Учет деловой репутации в субъектах малого и среднего бизнеса
ТЕМА 3. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
Понятие и состав нематериальных активов субъектов малого и среднего бизнеса
Оценка нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов
Учет деловой репутации в субъектах малого и среднего бизнеса
В последнее время для предприятия все больше значение приобретает такой вид имущества как нематериальные активы. Это обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.
Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.
Нематериальные активы - это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.
Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
- использование их в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
- отсутствие у организации намерения их перепродать;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием отнесения того или иного объекта к данной категории имущества является также его отчуждаемость. Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.
Нематериальными активами не могут быть признаны интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам.
Интеллектуальная собственность. Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности » включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях» (п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС)).
Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве нематериальных активов.
Зарождение Российского законодательства в области промышленной собственности можно отнести к XVII в, когда 22 апреля 1667 г. был принят «Новоторговый Устав» России. К этому времени относятся известное клеймо пробир-ного мастера Михайла Мокеева (1721 г.) и клеймо фабрики братьев Афанасия и Степана Поповых в Великом Устюге (1761 - 1776 гг.).
К объектам интеллектуальной собственности относятся такие права, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гудвилл), организационные расходы (Рис. )
|
|
Рис. Состав нематериальных активов субъектов малого и среднего бизнеса
Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.
Под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
База данных является объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
Товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров - это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.
Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.
Все прекрасно знают знак обслуживания «Спутник» (изображение земного шара с подписями «Спутник» на двух языках). Этот знак является комбинированным – он представляет собой сочетание словесных и изобразительных элементов.
По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30- 60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %.
Наиболее дорогие брэнды в 2000 году * Компания | Страна | Стоимость брэнда, млрд долларов (2000) | Стоимость брэнда, млрд долларов (1999) |
1.Coca Cola | США | 72.5 | 83.8 |
2. Microsoft | США | 70.2 | 56.7 |
3. IBM | США | 53.2 | 43.8 |
4. Intel | США | 39.0 | 30.0 |
5. Nokia | Финляндия | 38.5 | 20.7 |
6. General Electric | США | 38.1 | 33.6 |
7. Ford | США | 36.4 | 33.2 |
8. Disney | США | 33.6 | 32.8 |
9. McDonald's | США | 27.9 | 26.2 |
10. AT&T | США | 25.5 | 24.2 |
Наименование места происхождения товара или услуги - это всегда географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт или услуга.
Согласно правилам отечественного учета, в состав нематериальных активов включаются организационные расходы. К организационным расходам относятся гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и так далее, осуществляемые в момент создания. Расходы по переоформлению учредительных документов, изготовление новых печатей и штампов состав нематериальных активов не включаются.
Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (гудвилл) появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств.
Нематериальные активы неоднородны по своему составу,· по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков.
По признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применение которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем.
По степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами), другая – к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами).