Глава 2. Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения
Параграф § 1. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения
Как уже говорилось в предыдущем параграфе, к субъектам налоговых отношений, за нарушения налогового законодательства, применяются меры финансовой ответственности, также п.2 ст.13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусматривает привлечение должностных лиц и граждан за нарушение налогового законодательства, в установленном законом порядке, к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
В ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” перечисляются виды финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. Сравнивая объём данной статьи с объёмом ст.16 того же закона (ответственность налоговых органов), можно заметить разницу - в ст.13 содержится больше видов ответственности от взыскания суммы сокрытого налога, до взыскания пени.
Для налогоплательщиков законодательством предусмотрено больше составов правонарушений и ответственности за них, чем для иных участников налоговых правоотношений. Это обусловлено важностью правового положения налогоплательщиков, ведь, главным образом, государственный аппарат, да и сама налоговая система существуют на поступающие от сбора налогов средства.
Рассмотрим общие составы правонарушений, свойственных налогоплательщикам, т.е. правонарушения, в составе которых, роль субъекта играет налогоплательщик.
Неуплата или несвоевременная уплата налога , т.е. неуплата к установленному законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока налогоплательщиком. Состав данного правонарушения нарушает положение пп.1, п.1, ст.11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
Объектом данного правонарушения выступают установленные законом отношения по уплате налогов.
Объективной стороной можно выделить противоправное деяние налогоплательщика в форме действия или бездействия.
Субъективная сторона, в случае неуплаты налога выражена в форме умысла, в случае несвоевременной уплаты правонарушение может быть совершено без умысла.
Незаконное использование льготы по налогу - уклонение от уплаты налога путём представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, содержащих заведомо необоснованные сведения, дающие прямо или косвенно основания для уменьшения размера налога, равно как и возврата ранее уплаченного или взысканного налога.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок предоставления и пользования льготами.
Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия субъекта, состоящие в предоставлении налоговому органу подобных документов.
Субъективная сторона данного правонарушения может быть определена только в форме умысла. Налогоплательщик сознательно совершает подобные действия, с целью уменьшения размера налога, либо возврата ранее уплаченного или взысканного налога.
Описанные ниже составы налоговых правонарушений признаются правонарушениями против порядка ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчётности и нарушают положения пп.2, п.1,ст.11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
Объектом данной группы правонарушений выступают установленные законом отношения по составлению, ведению и т.д. бухгалтерской и налоговой отчётности.
Нарушение порядка организации бухгалтерского учёта , здесь имеется в виду отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учёта осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций, если такие действия не могут быть квалифицированны как уклонение от уплаты налога. В данном случае субъективная сторона может состоять и в форме умысла, и в форме небрежности (халатности).
Нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта , т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, хранению бухгалтерских документов, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Субъективная сторона данного правонарушения может быть определена как в форме умысла, так и в форме небрежности (халатности).
25.03.97 Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело №14-89а по иску АОЗТ “СиП интернэйшнл трейдинг” о признании недействительным решения ГНИ№12 от 16.09.96 г. № 150, вынесенного на основании акта проверки данной организации. Проверка выявила нарушения в порядке ведения бухгалтерского учёта по НДС в виде “..неучтение объекта налогообложения, повлекшее за собой занижение налога..”. В результате, ГНИ наложила штрафные санкции за данное правонарушение в соответствии со ст.7 Закона РФ “ О Госналогслужбе РСФСР” и ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения сторон суд пришёл к выводу, что иск АОЗТ “СиП интернэйшнл трейдинг” к ГНИ№12 не обоснован, поскольку в соответствии со ст.8 Закона “Об НДС” и Инструкцией Госналогслужбы от 11.10.95 №39, ст.11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” истец обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять в налоговые органы необходимые документы и сведения, для начисления и уплаты налогов. ГНИ№12 применила финансовые санкции в отношении истца.
Нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчётности , здесь имеется в виду представление в налоговый орган документов бухгалтерской и/ или налоговой отчётности, не соответствующих установленной форме и не отражающих всех установленных нормативными актами данных. В правонарушениях подобного рода субъективная сторона может состоять как в форме умысла, так и в форме небрежности (халатности).
Нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчётности - представление комплекса или части документов бухгалтерской и налоговой отчётности позже установленного срока, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. В данном правонарушении субъективная сторона может состоять как в форме умысла, так и в форме небрежности (халатности).
Уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчётности , т.е. умышленное неоднократное непредставление в установленные сроки или непредставление по требованию налогового органа комплекса или части документов бухгалтерской и/ или налоговой отчётности, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от регистрации в налоговом органе или уклонение от уплаты налога.
Рассматриваемые дальше составы правонарушений имеют схожие один объект, поэтому и принадлежат одной группе. Объектом данной группы правонарушений является система установленных законом гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика. Эта система мер, затрудняющих совершение правонарушений, состоит из специальных требований к открытию банковских счетов, ограничений в использовании наличных денег, запретов осуществления определённых юридически значимых действий до уплаты налога и т.п.
