Контртеррористический комитет Совета Безопасности («КТК», «СТС»). 1 страница
Учрежден резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности, принятой единогласно 28 сентября 2001 года, сразу после террористических нападений 11 сентября в Соединенных Штатах.
Перед Комитетом, в состав которого вошли все 15 членов Совета Безопасности, была поставлена задача по контролю за осуществлением резолюции 1373 (2001), в которой странам предлагается осуществить ряд мер, направленных на укрепление их правовых и институциональных возможностей в области борьбы с терроризмом у себя дома, в своих регионах и во всем мире, в том числе предпринять следующие шаги:
- ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма;
- безотлагательно заблокировать любые средства, связанные с лицами, которые замешаны в террористических актах;
- не предоставлять ни в какой форме финансовую поддержку террористическим группам;
- не допускать предоставления убежища, помощи или поддержки террористам;
- вести обмен информацией с другими правительствами в отношении любых групп, совершающих или планирующих совершить террористические акты;
- сотрудничать с другими правительствами в расследовании, обнаружении, аресте, выдаче и преследовании лиц, замешанных в таких актах; и
- установить в национальном праве уголовную ответственность за активное и пассивное содействие терроризму и предавать нарушителей суду.
В этой резолюции также содержится призыв к государствам как можно скорее стать участниками соответствующих международно-правовых документов по борьбе с терроризмом.
В сентябре 2005 года Совет Безопасности принял резолюцию 1624 (2005), касающуюся подстрекательства к совершению террористических актов, в которой государства — члены Организации Объединенных Наций призываются законодательно запретить такое поведение и отказывать в убежище любым лицам, «в отношении которых имеется достоверная и соответствующая информация, дающая серьезные основания считать их виновными в таком поведении». В этой резолюции государства также призываются продолжать международные усилия, направленные на расширение диалога и укрепление взаимопонимания между цивилизациями.
Совет Безопасности поручил КТК учитывать положения резолюции 1624 (2005) в диалоге, который Комитет ведет со странами в отношении их усилий по борьбе с терроризмом.
Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК). Совет Безопасности своей резолюцией 1535 (2004) учредил Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК) для оказания содействия работе Комитета и координации процесса контроля за осуществлением резолюции 1373 (2001).
В состав ИДКТК входят около 40 сотрудников, причем примерно половина их являются юристами, которые анализируют представляемые государствами доклады в таких областях, как разработка законодательства, финансирование терроризма, пограничный и таможенный контроль, полиция и правоохранительная деятельность, беженское и миграционное право, торговля оружием и морская и транспортная безопасность. В состав ИДКТК также входит один старший сотрудник по правам человека.
ИДКТК состоит из двух подразделений: Управления оценки и технической помощи (УОТП), которое далее подразделяется на три группы по географическому признаку, чтобы дать экспертам возможность специализироваться по конкретным регионам мира, и Информационно-административного управления (ИАУ).
Наряду с этим в рамках УОТП горизонтально работают пять технических групп, выявляющих проблемы и критерии для оценок в конкретных сферах своей технической компетенции, а затем распространяющие их по трем географическим группам. Эти технические группы занимаются, соответственно: технической помощью; проблемами финансирования терроризма; пограничным контролем, незаконной торговлей оружием и правоохранительной деятельностью; общеправовыми вопросами, в том числе законодательством, экстрадицией и взаимной правовой помощью; и, наконец, вопросами, поднятыми в резолюции 1624 (2005); а также связанными с правами человека аспектами борьбы с терроризмом в контексте резолюции 1373 (2001).
В рамках ИАУ также действуют группа контроля качества, которая занимается повышением технического качества и последовательности формулировок и формата документов ИДКТК, и группа по связям с общественностью и информационно-пропагандистской работе для укрепления информационно-пропагандистской деятельности.
В поддержку деятельности Комитета по резолюции 1624 (2005) ИДКТК подготовил два доклада (S/2006/737 и S/2008/29), в которых сведены воедино ответы, представленные почти половиной членов Организации Объединенных Наций.
