовыми ресурсами и функционированием фискальной системы страны, с другой - результатами их использования в производственном процессе;
- поддержка финансовой устойчивости и сбалансированности в экономике, как отдельного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом. Такое финансовое состояние можно обеспечить за счет оптимального качественного состава финансовых ресурсов.
Таким образом, приведенные определения экономической категории «финансовые ресурсы», с точки зрения ее генезиса и эволюции, определяют зависимость сформулированных определений от сложившихся в стране финансовых отношений, экономического положения и уровня развития страны, модели финансовых отношений, сформировавшихся в обществе. В неразрывной связи с этими процессами происходит трансформация содержания экономической категории «финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы можно применять в качестве управленческого инструмента, исходя из их влияния на производственные процессы. Они характеризуются материальными признаками с различными значениями и уровнями ликвидности. Именно этот аспект делает возможным проявление финансовых ресурсов на всех этапах воспроизводственных процессов.
Финансовые отношения в обществе.
В условиях эволюционной трансформации экономической системы Донецкой Народной Республики улучшения ее качественных характеристик и рост объемов материального производства в значительной степени зависят от оптимизации процесса организации производства, распределения, обмена и потребления. Особое место в сфере организационно-экономических отношений принадлежит финансовым отношениям.
Финансовые отношения имеют определенные различия, которые позволяют выделить их из совокупности денежных отношений: в большинстве они связаны со стадиями производства, распределения и перераспределения общественного продукта; весомой характеристикой финансовых отношений является то, что движение денег осуществляется неэквивалентно, то есть не происходит процесса замены денежного измерения на натурально-вещевой; часть этих отношений имеет характер отчуждения и связана с необратимым изъятием части доходов экономических субъектов в виде налогов и других обязательных платежей (происходит процесс перераспределения первичных доходов экономических субъектов и формирования фондов общественного значения - государственного бюджета, внебюджетных фондов и т.д.).
Финансовые отношения - это часть экономических отношений, которая связана с формированием и использованием финансовых ресурсов с целью: осуществления экономических, социальных, политических и других функций современного государства; обеспечение расширенного воспроизводства на макро- и микроэкономическом уровнях; участия в отношениях обмена для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения.
Совокупность всех форм финансовых отношений в обществе с позиций участия субъектов отношений в создании и распределении ВВП формирует модель финансовых отношений общества. Существуют определенные типовые характеристики, которые позволяют выделить существующие на практике модели финансовых отношений в рыночной экономике, связанные с особенностями их организации с позиций финансового обеспечения воспроизводственного процесса и установления пропорций между индивидуальным и общественным потреблением.
В основе построения каждой модели фактически заложено роль и место в ней государства. Основным критерием, который характеризует выделение моделей финансовых отношений, является доля ВВП, которая перераспределяется через централизованные финансы.
В экономической литературе выделяют следующие основные типы моделей финансовых отношений:
Американская модель, основанная на максимальном уровне самообеспечения и самофинансирования, характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации распределения общественного продукта (30-35% к ВВП). Такое незначительное участие государства в распределении и перераспределении ВВП связано с неактивной социальной направленностью государственной политики. Каждый член общества, каждое предприятие должны опираться только на собственные силы. Это достаточно жесткая модель, однако одновременно и высокоэффективная. Она основывается, по сути, на принудительной финансовой стимуляции.
Континентальная модель (немецкая модель или модель Бисмарка) связана с достаточно активным участием государства в формировании централизованных финансов. В странах с данной моделью финансовых отношений (Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Нидерланды) через централизованные финансы перераспределяется примерно 45-50% ВВП. Государственная политика в этих странах ориентирована на создание условий для формирования достаточного объема финансовых ресурсов на всех уровнях финансовых отношений путем перераспределения государственных финансовых ресурсов через систему социального обеспечения и социальной защиты, на участие физических лиц в фондах накопления. Континентальная модель сочетает высокую экономическую эффективность с развитой системой социальной защиты, основана на определенных принципах, главным из которых является предоставление экономической свободы, которая служит стимулом высокой производительности труда.
Скандинавская модель, которая существует в Швеции и Норвегии, основывается на высоком уровне централизации финансовых отношений. Характерными признаками этой модели являются: очень высокий уровень перераспределения ВВП через бюджетную систему (51-60%); высокий уровень налогообложения; предоставление услуг социального характера преимущественно через государственный сектор экономики; отношение к социальной политике как к цели экономической деятельности государства. Основным условием социальной политики считается ответственность правительства за благосостояние и соблюдение социальных прав граждан. Эта ответственность не может быть переложена на индивида, частное предприятие или общество. Такое государство защищает людей от бедности путем предоставления помощи по безработице, выплат семьям денежных компенсаций, пенсий по старости, обеспечивает полноценную охрану здоровья, бесплатное образование, общественное жилье. Социальная поддержка в этом случае осуществляется как государственное вмешательство в жизнь людей на национальном и местном уровнях через программы социального обеспечения, образования, здравоохранения. Финансирование этой системы осуществляется за счет перераспределения доходов через страхование и налоговую политику.
Средиземноморская модель характеризуется активным привлечением общественных институтов к выполнению социальных функций. Через централизованные финансы перераспределяется от 36% ВВП – в Испании до 39% - в Греции при относительно равномерных и довольно низких значениях уровня налогообложения.
Таким образом, выбор типа модели финансовых отношений зависит от многих факторов: характера и масштабов государственного сектора; направленности экономической политики государства; типа социальной политики государства; состояния развития экономики страны.