Незаконное открытие счёта налогоплательщиком , т.е. открытие налогоплательщиком в банке или ином кредитном учреждении расчётного, текущего, ссудного, депозитного и иного счёта с нарушением требований, установленный налоговым законом, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Субъективная сторона данного правонарушения может быть определена только в форме умысла.
Незаконные расчёты , т.е. осуществление расчётов наличными денежными средствами с нарушением установленных законом ограничений, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
Для примера можно привести дело №14-60 от 1.04.97 г. из практики Московского городского Арбитражного суда. 11.03.97 г. ТОО “Карина” заявила иск о признании недействительным решения ГНИ№12 в части взыскания штрафа в 3-х кратном размере (100.000.000 руб.). Суд, рассмотрев материалы дела, установил:
28.11.96 г. Сбербанк России проводил проверку соблюдения истцом порядка работы с денежной наличностью за август, сентябрь и октябрь 1996 г., в соответствии с Указом Президента РФ “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”. По результатам проверки и выявленным нарушениям была составлена справка, констатирующая, что ТОО “Карина” допустило нарушение Указа Президента, выразившееся в осуществлении расчётов наличными деньгами с юридическим лицом на сумму 3,5 млн. руб. И в превышении лимита кассового остатка, в размере 36,5 млн. руб. Истцом оспаривался п.2 Решения, за который на истца был наложен штраф в 5-ти кратном размере. Истец, оспаривая решение налоговой инспекции в этой части не отрицал факта превышения лимита, но указывал, что ГНИ применила неправильную методику расчёта сверх лимитной кассовой наличности. Оценивая доводы истца суд пришёл к выводу, что штраф на истца был наложен правомерно, но при этом установил, что Сбербанк России неправильно произвёл расчёт, взыскиваемого с истца штрафа, в результате чего величина сверх лимитной кассовой наличности составила 36,5 млн. руб., в представленном истцом контр расчете эта сумма составила 4,9 млн. руб. Суд согласился с доводами истца и вынес решение по данному делу : иск ТОО “Карина” к ГНИ№16 оставить без удовлетворения в части взыскания штрафа за осуществление расчётов наличными деньгами, в остальной(штрафа за превышение лимита кассового остатка) части суд согласился с доводами истца.
Нарушение кассовой дисциплины , здесь имеется в виду нарушение установленного законом порядка оприходования, хранения и использования наличных денежных средств, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога.
9.09.96 г. в Арбитражном суде г. Москвы было рассмотрено дело №14-334а по иску ГНИ о ликвидации ООО “Филин”, в связи с повторным нарушением Закона РФ “О применении ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением”. Рассмотрев материалы дела, суд установил, что иск обоснован, заявлен в соответствии со ст.6 указанного выше закона, ст. 61 ГК РФ и подлежит удовлетворению.
Несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога - пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Такие действия налогоплательщика могут иметь место как умышленно, так и без умысла.
Уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога , т.е. умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Данное правонарушение является нарушением пп.3, п.1, ст.11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
8.01.97 г в Арбитражном суде г. Москвы было рассмотрено дело №14-406а по иску ГНИ к ТОО “Луч” о ликвидации ТОО “Луч” за неоднократные грубые нарушения налогового законодательства в виде непредставления в ГНИ отчётных бухгалтерских документов за 1994, 1995 гг. Рассмотрев материалы дела и руководствуясь ст. 11,14 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и ст. 61,62 ГК РФ и п.74 Положения “О бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации”, суд решил ликвидировать ТОО “Луч” за неоднократные грубые нарушения налогового законодательства в виде непредставления в ГНИ отчётных бухгалтерских документов
Рассматриваемые ниже правонарушения также имеют одинаковый объект и по этому признаку были отнесены к одной группе. Объектом данной группы являются контрольные функции налоговых органов, т.е. правонарушения, препятствующие налоговым органам осуществлять свои функции по контролю за соблюдением налогового законодательства. Данная группа правонарушений представляет угрозу для налоговой системы, а, следовательно, требует отдельного регламентирования.
Несвоевременная регистрация в налоговом органе , т.е. пропуск срока, установленного для обращения в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Правонарушение может быть как умышленным, так и совершённым без умысла.
Уклонение от регистрации в налоговом органе , т.е. умышленное, с целью уклонения от уплаты налога, длительное невыполнение обязанности обратиться в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика.
Воспрепятствование осуществлению контрольных действий , здесь имеется в виду умышленное создание должностными лицами предприятий, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, условий, существенно затрудняющих или делающих невозможным осуществление по постановлению мер налогового органа мер документального или фактического контроля.
Неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа , т.е. длительное умышленное невыполнение или ненадлежащее выполнение законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированны как иные нарушения налогового законодательства.
Оскорбление должностного лица налогового органа , т.е. публичное оскорбление должностного лица налогового органа в связи с его деятельностью по исполнению служебных обязанностей, если эти действия не влекут уголовной ответственности.
Насилие или угроза применением насилия или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа , т.е. насилие или угроза применением насилия или повреждением (уничтожением) имущества в отношении должностного лица налогового органа, а равно и его близких, выполняющего возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению её характера или из мести за выполнение служебного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности. Может быть совершено только в умышленной форме.
Незаконное воздействие или вмешательство , т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/ или не влекут уголовной ответственности. Также может быть совершено только в умышленной форме.
Параграф § 2. Меры уголовной ответственности за налоговые правонарушения
Уголовные правонарушения в сфере налоговых отношений, иначе называются налоговыми преступлениями. Данные правонарушения, а также санкции за их совершение, предусмотрены уголовным законодательством, а именно Уголовным Кодексом Российской Федерации. Данный правовой акт вступил в силу с 1.01.1997г., существовавший до него УК РСФСР 1960 г., в связи с произошедшими в стране изменениями, устарел и не учитывал данные перемены. Особо крупные изменения постигли такую область общественных отношений как экономические, поэтому понадобилось новое уголовное законодательство, учитывающее новые общественные потребности. В УК РФ появилась практически новая глава, посвящённая преступлениям в сфере экономической деятельности. В эту главу входит несколько статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, а именно ст.198 “Уклонение гражданина от уплаты налога” и ст.199 “Уклонение от уплаты налогов с организаций”, также существует ст.194 “Уклонение от уплаты таможенных платежей”, таможенные платежи хотя и определяют как вид налогов, но постоянными платежами они не являются, поэтому в данной работе рассматриваться не будут.
Согласно Закону “О подоходном налоге с физических лиц”, граждане подлежащие налогообложению, обязаны вести учёт полученных ими в течении календарного года доходов и произведённых расходов, связанных с получением доходов, а также представлять в указанных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах. Такие декларации о фактически полученных доходах, документально подтверждённых расходах и суммах начисленного и уплаченного налога подают в налоговый орган по месту постоянного жительства по окончании каждого календарного года не позднее 1 апреля граждане, имевшие в течении отчётного года основное место работы и получившие в этот период доходы помимо основного места работы, а также граждане не имевшие такового и получившие в течении этого года какие-либо доходы. Причём основным местом работы считается то предприятие, учреждение или организация, где хранится трудовая книжка работника и где он состоит в трудовых или приравненных к ним отношениях. От составления декларации освобождаются физические лица, которые в течении года имели доходы только по месту основной работы, а также те физические лица, облагаемый совокупный доход которых за отчётный год не превысил одного миллиона рублей. Кроме того, законодательством могут быть установлены иные случаи подачи декларации о доходах - ст.18 Закона “О подоходном налоге с физических лиц” предписывает подачу декларации о доходах физическим лицам, у которых появились доходы от предпринимательской деятельности. Декларация, в которой указывается размер полученного дохода за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года, должна быть представлена ими налоговым органам в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников дохода.
Уклонение гражданина от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, совершённое в крупном размере признаётся налоговым преступлением и наказывается мерами уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ либо лишением свободы.
Данная норма права предусматривает уголовную ответственность за уклонение физического лица (гражданина) от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах. Заведомое искажение данных, включённых в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размера доходов, полученных из этих источников, завышении размеров вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом совокупного дохода, увеличении суммы расходов, произведённых в отчётном году доходов, и др.
Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, имеющее самостоятельный доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять декларацию о доходах.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо совершает указанные действия , желая уклониться то уплаты налога или уменьшить его размер.
Согласно таким нормативным актам, как “Правила бухгалтерского учёта и отчётности”, пп.2 и 3, п.1 ст.11 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, на налогоплательщиков, при наличии у них объекта налогообложения, возложена обязанность вести учёт полученных ими в течении календарного года доходов и произведённых расходов, связанных с получением доходов, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, а также представлять в указанных законом случаях налоговым органам бухгалтерскую отчётность установленной формы и образца. В данных документах, помимо отражения итогов финансовой деятельности юридического лица за отчётный период, должны также быть просчитаны суммы налогов, взимаемых с юридического лица в местный и федеральный бюджеты.
Обязанности и права налогоплательщиков установлены ст. ст. 11 и 12 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Налогоплательщик в случае наличия у него объекта налогообложения обязан уплачивать налоги в размере установленной соответствующим законом налоговой ставки и в определённые сроки.
Субъектом ниже приведённой нормы права является должностное лицо предприятия, организации или учреждения, отвечающее за организацию бухгалтерского учёта на предприятии, т.е. руководитель, главный бухгалтер, отвечающий за ведение бухгалтерского учёта и за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности, а также иные лица, ответственные за ведение бухгалтерского учёта и представление отчётности и наделённые правом подписи финансовых и отчётных документов.
Законом предусмотрены финансовые санкции для предприятий и организаций, нарушивших налоговое законодательство (ст.13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”), а должностные лица привлекаются в установленном порядке к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Уклонение от уплаты налогов с организаций путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах либо путём сокрытия других объектов налогообложения, также является уголовным преступлением и может наказываться лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на определённый срок, а также лишением свободы.
Данная норма права предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах или путём сокрытия других объектов налогообложения.
Заведомое искажение данных, включённых в бухгалтерские документы, может выражаться в неотражении в них каких-либо источников получения доходов или уменьшении размера доходов, полученных из этих источников, завышении размеров вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом совокупного дохода, увеличении суммы расходов, произведённых в отчётном году доходов, и др.