Неспециализированные организации ООН:
1. Международная морская организация (ИМО), начавшая функционировать в 1959 году, отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.
ИМО обеспечивает механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил, связанных с техническими вопросами, влияющими на международное судоходство, для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами.
Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, осуществляются в мировом масштабе.
В 1983 году ИМО создала в Мальме (Швеция) Всемирный морской университет, обеспечивающий повышение квалификации руководителей, преподавателей и других специалистов высшего звена в области судоходства. Международный институт морского права ИМО (Валетта, Мальта), основанный в 1989 году, готовит юристов в области международного морского права. Международная морская академия (Триест, Италия), основанная в 1989 году, организует специализированные краткосрочные курсы по различным морским дисциплинам.
Руководящий орган ИМО - Ассамблея - в составе представителей всех государств-членов созывается раз в два года. Ассамблея избирает Совет из 40 членов, который собирается дважды в год и является исполнительным органом ИМО.
Об огромном вкладе ИМО в вопросы борьбы с морским пиратством и другими преступлениями на море мы остановимся в 5 главе.
2. Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) - учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.
ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.
Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.
Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.
Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы.
Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.
Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.
Для выполнения этих целей и задач ИКАО:
принимает международные стандарты и рекомендации, применяемые к конструкциям и характеристикам самолетов и большей части их оборудования, регламентирующие работу пилотов, летных экипажей, авиадиспетчеров и сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требований безопасности и порядка работы международных аэропортов;
разрабатывает правила визуального пилотирования и пилотирования по приборам, а также аэронавигационные карты, используемые в международной навигации. В сферу ее ответственности входят также системы авиационных телекоммуникаций, радиочастоты и меры безопасности;
принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду за счет сокращения выбросов и ограничения уровня шума самолетов;
облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей.
Поскольку случаи незаконного вторжения в воздушное пространство продолжают создавать серьезную угрозу для безопасности и надежности международной гражданской авиации, ИКАО проводит в жизнь ряд мероприятий и программ, направленных на предотвращение таких вторжений. ИКАО в связи с террористическими атаками 11 сентября 2001 г. на США разработала план действий по обеспечению безопасности воздушных перевозок и программу подготовки в области безопасности полетов, которая в настоящее время включает семь учебных курсов. В настоящее время ИКАО содержит 10 центров подготовки в области безопасности полетов, содействуя региональному сотрудничеству в этой важнейшей сфере.
Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала. Она помогла в создании региональных центров обучения в нескольких развивающихся странах и обеспечила возможность для тысяч учащихся заниматься в школах, зарегистрированных ИКАО. Учреждение направляет экспертов по техническому отрудничеству более чем в 100 стран и ежегодно участвует в осуществлении 120 проектов, на которые расходуется в среднем 54 млн. долл. США в год.
В настоящее время ИКАО разрабатывает спутниковую систему для удовлетворения будущих потребностей гражданской авиации в организации связи, навигации, радиолокационного наблюдения и управления воздушным движением. Для решения возрастающих эксплуатационных потребностей в этой системе используются новейшие достижения в области спутниковых и компьютерных технологий, каналов передачи данных и бортовой авиационной электроники. Эта комплексная глобальная система позволит повысить безопасность и уровень организации и эксплуатации воздушного транспорта. Система, одобренная государствами — членами ИКАО, в настоящее время находится в стадии реализации.
Более подробно о деятельности ИКАО в процессе борьбы с преступлениями международного характера мы упоминаем в пятой главе.
§ 2. Сотрудничество межправительственных и неправительственных организаций в борьбе с преступностью
Важную, хотя и вспомогательную, роль в сотрудничестве государств по борьбе с преступностью играют международные неправительственные и межправительственные организации.
В международно-правовых документах и литературе по международному праву термин «международные неправительственные организации» (МНПО) употребляется в отношении организаций, действующих на национальном, субрегиональном, региональном или международном уровнях. При этом определяющим в термине остается слово «неправительственная», которое само по себе является своего рода вызовом, альтернативой понятию «правительственная» организация.
Тем самым подчеркивается независимость этих организаций от правительств, а также их тесная связь с такими категориями, как широкие массы, власть народа.
Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Однако в реальности большое многообразие этих организаций делает трудно различимыми их категории и сложным проведение четких границ между ними. В связи с этим была предпринята попытка провести разграничение между ними на основе суверенитета: правительственные организации, связанные, а неправительственные организации, не связанные с суверенитетом государств. В этом случае ученые предпочитают говорить не об организациях, а о «действиях, свободных от суверенитета».
Следует подчеркнуть, что в Уставе ООН не уточняется уровень неправительственной организации, т.е. на каком уровне она функционирует: на национальном, субрегиональном, региональном или международном. В нем речь идет о полномочии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию (ст.71)[57].
В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения»
По мнению Кузнецовой Е., можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО[58].
Во-первых, организация должна иметь некоммерческий характер. В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Тем не менее, формально некоммерческие организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО и Советом Европы, и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.
Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы. Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву (Организация освобождения Палестины, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО)).
И, наконец, организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти. Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, таких, как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов, по общему мнению, являются НПО.
В российской доктрине международного права даются различные понятия МНПО.
В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием МНПО понимается объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли[59].
По мнению Малкиной И. Б., международная неправительственная организация – это созданная не на основании межправительственного соглашения, а на основании учредительных документов, зарегистрированных в соответствии с национальным законодательством одного государства, форма объединения представителей общественности различных стран мира, объединенных единой внутренней целью, соответствующей духу и принципам Устава ООН и нормам международного права, не преследующая в своей деятельности извлечения прибыли и коммерческих целей и функционирующая на территории более чем двух государств»[60].
В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством.
Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).
Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа:
1. состоящие из физических лиц;
2. объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.
Каких-либо специальных международно-правовых актов, регулирующих деятельность МНПО, не существует. Некоторые правовые отношения МНПО регулируются внутренним законодательством отдельных стран и чаще всего по аналогии с правовым положением национальных неправительственных организаций.
Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.
ООН, будучи, согласно Уставу, центром согласования действий наций в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст.1), координирует деятельность указанных организаций.
Среди международных неправительственных организаций ведущее место в системе международного сотрудничества в области уголовной юстиции занимают четыре всемирно известные юридические организации: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Все они имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Деятельность этих организаций координируется созданным в 1982 г. Международным комитетом по координации (МКК), также имеющим консультативный статус при ЭКОСОС. Первоначально учрежденный в качестве "неформального" органа по оказанию помощи ООН при подготовке созываемых каждые пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, МКК трансформировался в официально признанный всеми четырьмя организациями координационный центр. По завершении акта ратификации его правового статуса руководящими советами этих четырех организаций МКК эволюционировал в самостоятельную структуру международного сотрудничества. Произошло организационное оформление МКК. В соответствии с уставом в него вошли президенты и генеральные секретари МАУП, МКО, МОСЗ, МУПФ. Должность председателя МКК на основе "возрастного старшинства" организации переходила посредством ротации по истечении трех лет попеременно к каждому из президентов неправительственных организаций, входящих в Комитет.
МКК как самостоятельная единица международного сотрудничества был признан мировым сообществом (в лице ООН). Он объединил усилия четырех юридических неправительственных организаций, что повысило общий уровень их научных исследований и разработок в области уголовной юстиции. Как координационный центр МКК внес существенный вклад в развитие целого ряда новых направлений права: разработку международно-правовых документов в области борьбы с организованной преступностью и терроризмом и нормативных актов по предотвращению преступных посягательств на окружающую среду, а также подготовку конвенционного материала в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. Работая в непосредственном контакте с Венским центром ООН, МКК согласовывает действия МАУП, МКО, МОСЗ и МУПФ по выработке общемировой политики ООН в области предупреждения преступности и функционирования системы международной уголовной юстиции.
Международная ассоциация уголовного права МАУП была создана в 1924 году как правопреемница Международной ассоциации уголовного права, учрежденной в 1889 году. Ассоциация является научным учреждением и в своей работе руководствуется принципами, закрепленными в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека. В своей деятельности МАУП неизменно стремится к тесному партнерству с ООН и ее органами и специализированными учреждениями. Консультативный статус МАУП был предоставлен в 1952 году[61].
Ассоциация внесла существенный вклад в создание Международного уголовного суда, поскольку сама идея создания международной уголовной юрисдикции и соответствующего механизма для расследования международных преступлений и нарушений прав человека и вынесения по ним судебных решений зародилась и получила свое развитие в Международной ассоциации уголовного права.
В сотрудничестве с Центром по предупреждению международной преступности Секретариата ООН Ассоциация организовала ряд международных конференций, посвященных системам сравнительного уголовного правосудия, на которых рассматривался такой важный вопрос международного уголовного права, как обеспечение согласованности различных национальных правовых систем и законодательств.
Большинство мероприятий оказали непосредственное воздействие на программы технической помощи и сотрудничества, осуществляемые Ассоциацией совместно с различными управлениями и подразделениями Секретариата ООН и ее специализированными учреждениями. Эти программы направлены на оказание содействия развивающимся странам, особенно странам Африки и арабским странам, а также странам Центральной и Восточной Европы. Они охватывают такие области деятельности, как укрепление прав человека и обеспечение их соблюдения в рамках систем уголовного правосудия, международное сотрудничество в вопросах уголовного правосудия, включая экстрадицию и взаимную помощь в юридических вопросах, борьба против организованной преступности и ее транснациональных форм, обеспечение благого управления и законности и оказание поддержки в связи с учреждением Международного уголовного суда.
Ассоциация осуществляет тесное и плодотворное сотрудничество с коллегами из различных подразделений Секретариата ООН. В частности, деятельность, связанная с учреждением Международного уголовного суда и с защитой прав человека, способствовала развитию сотрудничества с должностными лицами из Управления по правовым вопросам, Центра по правам человека и Управления Верховного комиссара по правам человека.
Основными задачами МАУП, как следует из Устава этой организации, являются: сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права; изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней; изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса; изучение проблем международного уголовного права.
Ассоциация издает журнал “Международный обзор уголовного права”, публикует отчеты о международных мероприятиях, издает труды по вопросам борьбы с преступностью в мире.
Советская ассоциация международного права образованна 17 апреля 1957 года в соответствии с Распоряжением Правительства СССР (28 февраля 1957 года) и Распоряжением Президиума Академии наук СССР (29 марта 1957 года).
С 1991 года Советская ассоциация международного права переименована в Российскую ассоциацию международного права.
По состоянию на конец 2010 года, членами Российской ассоциации международного права являются 29 человек.
3–4 июня 2011 г. во Дворце правосудия в Париже (Франция) состоялось ежегодное собрание Международной ассоциации уголовного права (МАУП)
Обсуждался широкий круг вопросов жизни Ассоциации и ее национальных подразделений, представители которых выступили с отчетами о своей работе за прошедший год.
Одной из центральных тем дискуссий в Париже стала подготовка следующего, XIX Международного конгресса уголовного права, который состоится в 2014 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Избрана тема данного Конгресса, проводимого Ассоциацией раз в пятилетие, - «Уголовное право в информационном обществе». В рамках этой широкой темы будут обсуждаться проблемы противодействия киберпреступности, уголовная политика в данной сфере, а также широкий спектр вопросов международного сотрудничества. Данная тема особо актуальна для нашей страны, о чем свидетельствует большое количество инициатив со стороны как государства, так и институтов гражданского общества.
Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является Международное криминологическое общество (МКО). Оно представляет собой объединение национальных институтов и специалистов. Общество было основано в Риме в 1934г. по инициативе итальянского профессора уголовной антропологии Бениньо ди Туллио. Сегодняшнее название общество получило в 1938 г. на I конгрессе в Риме. Устав МКО был принят в 1949 г. В соответствии с Уставом МКО имеет консультативный статус ООН и вторую категорию международных неправительственных организаций, а также своего постоянного представителя в ООН. С 1960г. МКО получило консультативный статус ЮНЕСКО категории “В”. В качестве организации, имеющей консультативный статус ООН, МКО поддерживает деловые связи со Всемирной организацией здоровья и Европейским Советом, принимая участие в сессиях и конференциях этих организаций. Тесные научные контакты МКО обеспечивает с МАУП, Международным обществом социальной защиты, Международным пенитенциарным и пенологическим обществом, Международной организацией уголовной полиции (Интерполом).
Главная цель МКО, как это следует из Устава организации, - содействовать изучению преступности на международном уровне, объединяя для этого усилия ученых и практиков специалистов в области криминологии, криминалистики, психологии, социологии и других дисциплин, заинтересованных в изучении преступности. Осуществляя свою деятельность, МКО организует международные конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы; оказывает содействие в научном обмене между национальными научными и учебными центрами; организует международные криминологические курсы повышения квалификации научных кадров; организует совместно с другими международными организациями и национальными научными учреждениями региональные международные криминологические центры; учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования развития криминологической науки. Финансирование МКО обеспечивается членскими взносами, добровольными пожертвованиями государств, собственной издательской и иной деятельностью.
Высшим органом МКО является Генеральная ассамблея, которая собирается один раз в пять лет во время проведения международного конгресса. Административным органом общества является Руководящий совет, состоящий из 30 членов, избираемых всеми членами общества голосованием по почте. В Руководящий совет входят представители всех континентов и стран, где криминология получила достаточное развитие.
Организацией научной работы общества занимается другой руководящий орган МКО - Научный комитет. Пятнадцать членов Научного комитета избираются Руководящим советом. Кандидатуры ученых в члены Научного комитета предлагает президент или генеральный секретарь МКО. При этом учитываются научная квалификация кандидатов, обеспечение представительства в Научном комитете разных регионов мира. Члены комитета избираются сроком на пять лет и могут переизбираться.
Научный комитет на своих ежегодных заседаниях проводит работу по подготовке международных конгрессов, определяет их тематику, организует международные коллоквиумы и семинары, обеспечивает издание журнала общества “Международные анналы криминологии” (два выпуска в год) и ежемесячной оперативной информации о жизни общества “Новые письма”.
Научный комитет МКО обеспечивает чтение лекций по фонду Акайнос, координирует и возглавляет работу международных криминологических центров.
Коллективными и индивидуальными членами МКО в настоящее время являются представители более 80 государств-членов ООН.
Главное событие в работе МКО - его конгрессы. За время существования общества проведено 16 конгрессов.
Тематика конгрессов, характер обсуждаемых на них вопросов уже сами по себе во многом дают представление об основных направлениях развития криминологии в мире за последние 60 лет.
К примеру, в августе 1993 г. в Будапеште (Венгрия) состоялся XI международный криминологический конгресс. Тема конгресса - Социально-политические изменения и преступность - вызов XXI веку. В работе конгресса приняли участие 1200 ученых-криминологов и практических работников правоохранительных органов из 57 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.
Президент МКО Альберт Рейс, формулируя основные задачи самого представительного за всю историю конгресса, подчеркнул, что прежде всего для успеха дела борьбы с преступностью в мире необходимо расширить научные горизонты, приблизить день создания истинной сравнительной криминологии, усовершенствовать межнациональные исследования, расширить личные контакты ученых. В большинстве из 250 докладов, сделанных на конгрессе, трудно сдерживаемый рост преступности связывался с социально-экономическими изменениями, происходящими в различных регионах мира. Именно поэтому среди магистральных направлений, по которым работал конгресс, бесспорное лидерство принадлежало обсуждению механизма влияния на преступность политических, социальных и экономических изменений в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, России. Именно эти страны, как показывает уголовная статистика, оказались мировыми лидерами по темпам роста преступности. Кроме того, преступность в этих странах уже распространяется за их национальные границы. Вот почему профессор Матта Йетсен, директор Хельсинского Европейского института предупреждения преступности при ООН, обратился к западным криминологам с призывом не упускать редчайшую возможность изучения негативных сторон общественного развития в условиях экономических срывов и политического брожения и изыскать возможность для организации исследований совместно с квалифицированными учеными России и других бывших социалистических стран.