Производственный процесс предприятия
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Вид практики: производственная
Студент________________________ группа Б513-11
Норбоева Мария Андреевна
Место прохождения практики: ООО «Закаменск-Лес»
Срок прохождения практики
с «20» июня 2016 г. по «20» августа 2016г.
Рекомендуемая оценка _______________
Руководитель практики от организации
__________________ _________________________
(подпись) (Фамилия И.О., должность )
(М.П.)
Рекомендуемая оценка _______________
Руководитель практики от ВСГУТУ
__________________ _________________________
(подпись) (Фамилия И.О., должность )
Улан-Удэ, 2016 г.
Содержание
Раздел 1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности организации
1.1 История предприятия
1.2 Экономическая характеристика деятельности предприятия
Раздел 2. Структура и роль бухгалтерской службы в организации учета и проведении анализа
2.1 Учетная политика предприятия, особенности ведения бухгалтерской отчетности
2.2 Состав и роль бухгалтерской службы организации
Раздел 3. Бухгалтерский учет основных средств
3.1 Виды основных средств
3.2 Учет поступления, выбытия ОС и способ начисления амортизации
3.3 Прочие операции по основным средствам ООО «Закаменск-Лес»
Раздел 4 Анализ основных средств
4.1 Анализ структуры основных средств
4.2 Анализ основных показателей использования ОС и степень использования мощностей предприятия
4.3 Факторный анализ основных средств
4.4 Пути и резервы увеличения эффективности использования основных средств
Приложения
Заключение
Список использованных источников информации
1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности организации
1.1 История предприятия
Частное предприятие ООО «Закаменск-Лес» прежде было ООО «Закаменск» и развернуло свою деятельность в сфере горнодобывающей отрасли, а конкретнее добычи золота и вольфрама в 1997 году, после того как советская артель по добыче золота и вольфрама престала функционировать. Были выкуплены участки и арендовано оборудование артели для добычи золота и вольфрама, с того и началась история становления предприятия.
В 2001 году руководство предприятия решает расширить диапазон видов деятельности, причиной тому послужило намерение организации предложение рабочих мест для населения города Закаменск, а также самого района. Кроме того в лесопромышленной отрасли руководство видело коммерческую выгоду, в развитии именно этого направления. Лесная промышленность в Бурятии развита была всегда, но завод предприятия ООО «Закаменск-Лес» обещал стать самым передовым производством переработки леса в России и стал им.
Особая и совершенно новая для российского рынка технология переработки была разработана итальянским инженером на базе оборудования итальянской компании.
Запуск производства состоялся в 2003 году. На заводе было задействовано около 400 человек, чем можно квалифицировать это предприятие средним.
На предприятии выпускались следующие виды продукции: таркетная и половая рейка, блок-хаус, вагонка, камерные сушки, пиломатериал. Эта продукция пользовалась большим спросом как в Бурятии, так и за ее границами и даже экспортировалась в Австрию, Данию, Германию, Испанию и другие европейские страны. Но вскоре пришлось отказаться от экспорта за границу, так как себестоимость продукции повышалась очень сильно из-за дороговизны транспортировки товара, вЗакаменском районе нет железнодорожного пути, а автомобильная транспортировка обходилась довольно дорого.
После 5 лет работы предприятия, леса Закаменского района признано считать заповедной зоной, где промышленная вырубка леса строго запрещена. После чего предприятие законсервировали.
Так как ООО «Закаменск-Лес» является вертикально интегрированным, то ему удалось остаться на плаву за счет горнодобывающей промышленности, а конкретнее добычи золота и вольфрама. Но так как запасы золота к 2008-2009 году стали истощаться, а вольфрамовый рынок для руководства компании не являлся привлекательным с экономической стороны, было решено продать акции предприятия по добыче вольфрама.
Уже в 2010 году ООО «Закаменск-Лес» развернуло свою деятельность исключительно в золотодобыче в поселке Маловский Баунтовкого-Эвенскийского района, а так же именно в этот момент поменяло название своей организации на действующее.
1.2 Экономическая характеристика деятельности предприятия
Успешная производственная деятельность компании во многом предопределена опережающим воспроизводством минерально-сырьевой базы. Своевременный ввод в эксплуатацию новых сырьевых объектов позволяет компенсировать снижение мощностей действующих предприятий.
За многолетний период экспедицией проведен огромный объем геолого-съемочных, поисковых, разведочных работ на территории Бурятии, что показало низкую рентабельность добычи золота в Закаменском районе, положительные результаты дали горные работы в Буантовском- Эвенкийском районе.
Коллектив ООО «Закаменск-Лес» насчитывает около 400 человек. Генеральным директором компании в настоящее время является Норбоев Владимир Александрович. Главный бухгалтер – Дашеева Туяна Борисовна.
Предприятие ставит своей целью разработку недр для добычи золота и других драгоценных металлов, их охрану на стадиях добычи, переработки и реализации в установленном порядке.
Анализируемое предприятие так же вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- разработка недр с целью добычи золота и других драгоценных металлов на основании лицензионных документов Российской Федерации и ее субъектов и в соответствии с законодательством о недрах;
- проведение геологоразведочных работ с последующей отработкой месторождений;
- разработка месторождений полезных ископаемых;
- общестроительные, лесозаготовительные, дорожные, транспортные и иные виды хозяйственной деятельности;
- оказание коммерческих и посреднических услуг;
- открытие филиалов, представительств как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
- внешне-экономическая деятельность;
- создание совместных предприятий;
- транспортирование грузов, в том числе по международным перевозкам, оказание услуг складского хозяйства, фрахтовые операции с речным и морским транспортом.
На предприятии и его участках работает около 120 человек. Возрастной состав работающих на предприятии от 20 – 60 лет. Из них 5% от 20 – 25 лет, 20% от 25 – 35 лет, 60% от 35 – 50 лет и 15% от 50 лет и старше.
Производственный процесс предприятия
Генеральный директор осуществляет основную управленческую и координирующую деятельность в соответствии с целями и задачами развития предприятия. В его непосредственном подчинении находятся следующие отделы: администрация, отдел технологий и разработок, производственные участки, транспортная служба.
Администрация условно подразделяется на бухгалтерию, которой руководит главный бухгалтер, экономический отдел, отдел кадров, юридический отдел. Этот отдел осуществляет управленческую деятельность.
Технологический отдел осуществляет разработку производственных проектов, технологических карт, геологическую и маркшейдерскую деятельность, обеспечивает технику безопасности служащих.
Производственные участки осуществляют непосредственно производственную деятельность по добыче золота на участках.
Транспортировку золота с участков и сотрудников на участки, а также работу, связанную с транспортом, осуществляет наемная транспортная служба.
Производственная деятельность складывается из следующих периодов:
- Круглогодичная деятельность управленческого аппарата;
- Круглогодичные вспомогательные работы (комплектация материальной базы, ремонтно-вспомогательные работы);
- Производственный (основной) –промывка песков, добыча металла;
Хозяйственный год ООО «Закаменск-Лес» определяется с 01 января по 31 декабря каждого года.
Вспомогательные или подготовительные работы длятся с января по февраль и с середины ноября по конец декабря. Подготовительные работы включают в себя ремонт технологического оборудования и вскрышные работы (вскрышные работы – это снятие верхнего слоя грунта до золотоносных песков).
Производственным считается период с март по ноябрь. Основной производственный период условно означается «промывочным сезоном».
В целом, в золотодобывающей промышленности Бурятии наметилась устойчивая тенденция падения объёма добычи золота. Если уменьшение добычи из рудных месторождений проявлено относительно слабо (около 2 % в год), то ежегодное снижение добычи россыпного золота в среднем составляет 440 кг (15 — 36 %). Среди проблем, мешающих развитию золотодобычи, следует выделить следующие: 1)низкая обеспеченность золотодобывающих предприятий разведанными запасами. Большинство ранее разведанных месторождений (преимущественно в советский период) отработано. 2)невыгодность для предприятий вложения средств в поиски и разведку россыпей; разведка требуют существенных расходов с неоднозначным результатом. 3)административно-бюрократический фактор.
Общество с ограниченной ответственностью «Закаменск-Лес» имеет преимущество перед другими предприятиями добывающей и лесной промышленности, ведь задействована в обеих отраслях, что позволяет ей компенсировать убытки на одном рынке, когда возможны убытки на другом.
Раздел 2. Структура и роль бухгалтерской службы в организации учета и проведении анализа
2.1 Учетная политика предприятия, особенности ведения бухгалтерской отчетности
Современный бухгалтерский учет не относится к числу точных наук, в которых всем фактам и событиям можно дать однозначную оценку. Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета – возможности выбора учетной политики.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Несмотря на широкий круг интересов, выражаемых учетной политикой, ее формирование возможно лишь государством, определяющим общие принципы и правила учета, и экономическим субъектом, выбирающим между законодательно допустимыми альтернативными вариантами. Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов и т.п.
Учетная политика формируется в соответствии с требованиями законодательства Российской федерации и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету с учетом изменений, возникших с 01.01.2014 г.
Бухгалтерские отчеты формируются исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности в частности Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской федерации от 6 октября 2008 года № 106н., Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом МинистерстваФинансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н, Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28 июня 2010 года №63н, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов от 29.07.1998 г. №34н.
Предприятие применяет общую систему налогообложения. По зданиям, сооружениям и НМА, включенным в 8-10 амортизационные группы, всегда применяется линейный метод независимо от настройки учетной политики. При проведении документов стоимость списания запасов рассчитывается по средней скользящей, а также при проведении регламентной операции «Корректировка стоимости» она корректируется по средней взвешенной.
Распределение расходов основного и вспомогательного производства проводится по плановым ценам, оказание услуг отображается документом «Акт об оказании производственных услуг», а включение общехозяйственных расходов в стоимость реализации продукции проводится по методу «директ-костинг».
Согласно учетной политике организации способ учета выпуска продукции – без использования счета 40 (отклонение фактической себестоимости от плановой включается в себестоимость готовой продукции и услуг, независимо от способа учета выпуска).
Прямые расходы и начальные остатки НЗП считать конечными остатками НЗП, если не зарегистрирован выпуск готовой продукции, полуфабрикатов, оказания услуг и отсутствует документ «Инвентаризация НЗП».
Исходя из учетной политики на предприятии ведение учета постоянных и временных разниц в оценке активов и обязательств с целью выполнения требований ПБУ18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».налоговые вычеты, на которые имеет право налогоплательщик (работник) с начала года по месяц исчисления налога, применяется к налоговой базе, исчисленной нарастающим итогом за год.
Бухгалтерский учет ведется с использованием программного обеспечения «1С: Бухгалтерия 8.3.» в регистрах и формах, предусмотренных разработчиками программы.
Синтетический и аналитический учет на предприятии осуществляется на основе первичных и сводных документов.
По истечении каждого отчетного месяца бухгалтер подбирает в хронологическом порядке первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, систематизирует их и сшивает.
В организации используются типовые формы первичных документов, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации» № 71а. Применение документов нетиповой формы разрешается главным бухгалтером. Контроль за соответствием учетной документации требованиям учетных стандартов осуществляется главным бухгалтером.
Документооборот осуществляется в соответствии со служебными обязанностями работников согласно их должностным инструкциям и требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете». Ответственность за своевременное заполнение и предоставление первичных документов возложена на должностных лиц.
Учет осуществляется в рублях и копейках путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов. Рабочий план счетов ведется на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2000 г. № 94н.
Инвентаризация имущества проводится согласно Приказу МФ РФ от 13.06.1995г. №49н «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей.
Таким образом, в системе бухгалтерского учета ООО «Закаменск-Лес» формируется полная и достоверная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.2 Состав и роль бухгалтерской службы организации
Федеральный закон № 402-ФЗ возлагает ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета на непосредственного руководителя предприятия.
В зависимости от величины производственных или непроизводственных мощностей и количества объектов бухучета руководитель имеет право:
- самолично заниматься вопросами бухгалтерского дела и его ведением без делегирования полномочий на своих сотрудников;
- утвердить штатную должность бухгалтера, для которого разрабатывается соответствующая должностная инструкция и на которого будут возложены соответствующие обязанности;
- организовать службу, на которую будут возложены обязанности бухучета, назначить ее руководителя и определить штатный состав вновь организованной структуры (бухгалтерская служба с непосредственным руководителем может быть создана в том случае, если в штате предприятия трудятся два или более бухгалтера);
- воспользоваться услугами сторонней специализированной компании в рамках заключенного договора (если не предусмотрены должности в собственной бухгалтерии) — то есть передать все или на свое усмотрение права на ведение бухучета.
На предприятии ООО «Закаменск-Лес» существует собственная штатная бухгалтерия. Бухгалтерия состоит из пяти специалистов в том числе главный бухгалтер.
Структура бухгалтерской службы на данном предприятии построена, как и во многих средних предприятиях, и выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Линейно организованная структура бухгалтерии
Генеральный директор |
Главный бухгалтер |
Бухгалтер-кассир | Бухгалтер по материалам | Бухгалтер по первичной документации | Бухгалтер по заработной плате и учету ГСМ |
Линейно организованная структура бухгалтерии
Данная структура является самой простой и используется в небольших организациях. Суть ее заключается в назначении главного бухгалтера, под руководство которому вводятся штатные должности в линейной бухгалтерии(иерархия).
Служебные обязанности каждого бухгалтера прописаны в должностных инструкциях, согласно этому документу налажена работа бухгалтерской службы.
Таблица 4 Должностные обязанности бухгалтерской службы
Должность | Должностные функции | Обязанности |
1.Главный бухгалтер | - руководящий надзор за ведением бухгалтерского учета на предприятии и формированием необходимой отчетности. - разработка комплекса мероприятий, направленного на формирование организационной учетной политики и стабилизацию или улучшение деятельности как всего предприятия в целом, так и отделов своего подчинения. - выявление скрытых или явных резервов предприятия, использование их для оптимизации производственной деятельности. - предоставление консультационной помощи обратившимся к нему работникам предприятия. - руководящий и контролирующий надзор за всеми видами финансовых операций, контроль за своевременностью их исполнения. -надзор за правильностью оформления всей текущей бухгалтерской документации | - осуществляет организацию полноценного бухгалтерского учета на предприятии. - формирует все аспекты учетной политики организации в области бухгалтерского учета, делая упор на максимальную эффективность с учетом специфики деятельности своей компании. -осуществляет руководящие и контролирующие функции за следующими направлениями деятельности: -подготовкой, утверждением и внедрением планов счетов учета, форм неустановленных законодательством первичных документов; |
2. Бухгалтер по материалам | - составление и предоставление отчетности; - ведение документации по учету, выполнение операций с подотчетными материалами; - сверка с контрагентами | -осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с нормативными указаниями действующего законодательства в части, которая касается учета принадлежащих организации материалов и всех бухгалтерских манипуляций, выполняемых с ними; - выполняет полный цикл операций по учету материалов в специализированных программах, используемых на предприятии |
3. Бухгалтер-кассир | - составление и предоставление отчетности, ведение кассовой документации; - выполнение операций как с наличными, так и безналичными средствами | - выполняет все виды операций с денежными средствами и ценными бумагами, соблюдая меры необходимой безопасности. - получает наличные денежные средства только по оформленным установленным порядком приходным документам. - в случае безналичного расчета с работниками организации оформляет необходимые суммы в отделении банка. |
4. Бухгалтер по первичной документации | - прием и обработка поступающих бумаг; - занесение их в бухгалтерские программы | - выполняет все виды финансовых операций в рамках своей компетенции и в обозначенных руководством границах. - выполняет обработку поступающих документов, начиная с ее получения и заканчивая подготовкой к счетной обработке. - отражает проводимые операции в бухгалтерских программах, применяемых на предприятии, а также на бухгалтерских счетах. - выполняет анализ обработанных документов, предоставляя его заинтересованным лицам (руководству, сторонним лицам — по указанию руководства). |
5. Бухгалтер по заработной плате и учету ГСМ | - учет фактически отработанного времени всех сотрудников предприятия; - расчет и начисление соответствующей заработной платы; - расчет, выверка и отчисление различных налогов и взносов; другие функции (на усмотрение руководства). - расчет и выверка расхода ГСМ - составления актов списания ГСМ | - ведет учет рабочего времени, фактически отработанного сотрудниками; - контролирует правильность заполнения табелей учета и выполняет их обработку в рамках должностных полномочий; - контролирует своевременность предоставления листков нетрудоспособности |
3. Бухгалтерский учет основных средств
3.1 Виды основных средств
ПБУ 6/01"Учет основных средств" устанавливает правила формирования информации об основных средствах в бухгалтерском учете и согласно этому документу на предприятии ОО «Закаменск-Лес» выделены следующие виды основных средств:
1. Здания
2. Земельные участки
3. Машины и оборудования
4. Сооружения
5. Транспортные средства
6. Квартира, дом
7. Производственный и хозяйственный инвентарь
По объему прав основные средства подразделяются на:
- принадлежащие организации на праве собственности (собственные)
- полученные ею в аренду (арендованные);
- ОС в лизинге
Данное предприятие используют большое количество основных средств силу своего основного вида деятельности. Это и добывающие, строительные машины, и механизмы, и специализированное оборудование и инструмент для строительно-монтажных работ, большое количество транспортных средств, учитываемое в качестве основных средств, а также многое другое.
Прежде всего, необходимо сказать о том, что добывающие организации при формировании информации об основных средствах должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н (далее – ПБУ 6/01).
Министерством финансов РФ, помимо этого бухгалтерского стандарта, Приказом от 13.10.03 №91н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания №91н).
Все хозяйственные операции, проводимые добывающей организацией, соответственно, поступление, движение и выбытие объектов основных средств, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Применение форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, Законом №402-ФЗ не предусмотрено. Как указано в п. 4 ст. 9 Закона №402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В ООО «Закаменск-Лес» генеральным директором, главным бухгалтером совместно с учредителями организации в учетной политике было прописаны следующие первичные документы учета основных средств:
НОМЕР ТАБЛИЦЫ
Документы для оформления поступления объектов основных средств | Форма документов |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | форма №ОС-1 |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | форма №ОС-1а |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | форма №ОС-1б |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств | форма №ОС-6 |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств | форма №ОС-6а |
Инвентарная книга учета объектов основных средств | форма №ОС-6б |
То есть при поступлении основного средства главным бухгалтером организации заполняется форма №ОС-1, №ОС-1а или форма №ОС-1б после чего этому объекту назначается инвентарный номер и заполняется инвентарная карточка объекта основного средства или группы основных средств, затем эти данные заносятся в инвентарную книгу учета объектов основных средств.
Документальное оформление учета оборудования на данном предприятии ведется согласно Постановлению № 7 в него входят следующие документы.
НОМЕР ТАБЛИЦЫ
Документ | Форма документов |
Акт о приеме (поступлении) оборудования | Форма №ОС - 14 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж | Форма №ОС – 15 |
Акт о выявленных дефектах оборудования | Форма №ОС - 16 |
При поступлении оборудования заполняется форма №ОС-14 и если данный вид оборудования требует монтажа, то заполняется форма №ОС – 15, а так же при выявлении дефекта у оборудования заполняется форма №ОС – 16.