Упаковка и маркировка товара
Процесс грузопереработки на складе. Управление складом.
Технологические операции с товаром на складе.
Складская переработка товаров включает в себя перечень последовательно выполняемых технологических операций:
- внешний осмотр транспортных средств (контейнеров), в которых прибыл товар, и контроль их исправности, проверка целостности пломб и других средств обеспечения сохранности товара;
- выгрузка прибывшего на склад товара из транспортных средств;
- приемка товара на склад;
- размещение и хранение грузов;
- отбор товара в соответствие с поступившими заказами и комплектация заказов;
- отгрузка товара заказчикам;
- сбор и доставка возвратной тары (контейнеров, палетт и т.д.).
Для того, чтобы все эти операции выполнялись наиболее рациональным образом, рекомендуется разрабатывать применительно к конкретным условиям склада технологические карты, которые детальным образом описывают либо весь процесс складской переработки товара, либо его отдельные этапы. Технологические карты обычно включают в себя:
- перечень выполняемых операций (содержание работы);
- требуемые трудозатраты (время выполнения);
- квалификационно-профессиональный состав и количество исполнителей;
- применяемые средства механизации.
По усмотрению составителя технологической карты и руководства склада в них могут указываться составляемые при выполнении отдельных операций документы, а также инструктивные материалы, которыми следует руководствоваться исполнителям.
Дополняет технологические карты технологический график, который регламентирует по времени работу погрузочно-разгрузочных механизмов, прибытие транспортных средств на склад, выполнение складских операций.
Прием товара.
Персонал склада должен быть готов к приему товара от поставщика. Для этого необходимо знать, когда, в каком ассортименте и в каком количестве товар прибудет на склад. Заранее необходимо определить порядок хранения товара, прибытие которого предполагается на склад. Для этого надо знать особенности товара, в том числе и то, рядом с какими уже имеющимися товарами он может храниться. Планируются места для хранения, при их нехватке освобождаются дополнительные.
При прибытии транспортного средства (автомобиля, железнодорожного вагона) производится его приемка (рис. 1).
После приемки транспортного средства производится выгрузка прибывшего товара и его первичная приемка (рис.2 и рис.3).
При этом отсутствие транспортно-сопроводительных документов, нарушение пломбы, недостатки тары и упаковки не являются основанием для прекращения или отказа в приемке товара.
Приемка товара по количеству и качеству, если это указано в договоре с поставщиком, производиться согласно «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. (Инструкция П-6) и «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. (Инструкция П-7). В эти инструкции вносились в последующем изменения. В большинстве случаев при приемке товара стараются пользоваться этими инструкциями и в настоящее время.
Рис. 1. Операции приема транспортных средств, прибывших с грузом на склад
В момент получения от поставщика товара в неопломбированных транспортных средствах и в момент вскрытия опломбированных транспортных средств принимается в следующих случаях:
- прибытие без тары (упаковки);
- прибытие в открытой или поврежденной таре (упаковке).
Если товар поступил в исправной таре или упаковке, то он принимается только по весу и количеству мест. Дальнейшая его приемка по количеству в каждом грузовом месте производиться при вскрытии тары (упаковки) и не позднее 10 дней с момента получении продукции. При обнаружении недостатков в товаре и появлении претензий к поставщику товар должен храниться в отдельной зоне склада, без смешивания с ранее поступившим на склад таким же товаром, до тех пор, пока не будет принято решение по претензии.
Рис. 2. Операции выгрузки товара из транспортных средств
Хранение и отбор товара.
Для хранения товар на складе укладывают в штабели или размещают на стеллажах: потолочных или набивных. Набивные стеллажи не имеют между собой проездов (проходов), заезд складской техники производиться непосредственно внутрь стеллажа, поэтому их также называют проездными или проходными. Удобными являются гравитационные стеллажи, в которых товар подается к месту выемки автоматически, под действием силы тяжести.
Стеллажи заметно удорожают хранение товара, особенно дороги гравитационные стеллажи. Поэтому обычно делается технико-экономическое обоснование приобретения и установки стеллажей. Необходимость стеллажей тем больше, чем выше высота склада и шире ассортимент хранящегося товара.
На складе в обязательном порядке предусматривает зазоры между элементами конструкций зданий и размещенным на хранение товара. Эти зазоры обеспечивают циркуляцию воздуха и доступ к товару. Размеры их должны соответствовать санитарным и противопожарным требованиям.
На складе может быть выбрана одна из множества существующих схем хранения товара, либо одновременно могут применять несколько способов хранения в соответствии с его индивидуальными особенностями:
- сортовой;
- партионный;
- партионно-сортовой;
- по наименованиям;
- по принципу однородности;
- в зависимости от размера и веса;
- по специфическим свойствам товаров, например, по степени опасности.
По сортам товара понимается его градация по одному или нескольким показателям качества. При сортовом способе хранения товары разной сортности размещают отдельно друг от друга.
При партионном способе каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, храниться отдельно.
При партионно-сортовом способе хранения каждая партия товаров, поступивших на склад, храниться обособленно, а внутри партии товары размещаются отдельно по сортам.
Рис. 3. Операции первичной приемки товара
Температура, влажность, освещение образуют режим хранения, который устанавливается нормативно-техническими документами, в частности, государственными стандартами.
При размещении товара на хранение рекомендуется использовать так называемое правило Парето, согласно которому примерно 20% наименований товара составляют 80% грузооборота. Исходя из этого, формируется так называемая «горячая зона» вблизи проездов (проходов), в которой и размещается наиболее часто используемый товар (класса А). Тем самым минимизируются затраты времени на перемещения персонала склада и подъемно-транспортной техники при отпуске товара, снижается трудоемкость складских работ и уменьшаются общие затраты на складскую переработку товара. Сокращение затрат времени на перемещение отборщика между местами хранения товара очень важно, поскольку именно они составляют большой удельный вес в трудозатратах персонала склада.
Менее часто отпускаемый товар составляет группу В, для размещения выделяется «теплая зона». Товар группы С – это товар эпизодического спроса. Его называют «спящим» или даже «мертвым» (если он не был востребован в течении года), а размещается товар группы С в «холодной зоне» склада. Особую зону целесообразно выделить и для хранения резервного запаса (если он формируется).
Затраты времени на отбор товара значительно сокращаются при использовании адресной системы хранения, когда каждой группе товара присваивается код, состоящий из буквенных и цифровых (или только цифровых) обозначений порядкового номера стеллажа, порядкового номера вертикальной секции стеллажа, порядкового номера полки. Адреса хранения товара указываются на конструктивных элементах стеллажей, на полу, на потолке или на потолочных указателях. Для повышения информативности их можно указать на различных планах: схемах размещения товара, схемах расстановки стеллажей.
Адреса хранения можно кодировать не только с помощью символов (букв и цифр). Наглядна и удобна, а значит и более эффективна с точки зрения экономии времени и предупреждения ошибок при комплектации, кодировка мест хранения товара с помощью использования различных цветов для окраски стеллажей, стен, участков пола и даже отдельных секций и кассет с товаром. Например, если на стеллаже хранятся рядом в кассетах сверла близких размеров или даже одного размера, ни имеющие разные технические характеристики, то емкость с наиболее часто отпускаемыми сверлами целесообразно покрасить в более яркий и заметный цвет. Тогда отборщик будет реже ошибаться.
Смысл в адресной системе хранения только тогда, когда адреса групп будут введены в базу данных и будут выдаваться при распечатке спецификаций товара, карточек учета, отборочных листов, расходных накладных и других документов. Тогда комплектовщик (отборщик) сможет быстро найти товар по указанному адресу, даже не будучи знаком с его внешним видом. Не рекомендуется адреса хранения размещать на упаковках с товаром, так как при изъятии товара будет утеряна и информация о закрепленном за ним адресе.
При комплектации товар отбирается с мест хранения для комплектации заказа клиента. Если в один адрес отправляется несколько заказов, то комплектуется партии отгрузки (отправки). В процессе комплектации из упаковок с товаром одного наименования отбирается необходимое количество единиц. Затем из единиц товара разных наименований формируется заказ клиента.
При децентрализованной комплектации отборщики самостоятельно формируют заказы каждому клиенту из того товара, который они сами отобрали с мест хранения.
При централизованной комплектации заказы каждому клиенту формируют специально выделенные комплектовщики из того товара, который отобрали с мест хранения и доставили в зону комплектации.
Упаковка и маркировка товара
Упаковка товара выполняет разнообразные функции. С ее помощью товар укрупняется в грузовые единицы, что делает возможным выполнение таких операций, как маркировка, погрузка и выгрузка, размещение на хранение, транспортировка. Упакованный товар можно размещать на паллетах. Благодаря упаковки товар может предохраняться от хищений.
Различают несколько видов упаковок: потребительскую, в которой товар поступает к конечному потребителю; транспортную, которая защищает товар при перевозки и погрузочно-разгрузочных работах. При транспортировке товара используют бочки, барабаны, мешки, короба, фляги, стеклянные баллоны, кипы, рулоны и пакеты.
В производственной таре изделия перемещаются и хранятся в процессе производства.
Тара может быть индивидуальной, в которой размещается единица продукции, и групповой, в которой размещается несколько единиц.
Классификация тары и упаковки проводится с использованием различных признаков:
- по кратности использования;
- по степени жесткости конструкции;
- по материалу изготовления;
- по конструктивным особенностям;
- по прочностным показателям;
- по степени изоляции от окружающей среды;
- по принадлежности.
Транспортная маркировка содержит сведения о получателе, отправителе и способах обращения с упаковочной продукцией при ее транспортировании и хранении.
Потребительская маркировка информирует об изготовителе, количестве и качестве продукции. Может иметься информация и о цене товара.
Управление складом
Планирование работы склада
Складская переработка товаров включает в себя перечень последовательно выполняемых технологических операций:
Общепринятым методом планирования работы склада является составление бизнес-плана, который включает в себя следующие разделы:
- обзорный раздел (резюме);
- описание предприятия;
- описание предоставляемых клиентам услуг;
- анализ рынка данного вида услуг;
- производственный план;
- план маркетинга;
- финансовый план;
- анализ факторов риска;
- оценка эффективности.
Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план. Для его составления используются различные программные продукты, такие, например, как Project Expert и COMFAR.
Основой для финансового планирования являются маркетинговые исследования и производственный план. Необходимо знать параметры внешней экономической среды: налоговые условия, темпы инфляции, динамику ставки рефинансирования, прогноз курса валют и т.д.
В результате составления финансового плана рассчитываются объемы и график поступления требуемых капиталовложений и определяются их источники. Важной характеристикой является соотношение собственного и заемного капитала. Делается прогноз финансовых потоков проекта: расход финансовых средств за учетные периоды и планируемые доходы за то же время.
Операционную деятельность предприятия характеризует отчет о прибылях и убытках. Динамика остатков денежных средств содержится в отчете о движении денежных средств, где можно проследить формирование и отток денежной наличности.
Финансирование может производиться из разных источников: за счет кредитов и ипотечных ссуд, за счет лизинга или путем размещения долговых обязательств. Распространена эмиссия акций (обыкновенных и привилегированных).