Организац. управлен. ф. Ведомственные ф-ции службы управлен. на различных уровнях и их ф-ции
Хар-ка зв-в общегос-х Ф
Задачей общегос-х финансов явл. концентрация финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва и направление их на финансирование общегос-х нужд.
Общегос-е финансы формируются за счет налогов, сборов, гос.пошлин, доходов от казенных предприятий…
Общегос-е финансы состоят из:Гос.бюджета, Гос.кредита и Гос.страхования
ГБ- главное звено ФС, представляет собой систему образования и использования централ-х фондов ден.ср-в, для обеспечения функций органов гос.власти. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны.
ГБ-основной финансовый план страны на текущий год имеющий силу закона.
Средства Б направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидир-е предприятий, за счет бюджетных средств финансируются организации и учреждения непроизв-й сферы(культура, образование, здраовоохраниние).
ГК- отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. средств п/п, организаций, населения на началах возвратности на финансирование гос. расходов.
Кредиторы – физ. и юр. лица, заемщиком выступает гос-во в лице его органов.
Данная форма кредита позволяет заемщику направить мобилиованные финансовые ресурсы на покрытие бюджетгного дефицита без осущ-я эмиссии.
В зависимости от заемщика гос. займы: размещаемые, центральные, местные органа самоупр-я
По месту размещения: внутренние, внешние
Сроки привлечения: краткосрочные(до 1 года),среднесрочные(до 1-5 лет), долгосрочные(больше 5 лет)
Размер гос. займа включается в сумму гос. долга страны. Гос. долг- вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним % на определенную дату или за определенный срок. Различают: внутренний и внешний гос. долг.
ГС- один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, организаций, учреждений, собственности граждан и общегос-го имущества убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при различных событиях в их жизни. В отличие от финансов, которые связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
16.Порядок функц. Зв-в ТФ. Террит. фин. (ТФ) выполн. ту же задачу, что и общегос. фин., но применит-но к администр. - террит. образован. наход. на самоупр-ии. В их сост. входят террит. бюджеты и внебюдж. фонды. ТФ формир. за счет налогов, сборов, штрафов, местн. займов и лотерей. Формиров. использован. местн. фин. основ. на принцип. самост. госуд. финансир. поддержки и гласности. ТФ-сис-ма экон. отнош..посредством котор. распред. и перераспред. НД,фонд ден.ср-в.использ.на экон.и соц. развит.территор.Через ТФ гос-во активно провод.соц.п-ку.За счет ср-в местн.бюдж.финансир.сис-ма муницип.образов,здравоохран,коммун.обслуж.населен.строит-ва дорог. С помощью ТФ гос-во осущ. выравниван.ур-ней экон.и соц.развит.территор,котор.в рез-те историч,военн,географич.и др. услов.отстали в своем эконом. и соц.развит.Финансов.базой ТФ явл.местн.бюдж. Местн.бюдж.сост. по аналог. с ГБ и выполн.ф-ции:1)формир.ден.фондов,явл.фин.обеспеч. деят-ти террит.орг.власти;2)распред.и использ.этих фондов м/д отрасл.нар.хоз-ва;3)контроль за фин-хоз. деят-тью п/п,организ,подведомств.этим орг.власти. Муницип.внебюдж.фонды созд.на основ.решен.местн.орг.власти. Источн. внебюдж.фонд.явл:добров.взносы ЮЛ и ФЛ;доходы от аукционов;штрафы за загрязн.окруж.среды,наруш.санит.норм и правил;штрафы за порчу и утрату памятник. истор.и к-ры,наход.в муницип.собственн.;штрафы за административн. и др.правонаруш. Созданию внебюдж.фондов содейств:1)концентрац.ср-в п/п и регион.орг. на развит.соц-бытов.инфра-ры;2)усилен.матер.заинтересов.местн.орг.власти;3)расширен.фин.возможн.местн.орг.для ликвид.диспропорций м/д произв. и непроизв.сферами и диспропорц.внутри инфра-ры;4)укреплен.фин.рес-сов местн.орг.власти;5)повыш.ур-ня обслужив. и совершенств.услуг.оказываем.населению.
Ист-ки формир-я ДЦФ
Часть чист. дохода напр-ся на расшир. воспр-во в сферу матер. пр-ва для созд-ия ДФР, кот-ые нах-ся в распоряж-ии хоз. субъектов, т.е. формир-ся на микроур-не и испол-ся на затраты по расшир-ию пр-ва. Создаваемые за счет ДФР ден. фонды направ-ся на нов. капитальн. вложения, увел-ие оборотн. сред-в, финансир-ие НТП, провед-ие меропр-тий по охране природы. Др. часть чист. Дохода направ-ся на формир-ие и обесп-ие соц. устр-ва раб-ков и соц. стимул-ие. Втор. источ-к ДФР-амортиз. отчисл-ия, кот-ые формир-ся за счет стом-ти основ. произв. фондов. Другие источ-ки: мобилиз-ия внутр. сред-в в строит-ве, прирост устойчив. пассивов, выручка от реал-ции выбывшего и излишнего имущ-ва.
15.Х-ка звеньев сферы фин.п/п. Финансы п/п(Фп/п) представл.собой сис-му денежн.отношен,связан. с формирован. и использован.ден.фондов п/п.Они включ.ден.отнош,котор.возник. м/д:п/п-ями;п/п-ями и вышстоящ.организ;п/п-ями и входящ. в них структурн.подразделен.;п/п-ями и ГБ;п/п-ями и учрежден.банков др. Фп/п-исходн.звено ФС РБ,явл.основой общегос.фин.это объясн.тем,что именно на п/п в проц.матер.пр-ва созд.решающ.доля.НД страны. Поэтому от состоян.данного звена ФС завис.финанс.положен.республики. Фп/п сост.из 2-х подсфер:фин.п/п матер.пр-ва и фин.учрежден.непроизв.сферы. В рамках сферы матер.пр-ва выдел:фин.п/п промышл.торговли,трансп,связи,с/х. В непроизв.сфере выдел:фин образован,к-ры и ис-ва,здравоохранен,физ-ры.науки и научн.образован. Решающ.роль.играют.фин. п/п матер.сферы.котор.непосредств.обслужив. пр-во,кругооборот ср-в п/п.В этой подсфере созд. решающ.часть фин.рес-сов,значит.доля котор. посредством налогов направл.на формиров.доходн.части ГБ. В завис.от форм собствен. в сост.1 и 2 подсфер различ.след.звенья:1)фин.п/п,учрежд.и организ,основан.на госуд.собственн;2)фин.п/п,учрежд.и организ,основ. на коллективн.собственн;3)фин.п/п,учрежд.и организ,основ на совместн.собственн;4)фин.п/п,основ.на частн.собственн;5)фин.п/п.основ.на смешан.ф-мах собствен. Среди данных звеньев ведущ.место заним.фин п/п,основ.на госуд.ф-ме собствен.Это объясн.тем,что в РБ более 80%госуд.п/п.По мере приватиз.и разгосударствлен.все больш.значен.будут приобрет.фин. п/п ,основ.на негосуд.ф-мах собствен.Подавляющ.часть организ.непроизв.сферы осущ.некоммерч.деят-ть(не преслед.цели получен.прибыли). Если такие учрежден. и получ. доходы(госуд.вузы за обучен.сверхпланов.контингента студентов),то они использ.на развит.этих учрежден. Все затраты в учрежден.непроизв.сферы,как правило покрыв.за счет бюдж.ср-в(за исключ.ЖКХ,бытов.обслужив,коммерч.страхов,кредитн.и др.учрежд.).
18. Взаимосвязь сфер и звеньев фин. сис-мы (ФС).
ФС- совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отн-й, связанных с образованием и использ-м Цфден.ср-в и ДЦфден.ср-в.
ФС- едниная сисетма, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев, т.е. НД, создаваемом в сфере матер-го произв-ва.
Общегосуд. финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении опр. темпов развития всех отраслей нар. хоз-ва, перераспр-я фин. рес-в м\д отраслями эк-ки и регионами респ-ки, произв-й и непроизв-й сферами.
Общегос. фин-сы органично связаны с фин-ми предприятий: 1-доходами; 2-процесс расширенного воспроизводства осущ-ся не только за счет собств. ср-в п/п, но и с привлечением общегос. фонда ден. ср-в в форме бюджетных ассигнований и использ. банковских кредитов. При недостатке собственных средств п/п прибегает к выпуску ценных бумаг. Взаимосвязь и взаимозав-ть составляющих звеньев ФС обусловленные единой сущностью п/п. Ч/з ФС гос-во воздействует на формирование Ц и ДЦ ден. фондов, фонд накопления, фонд потребления, испоьзуя для этого налоги, расходы ГБ и ГК.
17.Спец-ка.функц.сферы фин.населен.(домохоз-в). Задач.фин.домохоз-в явл.формиров.доходов.использ.их на текущ.расх.на приобретен.имущ-ва,на создан.фин.портфеля,т.е. вложен.ден.ср-в на депозит,покупка акций,госуд.ценн.бумаг.Их возникновен.вызвано:1)возможн.граждан получ. ден.вознагражден.за свою раб.силу,организат.способн,интеллект.собственн;2)появлен.индивид.предпринимат-ва;3)развит.рынка ценн.бумаг. В завис.от функцион.назначен.расходов,осуществл.домохоз-вами,их можно раздел.на 3 гр:1)обязат.платежи;2)расх.на потреблен;3)ден.сбережен.В кач-ве критер.классификац. по функцион.направлен.выплат,расходы подраздел.на 2 гр:1)налоги и сборы с ФЛ;2)коммун. и др.платежи населен. К обязат.платеж.домохоз-в относ:возврат осн.суммы.получ.в банке кредита;выплату % по нему;страхов.взносы;госуд.и местн.налоги. Применяя налоги и сборы с ФЛ,гос-во:1)оказыв.влиян.на стр-ру бюдж.домохоз-в путем стимулиров.рацион.для об-ства использован.получаемого дохода;2)обеспеч.необходим.поступления в бюдж.различн.ур-ней;3)перераспред.часть доходов в пользу наимен.соц.защищенн.слоев населен. ФЛ уплачив.след.налоги:подоходн.налог;налог на имущ-во(налог с владельц.автотрансп.ср-в);гос.пошлины. К местн.налогам относ:целев.сборы с граждан на благоустр-во территор.;сбор с владельц.собак;сбор на выдачу ордера на квартиру;курортн.сбор. Домохоз-ва уплачив. ряд косвенн.налогов:НДС;акцизы;налог с продаж.Размер коммун. и др.ежемес.платежей завис.от местонахожден. домохоз-ва и его благоустр-ва. В том случ,если расх.на оплату услуг ЖКХ превыш.22%,то домохоз-во может получ.субсид.из ГБ. Можно выдел.з мотивац.установки.определ.процесс сбережен.домохоз-в:1)создан.страхов.резерва для поддержан.ур-ня текущ.потреблен. в случ снижен.располаг.дохода;2)создан.денежн.резерва для повышен. ур-ня капит.расходов,связанн. с приобретен.дорогостоящ.предмет. длительн.пользован;3)создан.денежн.фонда для его дальнейш.инвестирован. с целью повышен.ур-ня дохода домохоз-ва.Выдел.2 ф-мы сбережен.:неорганизован,организованные.
19.ФП-состав часть эк. п-ки
Политика гос-ва - участие в делах государства определяющее форму, задачи и содержание его деятельности.
ФП - особая сфера деятельности гос-ва направленная на мобилизацию фин. рес-в., их рационального распред-я и использ-я для осуществления государством его функций, а также обеспечения соотв. ресурсами реализацию гос. программу эк. и соц. развития.
Под соц.развитием поним. не только развитие просвещения, культ., здравоохр-я, но и соц. обустройство общества.
Свое практическое воплощение ФП в лице гос-ва реализ-ся через фин.мех-м, его рычаги и стимулы.
МинФин и НБ на основе действующего законад-ва разраб. инструкции по формированию доходов бюджета и их использованию, вырабатывают осн. направления Д-кр политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств ФЛ и ЮЛ.
Задачи ФП: *учет действия объективных эк. законов (з-н стоимости, оплаты труда, накопления, ден. обращения). *определ-е источников мобилизации фин. рес-в(ФР), их сос-ва, стр-ры, возможных резервуаров увеличения. *обеспечение рационального распр-я и исп-я ФР. *концентрация ФР на важнейших направлениях эк. и соц. развития по ср-м рационального построения налоговой сис-мы. *сбалансированность финансовой и денежно-кредитн. политики. *уменьшение дефецита фин. сис-мы и расширение покрытия на основе гос. ценных бумаг. *либерализация эк. деятельности. *выработка ФМ, реализ. ФП гос-ва в форме соотв. нормативных актов.
Регуляторы ФП
К фин. Регуляторам относ.: 1)условия формир-я прибыли; 2)усл-я кредитования ч/з учетную ставку; 3)исп-е сис-мы спец. налоговых льгот; 4)регулир-е ценами, тамож. пошлинами, ур-нем з/платы.
Требования к ФП:
1.Научный подход выработки ФП, предполаг. её соотв-вие закономерностям обществ. развития и пост-ный учет выводов фин. теории; 2.Учет специфики конкр. ист. условий каждого этапа разв-я общ-ва, особен-тей внутр. положения и междунар. обстановки; 3.Тщательное изуч-е опыта предшеств. хоз. и фин. строит-ва, новых и прогрессивных тенденций и мирового опыта; 4. Соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении ФП путем ориентации на выполнение ключевой задачи опред. этапа развития и обеспеч-я тесной взаимосвязи м/у осн. частями эк. пол-ки (фин.-кред.,политики в области ценообр-я и з/платы); 5.Повышение эффективности исп. фин. рес-ов как результат действен-ти ФП; 6.Предвиденье последствий проведения намеченных фин. мероприятий позволяющих избежать непредсказуемых изм. в ФП; 7.Наличие обширной и достоверной инф. о фин. потенциале, объективных возм. гос-ва, о состоянии дел в эк-ке, всестороннее использ-е мат.-моделирования и ЭВТ.
21. Составные части ФП:
1.Налоговая пол-ка
2.Бюдж.-финансовая
3.Ден.-кредитная.
Налоговая пол-ка. Гл. назначение: изъятие части валового обществ. продукта на общегос. нужды, мобилизация этих средств и перераспред-е ч/з бюджет. Налоги выполняют фискальную и стимулирующую функцию.
В реализации бюдж. пол-ки гос-во опред. источники формир-я доходов гос. бюдж.,приоритеные направления расходов гос. бюдж., допустимые пределы расбалансиров-ти ГБ, источники финансирования ГБ, принципы взаимоотнош-й м/у отдельными звеньями бюдж. системы.
В составе Б.-Ф. политики относительную самостоятельность приобретают инвестиционная пол-ка, пол-ка управл-я гос. долгом, пол-ка межбюджетных отношений.
Д.-К. пол-ка- обеспечение устойчивости денежного обращения ч/з управл-е эмиссией, регул-е инфляции и курса нац. ден. ед-цы,обеспеч-е своевременности и бесперебойности расчетов в нар. хоз-ве и разл. звеньях фин. сис-мы ч/з регламентацию и регул-е деят-ти банковской сис-мы, управление деятельностью фин. рынка ч/з регламентацию эмиссии и размещения гос. и корпоративных ценных бумаг,регул-е их оборота.
В Д.-К. пол-ке относит-ю самостоят-ть приобретают: 1.эмиссионная пол-ка; 2.Ценовая; 3. Валютная.
В совр. усл-ях осн. цель ФП-борьба с инфляцией, преодоление спада произв-ва, дефицита гос. бюджета, увелич. соц. защиты нас-ния.
22. Виды фин политики (ФП) и особенности её функционир-ия
В зав. от сферы интересов гос-ва: внешн и внутр.
В основе междунар ФП лежит упр-ие фин-ми и кред-ми отн-ми в сфере междунар отнош-й, связ. как с междунар. разд-ем труда с формир-ем и погаш-ем долга и с участием в деят-ти междунар орг-ций, в т.ч. меж/нар фин орг-ций. Меж/нар фин пол-ка направлена на развитие произв сил своей страны и соответ-но каждое гос-во старается занять свое весомое место на меж/нар рынках сырья, товаров, раб. силы и капитала.
Гос. защищает свои интересы через тамож. и вал. пол-ку, особ-ти кот. опред-ся степенью заинтер-ти гос-ва в расшир. или сокращ. своего экспорта или импорта.
По длит-ти действия: текущ и долговрем-ая. Текущ-я ФП – операт. регулир-ие фин рынка и его звеньев в обеспечении нормал. функц-ия фин мех-зма в поддерж. Сбалансир-го равновесия между звеньями фин сис-мы. Долгоср-ая ФП направ-на на реш-е крупномасшт-й экон. задач, требующ-х больших затрат времени и капитала.
По сп-бам и приемам регулир-я фин отн-ий и связей внутри фин сис-мы ФП: дефляц-ая и рефляц-ая. Дефляц-ая ФП – сис-ма мер регулир-я общегос фондов и денеж пол-ки с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежн.баланса посред-вом сниж-я делов.акти-ти и замедления экон.роста. Она провод-ся путем увел-я налогов при одноврем-ом сниж. ур-ня гос.расходов, сохр-нии эмиссии денег, повыш-е учетной ставки. Рефляц-ая ФП – сис-ма мер по урегулир-ю общегос фондов и денеж пол-ки с целью повыш дел-й акти-ти и ускорения экон. роста и провод-ся путем увел-ния гос. расходов, сниж-я налогов, сниж-я % ставок.
Типы фин. политики
Финансовая политика – особая сфера деятельности гос-ва направленная на мобилизацию финансовых ресурсов их рационального распределения и использования для осуществления гос-вом его функций, и на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной гос. программы зэконом-го и соц-го развития.
Выделяют:
1.в зависимости от сферы интересов гос-ва: Внешняя ФП, Внутренняя ФП
В основе м/нар ФП лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере м/нар отношений связанных с МРТ, с формированием и погашением гос.долга и с участием в деятельности м/нар финансовых организаций(МВФ). Гос-во защищает свои интересы через таможенную и валютную политику.
2.По длительности действия ФП: Текущая, Долговременная
Текущая-оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования фин. Механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями ФС.
Долгосрочная – решение крупномасштабных экономических задач требующих больших затрат времени и капитала.
3.По способам и приемам регулирования фин-х отношений и связей внутри ФС: Дефляционная, Рефляционная
Дефляционная – сис-ма мер регулирования общегос-ных финансов и ден. пол-ки с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса по средствам снижения делеовой активности. Хар-ется ростом налогов при одновременном снижении гос. расходов, сокращением эмиссии денег, рост учетной ставки.
Рефляционная – сис-ма мер регулирования общегос-ных финансов и ден. пол-ки с целью повышения деловой активности и эконом-го роста. Хар-ется ростом гос. расходов, снижением налогов, снижением %-х ставок.
Фин страт. и фин тактика
.В зав-ти от хар-ра поставлен-х задач различ. :
Фин. стратегия (ФСт)
Фин. тактика (ФТ)
ФСт ориент. на длит. период разв-я и предусм-т решение крупномасшт. з-ч в рамках эк. стратегии г-ва. Это план дей-й по обеспечению г-ва необх. ден. ср-ми.
ФСт обеспечивает соотвеоствие фин-экон. возможностей с условиями, сложившимися на дан. период.
Различают:
*Генеральная ФСт- это ФСт, опред-я деят-ть г-ва или п/п на год.
*Оперативная ФСт- стр-я текущего маневрирования ф. рес-ми на квартал или месяц.
*Ст-я достижения частных целей- умелое исполнение фин. операций, напр-х на обеспечение реализ-и глав. страт-ой цели.
Гл. страт-я цель ф-ов – обеспечение г-ва необх. и дост. ф. рес-ми.
ФСтразраб-ся с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и др. форсмажерных обстаятельств.
ФТ подчинена стратегиям и в то же время корректир-т отдел. напр-я и способы использ-я и накопления ФР в рамках коротких отрезков времени.
25. Понятие ФМ, хар-ка его сост-х звеньев и эл-тов.
ФМ явл. важнейшей подсис-мой хоз. М гос-ва. ФМ – сов-ть методов и форм, инстр-тов и рычагов возд-вия на эк. и соц. разв-е об-ва в процессе осущ-я распред-х и перер-х отн-ний. Состав. части ФМ: 1)ФМ коммерч. п/п и хоз. орг-ций; 2) ФМ неком. орг-ций; 3)страх. М; 4)М функц-я гос. Ф.
В соотв. С тер-ным делением РБ: ФМ респ-ких и местных орг-в власти. Каждая из сфер с т. зр. возд-вия на обществ-ное воспр-во, сод-т опред. функц-ные. звенья (финанс-е, стимулир-е и др), имеющие коллич. и качеств. опред-ть. Кол. опр-ть проявл-ся в сумме рес-сов, выделяемых на опр. цели, что явл. первоосновой функц-ния ФМ. Важно и то, к. обр. осущ-ся формиров-е предост-х рес-сов, в каких формах и по каким каналам происходило их дв-ние, на каких усл-х они выделялись и использ-сь – качеств. опред-ть.
Функц-ние ФМ на основе дв-ния ФР хар-ют 2 метода фин. возд-вия на разв-е об-ва: фин обесп-ние и регулир-е. Фин обесп-е реализ-ся поср-вам устан-ной сис-мы, кот. может осущ-ся в неск-х форммах: самоф-ния, кредит-ния и безвозвр-го фин-ния. Фин рег-ние связано с реглам-нием расп-ных отн-ний в об-ве в целом. В отр-х нар. Хоз-ва, на п/п разл. форм собств-ти. Регул-ние осн-ся на налоговом (сумма дохода распр-ся по нормативам, устанавл-мым законом.) и сальдовом (распр-е дохода по эл-там с выдел-ем итогового(сальд-го) остатка) методах.
27. Состав фин.мех.(ФМ)
ФМ-совок-ть методов м форм,инструм-ов и рычагов возд-я на эк-кое и соц-е развит-е об-ва в процессе осущ-яраспред-х и перераспред-х фин.отнош-й.выд-ют составные части ФМ ввиде:1.ФМ комм-х п/п и хоз.орган-й; 2.некком-х орган-й и учрежд-й; 3.страх-го мех-ма; 4.мех-ма функцион-х гос.фин. В соотв-и с террит-м делением РБ выд-ют республик-е и местные орг.власти. Каждая из рассмат-х сфер с т.зр.возд-я на обществ-е воспроизв-во содержит опред-е звенья,им-е колич-ю и кач-ю определенность. Колич-я опред-ть опред-ся в сумме ресурсов,выдел-х на те или иные цели,что явл-ся первоосновой функцион-я ФМ.Важно и то,каким образом осущ-ся формир-е предост-х рес-ов,в каких органах и по каким каналам происх-т их движ-е,на каких условиях они выд-ся и исп-ся.Это хар-ет кач-ная опред-ть. В функцион-и ФМ на основе движ-я фин.рес-ов хар-ет 2 метода фин.возд-я на разв-е об-ва:фин.обеспеч-е и фин.регул-е.Фин.обеспеч-е реализ-ся посредством установл-й сис –мы,которая может осущ-ся в таких формах как самофин-е,кредитов-е и безвозмездное финансир-е.Фин.регул.связано с регламентом распределит-х отнош-й в общ-ве вцелом,в отрасли нар.хоз-ва,на п/п различных форм собствен-ти.
26.М-ды функц-я фин мех-ма.
Функцион-ние фин-го мех-зма на основе движен. фин-ых рес-ов харак-ют два метода(подс-темы) фин-го возд-вия на развитие общ-ва: фин-ое обеспечение и фин-ое регул-ние. Устан-ие их приоритетности опред-тся направлен-ми фин-вой пол-ки гос-ва. При этом чем выше уровень развит. общ-ва и его нар-го хоз-ва, тем значит-ее роль фин-го регул-ия.
Фин-ое обеспеч-ие реализуется поср-вом устано-ой системы, кот. может осущ-ся в неск-их формах:самофин-ния,кредит-ия и безвозвратного фин-ния. Различные формы фин-го обеспеч-ия примен-ся одновр-нно, путем устан-ния оптим-го для данного этапа развития общ-ва соотнош-ия м\у ними.Колич-енные пар-ры и разнооб-ные способы их опред-ия явл-ся наиб-ее акти-ой частью фин-го мех-зма. Их неоднокр-но подвергают коррект-ке, учитывая изм-ния в услов-х произв-ва и задач.
Фин-вое регул-ниекак метод фин-го возд-вия связано с регламент-ем распред-ных отнош-ий в общ-ве в целом, в отраслях нар. хоз-ва, на п\п различных форм собст-сти. Поск-ку фин-сы выр-ют распред-ные отнош-ия, то и содерж-ие фин-ых методов регул-ния различных сторон развит. общ-ва закл-тся в том, что они по сути явл-тся конкр-ми формами, способами распред-ия, основыв-ся на сальдовом и налог. методах.
Сальдовый метод предп-ет осущ-ие распред-ия дох-ов по эл-там с выдел-ем итогового (сальдового) остатка. Промеж-ные эл-ты при этом методе опред-тся на основе спец-ых расчетов.
При налоговом методе сумма дохода распред-ся по нормативам (ставкам, срокам), устан-ым законом для отдельных эл-ов. Каждому из них в системе распределит-ых отнош-ий придается опред-ое целевое назнач-ие в виде закрепл-ых за ними функций (налог на прибыль, НДС, акцизы, амортиз-ые отч-ия и т. п.).
Фин-ое обеспеч-ие и фин-вое регул-ие взаимосв-ны и взаимозав-мы. Однако их функц-ние осущ-тся относит-но самост-но, что требует соглас-ния и увязки всех состав-щих фин-го мех-изма.
Функцион-ние фин-го мех-зма обеспечи-вается через опред. организац-ые стр-ры. К ним относятся: правовое регламент-ие, план-ние (прогноз-ие) и управление.
Прав. реглам-ие, заключающееся в разраб-ке и принятии законодательных актов по организации фин-ой деят-ти, осущ-ют органы госуд-ой власти.
Управление фин-ми осущ-тся спец. аппаратом с пом. особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.
32 Хар-ка и основн. принципы Цфр.
Цфр- это планы составл. на уровне гос-ва и обосновываюющ. движен. общегосударствен. рес-сов.
По форме они всегда явл. сводными планами, однако этот признак не единственный. Сводный хар-р имеют также финанс планы министерств, ведомств, но поскольку они прогнозируют движен. финанс. рес-сов лишь в пределах конкретной отрасли, ведомства, то относятся к Дц ф р. Ц ф планы отличаются прежде всего своим содержанием, объектом и сферой движения рес-сов, методами планирования и назначением. Ц ф планы содержат следующ. существенные признаки:
- объект — общегосуд. рес-сы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
- охват — сфера финансов. деят-сти гос-тва, соответственно и его финанс. взаимоотношен. с участниками воспроизводственного процесса и образующиеся при этом глобальные стоимостные пропорции;
-основная цель — обоснование финанс. пол-ки гос-ва на конкретный период, базирующейся на определении его финанс. возможностей удовлетворения общегосуд. потребностей.
Основн. централизован. финанс планом явл. государственный бюджет. На уровне местных органов власти составл. местные бюджеты. Бюджет состоит из двух частей : доходный и расходный. В доходной части определ. основн. источники поступлен. денежн. ср-в (налоги и неналогов. платежи). В расходной части определ. использ. общегосуд. рес-сов.
Бюджет играет важную роль в обеспечен. намечаемых общегосуд. экономич. и соц. программ, а значит, и в реализации ф-ций гос-ва, его внутренней и внешней пол-ки.
Бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономич. и соц. развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределен. бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.
29. Общая хар-ка упр-я фин.(УФ)
УФ-действ-я гос.,напр-е на выраб-ку,реал-ю и соверш-е ФП.По своему сод-ю процесс УФ-созд-е,примен-е,проверка соблюд-я,изуч-е анализ и соверш-е форм фин.отнош-й,предназн-х д/реализ-и целей и задач,намеч-х ФП.Объектом упр-я финансы явл-ся тогда,когда осущ.такие стадии упр-я как созд-е,проверка соблюд-я,изуч-е,анализ и совершенствов-е форм фин.отнош-й.Субъектом упр-я финансы явл-ся когда происх-т стадия практич-го примен-я выработ-х форм фин.отнош. Стадии УФ образ-ют звенья упр-я.К ним относ-ся:1)выраб-ка либо созд-е форм фин.отнош.,их совершенствование(фин.право); 2)практич-е прим-е форм фин.отнош.(фин.планир-е и прогноз-е); 3)проверка соблюд-я,изуч-я,анализа действ-х форм фин.отнош.,с целью подгот-ки предлож-й д/их дальнейшего соверш-я(фин.контроль). Созд-е форм фин.отнош-й возможно на основе созд-я опред-го фин.мех-ма.ФМ-совок-ть соглас-х м/у собой ,выработ-х на основе ФП,форм осущ-я фин.отнош.,предназн-х д/реш-я соц-эк.задач общ-ва на данном этапе его развития. Рез-татом УФ в области создания форм фин.отнош.явл-ся выраб-ка фин.рычагов.Но д/того чтобы формы фин.отнош.выполняли роль фин.рычагов необходимо разработать порядок орг-ции данных форм и методы орг-ции форм фин.отнош-й.Различ-т 2 метода:1)наделение форм фин.отнош.стимулами,2)наделение форм фин.отнош.нормативами. Практич-е примен-е форм фин.отнош.-этот процесс сост-т в том,что выраб-е формы фин.отнош.или фин.рычаги,надел-е стимулами и нормой исп-ся д/фин.деят-ти,состоящей из сост-х и исполн-х фин.планов и прогнозов. В процессе фин.планир-я и прогноз-я реш-ся задачи:1)опред-ся источник и объем ден.доходов,2)распред-е ден.дох-ов и их исп-е,3)изуч-е и реализ-я возможн-й,4)увелич-е дох-ов5)сниж-е расх-ов. Этапы:1)анализ поизв-х и фин.показателей за прошлый период,2)оценка испол-я текущ-х фин.планов и прогнозов,3)пр-во расчетов по всем видам ден.доходщов и расх-ов на предстоящ-й период,4)объед-е отд-х расчетов в единый документ. Методы:1)планир-е от достиг-го ур-ня,2)норматив-й. Фин.контроль осущ-ют специально уполном-е органы,глав.задачей кот-х явл-ся проверка соблюд-я установл-х форм и методов фин.отнош-й и подгот-ка обоснований д/их соверш-я. Задачи:-изуч-е эффектив-ти установл-х д/данного вида деят-ти форм и методов фин.отнош-й. Методы:1)сбор данных о рез-тах хоз.деят-ти объекта,2)анализ установл-х форм и методов фин.отнош-й с позиции реального их влияния на рез-ты хозяйствования.
Организац. управлен. ф. Ведомственные ф-ции службы управлен. на различных уровнях и их ф-ции.
Управлен. ф. осущ спец. органы. Их можно подразделить на три основные группы:
а) органы общего управлен. ф.;
б) органы оперативного управлен. ф.;
в) органы отраслевого управлен. ф.
К органам общего управлен. ф. относятся Нац. собрание и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. законодательство; осущ. общий контроль за соблюдением финанс. законодательства.
Органами оперативного управлен. ф. явл.: Мин-во ф., Мин-во по налогам и сборам, Нац. банк. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку; разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают после их утверждения инструкции; контролируют соблюдение финанс. отношений.
Мин-во ф. явл. центральным органом управлен. ф. РБ.Его основными задачами явл.:
Обеспечен. эффективн. использ. ф. в целях получен. эффективн. произ-ва, роста НД, создания и развития прогрессивных рыночн. форм и стр-р.
Эффективн. проведение в жизнь бюджетной и налоговой пол-ки;
Контроль за соблюдением госуд. и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;
Разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в мин-вах и других центральных органах управлен.;
Финанс. обеспечен. подведомственных учреждений и организаций;
Участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;
Контроль за соблюден. финанс. интересов гос-ва в процессе интеграции РБ и в мировое хоз-во.
Ф-ции Мин-ва ф. :
Методическое руководство бюджетно-финанс. сферы в республике, изучение эк-ки и ф. отраслей народного хоз-ва, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличен. доходов бюджета; организация работы по составлен. и исполнен. республиканск. бюджета
Мин-во ф. проводит свою деят-ть через финанс. управлен. областных, городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомствен. п/п , организаций, учреждений.
Права Мин-ва ф. :
Требовать и получать от всех центральн. органов инф-цию об осущ. финанс. операции по формирован. и использ. гос. финанс ср-в.
Требовать и получать мат-лы для бюджетн. планир., а также ответы об исполнен. бюджета на различн. уровнях.
Огранич. и предоставл. финансиров. расходов, за счет гос. ср-в в случае их несоблюден. получателями нормат. актов.
Давать обязат. для выполнен. учрежден. всех банков республики, указан. о замариван. банковских счетов, распоряд. кредитов по республиканск. бюджету.
Принимать экономич. санкции, предостанавл. действие выдан. лицензий.
Ставить вопрос о привлечен. к отвествен. должностных лиц при нарушен. законодат. гос.
и валютн. дисциплинс передачей мат-ла в комитет гос. контроля или правоохранит.
органам.
Стр-ра Мин-ва ф. :
В составе Мин-ва имеются: бюджетн. управлен., управлен. ф. по отраслям, главн. контрольн.- ревизион. управлен., управлен. гос., страх., надзор и управлен. на аудиторск. деят-ти.
Мин-во по налогам и сборам , а также ее структурн. подразделен. не входят в состав местных финанс органов. Налогов. инспекции обязаны действовать в строгом соотв. с законодат., осущ. контроль за соблюден. налогов. законодат. по вопросам правильн. исчислен. полноты и своевременности взносов налогов в бюджет и целевые бюджетн. фонды Вести в установлен. порядке учет налогоплательщ., проводить проверки налогоплаты, ежемесячно предоставл. финанс. органам сведения о фактич суммах налогов и других платежейв бюджет. Информировать Мин-во ф. обо всех случаях уплаты п/п налогов, осущ. возврат излишн. уплачен. налогов суммы и неправильно изъятых с налогоплательщ. штрафов.
К органам отраслев. управлен. относится финанс. управлен., финанс. отделы Мин-в, ведомств, п/п, организаций, учреждений
31 Финанс. планирование, его сод-ние, принципы и задачи.
Финанс. планир.- процесс обоснован. на определен. период движения финанс. рес-в и соответствующ. финанс. отношен.
Главным назначением финанс. планиров. и прогнозров. становится предвидение, поступлен. доходов, определен. расходов, расчет результативности каждой хозяйствен. и финанс. ситуации, обоснован. наиболее выгодного, напр., финанс. рес-в, установлен. на некоторое время равновесия в поступлен. денежн. ср-в и их использ. для обеспечен. платежеспособности и устойчивого финанс. положения
Объектом финанс. планиров. выступают финанс. деят-ть гос-ва или хозяйствующ. деят-ть субъекта , заключающ. в мобилизации денежн. поступлений и использ. их на текущий нужды, расширен., обновлен. произ-ва, соц. нужды.
Главная цель составлен. финанс. планов заключ. в согласовании намечаемых расходов по производствен. и соц. развитию с финанс. возможностями. В процессе составлен. финанс. планов:
Определ. предполагаем. сумма поступлен. денежн. ср-в.
Обосновыв. необход. затрат.
Рассчитыв. эффективн. каждой операции.
Обосновыв. финанс. стратегия.
Изучается возможность и целесообразность использ ценных бумаг, выявл. внутрен. рес-сы.
Признаки финанс. планиров. :
Объектом финанс планиров. всегда выступает финанс деят-ть субъектов хозяйствован. на любом уровне управлен.
Сфера его развития охватывает в основном перераспред. процессы, осущ. посредством ф. рпи образовании , распределении и использ. фондов денежн. ср-в.
Финанс. планир. обращено к стоимостн. стороне воспр-ва и его основню целью явл. обоснован. финанс. возможность, обеспечен. намечаем. проектов и их эффективн.
Финанс показат., задания, планы всегда рассчитыв. в стоимостн. форме, носят синтетич. хар-р, базируются на производ. показат.
Методология финанс. планиров. базируется на следующ. принципах :
- Объективн. необход. использ. финанс. планиров. как первоначальн. стадия управлен. ф. на всех уровнях хозяйствован.
-Эффективн. отражающ. качествен. сторону данного процесса и ориентирующ. его на получен. положит. финанс. рез-тов., а также на достижен. должного экономич. или соц. эффекта.
- Комплексности и единства цели- согласование производствен. и финанс. заданий, движеню материальных и финанс. рес-сов, планов на разных уровнях управлен.
- Научности- обеспечивает реальность, эффективн. намечаем. заданий.
Предполаг. выбор лучших решений с учетом долглсрочн. выгоды.
35.Методы фин-го пл-я(ФП).
Методы пл-я-это приемы расчета пок-лей. Сущ-ют следующие методы пл-я фин-х пок-лей: -нормативный; -расчетно-аналитический; -балансовый; -оптимизация плановых решений; -эк.-матем-е моделирование.
Содержание нормативного метода на основе заранее установленных норм и технико-эк. нормативов расчит-ся потребность хоз. субъекта в фин-х ресурсах и их источниках.
Норма - установленная мера, ср. величина.
Норматив - технический, эк-кий и т. д. пок-ль норм, в соответствии с кот-ми выполняется какая-то программа. 2-е группы нормативного метода:
-внешние нормы и нормативы;
-внутренние нормы и нормативы.
Внешние нормы и нормативы - нормы и нормативы, установленные законодательными актами РБ или местными органами власти: ставки налогов, норм амортизационных отчислений, тарифные ставки.
Внутренние нормы и нормативы - нормы и нормативы, разработанные самим хоз. субъектом используемые им для внутреннего регулирования произв., инвест. и финансовой деят-ти: нормы запасов, сырья, товаров, гот. пр-ции, тары, остатков ден-х ср-в в кассе, переводы в пути, нормы в кредиторской задолженности, нормативы в ремонтный фонд.
Расчетно-аналитический метод рассч. аналитическим методом. Содержание - за базовый индекс принимается изменение этого индекса в плановом периоде, затем рассчитывается плановая величина этого пок-ля.
Балансовый метод. Сущность -путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии фин-х ресурсов и фактической потребности в них.
Он + П = Р + Ок
Он – остатки ден. ср-в на начало планируемого периода
П – прибыль
Р – общая сумма расходов
Ок – остатки ден. ср-в на конец планируемого периода
Метод оптимизации плановых решений. Содержание - разрабатываются несколько вариантов планового пок-ля, из кот-х выбирается наиболее оптимальный вариант.
Сущ-ет 2-а направления выбора хоз. вариантов:
1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования.
2) если дан результат, то пытаются свести к min-му использованию ресурсов.
Метод эк.-матем. моделирования. Сущность - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у фин-ми пок-лями и ф-рами, власти на величину этого пок-ля.
Функциональная связь означает, что измерение зависимости одного пок-ля от др. сводится к определению значения ф-ии, т.е. составляется ур-е функции зависимости:Y=f(x).
33. Виды Дц фин-х планов(ФП).
Дц ФП - фин-е планы, обосновавшие индивидуальный кругооборот ср-в отдельно взятого хоз. субъекта. Кол-во Дц фин-х планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию чем централизованные.Это фин-е планы многочисленных, разных по своей деят-ти, типу орг-ции, методам упр-я и финансирования предприятий, орг-ций, учреждений, ведомств. Общность Дц фин-х планов закл-ся в их способности обосновать индивидуальный кругооборот ден-х ср-в конкретного субъекта хозяйствования. В основу группировки Дц фин-х планов могут быть положены разные признаки, оказывающие воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления, а также формирование финансовых взаимоотношений с государством и всеми участниками воспроизводственного пр-сса. К ним отнеосится форма собственности. Различаются фин-е планы гос-ных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранных предприятий, частных фирм, общественных орг-ций.
Финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете, в нашей республике раньше составляли финансовые планы в виде балансов «доходов и расходов». В их доходной части определялись: «прибыль», «амортизации» и некоторые другие поступления, в расходной — «затраты, производимые за счет этих поступлений».
Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и балансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов. Некоторые предприятия дополнительно разрабатывают прогнозный баланс активов и пассивов и график (расчет достижения безубыточности). Стратегия финансирования обосновывается при прогнозировании вложений в расширение или перевооружение производства (источники, методы финансирования инвестиций и их окупаемость).
Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на перспективные, текущие и оперативные. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие финансовые планы — это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени.
36. Сущность фин-го контроля(ФК). Фин-вый контроль на макроур-не.
ФК - это целенаправленная деят-ть уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хоз-я установленных форм и методов реализации фин-х отношений, анализу эффективности и разработки предложений по их совершению.
Цель ФК - содействие формированию пнаучено обоснованной фин. пол-ке и эффективного фин. мех-ма. 2-а аспекта:
1)ФК - строго регламентированная деят-ть, специально созданных контролирующих органов, за соблюдением фин-х законодательств и фин-вой дисциплины всех эк-х субъектов.
2)ФК -это неотъемлимый эл-т упр-я фин-ми и ден-ми потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности фин-х операций.
ФК на макроур-не - это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабе всего гос-ва.
Гос. ФК - это комплексная и целенаправленная сис-ма эк-ко-правовых действий конкретных органов власти и упр-я, базирующих на положениях осн-х законов гос-ва.
Гос. ФК -призван останавливать стоимостные пропорции распределения ВВП.
Задачи гос.ФК:
1)обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованный фонд ден-х ср-в.
2)контроль за соотв-вием действующих форм и методов реализации финансовое отн-я объективно необходимо.
3)Выявление и устранение диспропорций в распределении финансовые ресурсы по отраслям и регионам с целью эффективного их использования, оптимального, дифференциации по степени значимости удовлетворения фин. ресурсы по отрасли и регионам.
Объект контроля - гос. фин-сы.
Предмет – сводные фин-е планы, сметы, отчеты об их исполнении в тер. и отраслевом разрезах.
Субъект - законадательные органы власти и гос-е органы упр-я.
Контроль в сфере гос. фин-сов – налоговый, бюджетный, страховой и банковский надзор.