Объективная необходимость возникновения системы налоговых органов в России
До начала рыночной перестройки хозяйства России - на конечном этапе существования СССР - налоговая система фактически отсутствовала, хотя и имелись ее отдельные элементы. Доля налогов в экономике была незначительной и не играла какой-либо самостоятельной роли.
В начале 90-х годов в структурной организации российского государства стали происходить кардинальные преобразования. Особое значение в силу проводимых экономических реформ стала приобретать такая внутренняя функция государства, как налоговый контроль, призванная посредством применения специальных средств и методов обеспечить соблюдение налогового законодательства с целью надлежащего пополнения денежными средствами бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. В связи с этим возник вопрос о структурном обеспечении налогового администрирования в целом и функции налогового контроля в частности. Речь шла о необходимости переустройства Службы государственных доходов Минфина СССР, чтобы ее организационная модель смогла надлежащим образом функционировать в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной, создавая благоприятные условия для эффективного развития последней [10, с.5].
Таким образом, необходимо было определить место налогового аппарата в структурной организации государства; найти эффективную модель системы налоговых органов, учитывающей государственно-территориальное устройство России; обеспечить эффективное взаимодействие между налоговыми органами и иными контрольно-проверочными и правоохранительными органами.
Принятие закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ряда законов по конкретным налогам, вступившим в действие с 1 января 1992 года, ознаменовало первый шаг в создании налоговой системы постсоветского периода.
Начало современной истории налоговых органов Российской Федерации положено постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 № 76 «О государственной налоговой службе». Указанный документ издан в соответствии с постановлением второго Съезда народных депутатов СССР «О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке традиционного пятилетнего плана» и в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет.
Согласно постановлению в системе Минфина СССР была создана государственная налоговая служба (ГНС) в составе подчиненных по вертикали:
- Главой государственной налоговой инспекции (ГНИ) Минфина СССР;
- ГНИ министерств финансов союзных республик;
- ГНИ по автономным республикам, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам, районам в городах.
Создание государственных налоговых инспекций предписывалось Минфину СССР и Советам Министерств союзных республик с 1 июля 1990г. [1, с. 37].
Постановление установило общую численность государственных налоговых инспекций на 1990 год 65 тыс. единиц, в том числе 40 тыс. единиц за счет дополнительного выделения численности (включая 800 единиц для ГНИ министерств финансов союзных республик). Финансирование расходов на содержание ГНИ производилось из республиканских бюджетов союзных республик.
Постановление Совета Министров СССР возложило на ГНИ контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством СССР и союзных республик. Работники ГНИ были Постановлением обязаны соблюдать законодательство о налогах и других платежах в бюджет, права граждан, а также законные интересы предприятий, организаций и учреждений. При нарушении этих требований они привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в случаях, предусмотренных законодательством, - к уголовной ответственности.
Итак, на начальном этапе становления налоговых органов в структуре Минфина РСФСР была создана Главная государственная налоговая инспекция (1991г.). Однако уже в 1991 году это ведомство Минфина РФ было преобразовано в Государственную налоговую службу России (ГНС РФ). Статус ГНС РФ был установлен Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 31.12.1991г. № 340. В данном документе определялось, что ГНС РФ входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняясь Президенту РФ и Правительству РФ. В соответствии с анализируемым постановлением единая независимая централизованная система органов ГНС РФ состояла из следующих организационных звеньев:
а) центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления (ГНС РФ);
б) государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации;
в) государственных налоговых инспекций по краям, областям и автономным образованиям;
г) государственных налоговых инспекций по районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах [13, с.9].
Все вышеуказанные государственные учреждения с точки зрения гражданского законодательства были признаны юридическими лицами.
Основной функцией налоговых органов был определен налоговый контроль, поэтому в составе ГНС РФ создали управление методологии и контрольной работы. Кроме того, возглавил ГНС РФ руководитель в ранге министра, назначаемый Президентом РФ. Руководителю ГНС РФ стали подчиняться все нижестоящие инспекции.
Вышеуказанное Положение о ГНС РФ определило задачи, функции и права этого ведомства. Кроме того, в приложении № 2 к приказу Президента РФ от 31.12.1991г. № 340 были предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты работников ГНС РФ: порядок выплаты единовременных пособий и возмещения материального ущерба; обязательное государственное личное страхование [13, с.9].
Число инспекций местного уровня в России соответствовало числу административно-территориальных единиц и составляло 2 646. Существенное различие уровней экономического развития сфер деятельности инспекций привело к их резко различающейся нагрузке. Среднее число налогоплательщиков - физических лиц, приходящихся на одну инспекцию, составляло 53 тыс. человек. При этом минимальная численность - в Ненецком автономном округе - 2 тыс. человек; а максимальная - в Москве и Санкт-Петербурге - 230 тыс. человек.
Еще более разительно различалось приходящееся на одну инспекцию число налогоплательщиков - юридических лиц. При среднем числе 990 единиц минимальное их количество было зарегистрировано в Таймырском автономном округе; а максимальное - в Москве - 14 500.
Существенно различался и численный состав налоговых органов РФ: более 300 сотрудников работали в 21 инспекции, менее 10 сотрудников исполняли свои обязанности в 18 ГНИ [1, с. 37].
В целом ГНС РФ вошла в систему централизованных органов государственного управления России, с подчинением Президенту и Правительству РФ. Внутренняя структура территориальных налоговых органов не была, по началу, жестко закреплена и в значительной степени устанавливалась и изменялась их руководством, что вносило определенный элемент стихийности.
Указанное, часто достаточно вольное, изменение структур налоговых органов привело к их чрезвычайному, не всегда обоснованному многообразию. Проведенный анализ организационных структур территориальных налоговых органов показал, что к 1994 - 1995 гг. на районном уровне имелось более 15 вариантов различных организационных структур, в которых реализованы различные виды специализации (по видам налогов, по видам налоговых функций, по группам налогоплательщиков и другие) При этом большинство (более 60 %) этих структур построено на сочетании различных специализаций. Разнообразие систем организации налоговых органов, безусловно, являлось отрицательным фактором, снижающим уровень управляемости системой налоговых органов.
Таким образом, в результате объективных тенденций в 1993- 1995 гг. в системе ГНС РФ не существовало типовой структуры территориальных (местных) налоговых органов и не был обеспечен централизованный контроль за их развитием [1, с. 37].
Приказом Правительства РФ по Госналогслужбе России от 29 сентября 1995 года произведена реорганизация центрального аппарата и образовано 26 управлений. Основной проблемой, стоявшей перед налоговыми органами, являлась задолженность предприятий по платежам в бюджетную систему. Она составила 55 трлн. руб., или 15,8 % ко всему объему налоговых поступлений. В СМИ стали публиковаться списки предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. В большинстве налоговых инспекций были образованы специальные подразделения, занимавшиеся проблемой снижения задолженности [16, с. 17].
К концу 1995 года сформировалась острая потребность в глубокой модернизации ГНС, необходимость которой была обусловлена следующими объективными факторами:
1) непрерывное усложнение налоговой системы и увеличение численности сотрудников налоговых органов (на начало 1997 года численность работников налоговых органов приблизилась к 160 тыс.человек);
2) возрастание объемов нагрузки на инспекторский состав налоговых органов;
3) ограничение объемов финансирования налоговых органов [1, с. 37]. В 1996 году налоговые органы мобилизовали в бюджет страны 474,8 трлн. руб., или 21 % от общего валового внутреннего продукта, что соответствовало уровню 1995 года. Но назначения по поступлениям в федеральный бюджет исполнены лишь на 85,6 %. В связи с невыполнением заданий по поступлению налогов Указом Президента РФ от 11 октября 1996 года «О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины» образована чрезвычайная комиссия во главе с Председателем Правительства РФ. Аналогичные комиссии были созданы на местах. Они заслушивали отчеты руководителей и привлекали их к ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов, таможенных и других платежей.
Центральный аппарат Госналогслужбы России впервые стал проводить ежемесячный мониторинг динамики недоимки по 500 крупнейшим предприятиям, на которые приходилось 65 % всей суммы задолженности, а территориальные органы - по более чем 5 тысячам предприятий всех отраслей экономики [17, с. 18]. Важной задачей модернизации являлось повышение эффективности контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в ходе выездной и камеральной проверок. Было установлено, что сдерживающим фактором здесь является малый процент работников, занимающихся этой работой. Так, в рассматриваемый период в большинстве регионов РФ контрольной деятельностью занималось менее трети от штатной численности сотрудников, причем по ряду инспекций (с численностью до 20-30 человек) их доля 15-20%.
Основными целями модернизации были установлены следующие:
1) повышение эффективности работы налоговых органов РФ в соответствии с действовавшим законодательством при условии ограничения финансовых ресурсов и численности;
2) усиление контроля за соблюдением действующего налогового законодательства и дисциплиной, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов;
3) формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах и информационное обеспечение функционального развития налоговых органов России;
4) повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов [1, с. 37-