В результате изучения дисциплины студенты должны. Министерство образования Республики Беларусь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Электронный вариант
Составители:
Грузицкий Ю.Л.
Кузнецова Н. А.
Марусева К.А.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный экономический университет
“УТВЕРЖДАЮ”
Декан факультета финансов и банковского дела
_____________________ Н.А.Лесневская
“____” _______ 2014___ г.
Регистрационный N ТД __________/ тип.
Государственный бюджет
Учебная программа по специальности
1-25 01 04 “Финансы и кредит”
Факультет финансов и банковского дела
Кафедра финансов
Курс: 5-6
Семестр: 9-11
Лекции: 12 часов Зачет: 10 семестр
Практические: 10 часов Экзамен, тест: 11 семестр
Всего аудиторных часов
по дисциплине: 22 часа
Всего часов
по дисциплине: 52
Форма получения
высшего образования заочная
полная
Минск 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии специфической сферы распределительных отношений – бюджетной.
Важность этой дисциплины в подготовке специалистов объясняется особой ролью бюджета. В современном обществе бюджет становится главным инструментом в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения и распределяет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию планов социально-экономического развития страны.
Многогранность бюджетного процесса предполагает комплексный подход к формированию знаний студентов в сфере государственных финансов, включающий изучение бюджетной системы, доходов бюджета и их планирования, механизма финансирования государственных расходов, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, принципов управления бюджетным дефицитом, межбюджетных отношений, организации бюджетного процесса.
Дисциплина “Государственный бюджет” является неотъемлемой частью современных экономических знаний и связана с рядом других дисциплин учебного плана: Теория финансов, Бюджетный учет и отчетность, Налоги и налогообложение, Финансовые и кредитные системы зарубежных стран и др.
При изучении доходов государственного бюджета необходимо учесть, что порядок исчисления налогов и расчетов с бюджетом по налогам изучается в курсе “Налоги и налогообложение”.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса:сформировать целостное представление о бюджетной системе государства, принципах ее построения, экономических, правовых и организационных основах функционирования.
Задачи изучения дисциплины:
- сформировать знания в области теории бюджета и практики организации бюджетного процесса, обучить методам планирования доходов и формам их мобилизации в бюджет, изучить механизм финансирования государственных расходов за счет средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- обозначить особую роль и значение региональных бюджетов как финансовой базы органов местного управления и самоуправления; изучить принципы построения межбюджетных отношений в Республике Беларусь, механизм выравнивания бюджетной обеспеченности и уровня социально-экономического развития территорий, опыт решения этих задач в зарубежных странах;
- раскрыть механизм функционирования государственных внебюджетных фондов, порядок их формирования и использования;
- изучить особенности функционирования бюджета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также опыт организации бюджетов других международных интеграционных формирований.
При изучении дисциплины «Государственный бюджет» студенты должны усвоить, что основное назначение бюджета состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение планов социально-экономического развития страны, общегосударственных и межгосударственных программ и мероприятий.
В результате изучения дисциплины студенты должны
ЗНАТЬ:
- основы построения государственного бюджета, бюджетной системы, организацию функционирования государственных внебюджетных фондов Республики Беларусь;
- принципы и методы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, механизм организации межбюджетных отношений;
- методы планирования и мобилизации доходов бюджета и внебюджетных фондов, порядок определения объемов расходов и принципы их финансирования;
- организацию бюджетного процесса на уровне республиканского и местных бюджетов;
УМЕТЬ:
- проводить анализ состава и структуры доходов и расходов бюджета; определять количественные и качественные изменения параметров бюджета, тенденции его развития, приоритеты бюджетной политики;
- распределять государственные доходы и расходы между уровнями бюджетной системы; рассчитывать объем финансовой помощи региональным бюджетам;
- анализировать показатели по объемам и направлениям использования государственных внебюджетных фондов, определять тенденции их развития.
В качестве методов обучения рекомендуется проведение семинарских и практических занятий с организацией деловых игр, решением бюджетных ситуаций, задач и тестов, выполнение контрольных заданий, самостоятельная работа и контроль за ее выполнением.
Всего часов по дисциплине 52, из них всего часов аудиторных 22, в том числе 12 часов – лекции, 10 часов – практические занятия.
Формы контроля знаний – зачет, экзамен, тест.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ”