Доцент НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Александр Бутуханов

1.Обратная сторона снижения тарифов на ввозимую продукцию: перераспределение разницы в пользу цепочки, в которую входят оптовики, торговые сети и пр. В итоге потребитель может не увидеть выгоды от снижения тарифов.

Короче говоря, халявы не будет, плюс на минус дает минус. Как я и говорил – цены не снизят, маржу повысят.
2.Возможно, из-за усиления конкуренции многие отечественные игроки будут перекладывать свои издержки на плечи потребителей.

Конечно будут! А на кого они будут перекладывать свои издержки, на свой топ менеджмент? Так он разбежится сразу, а то так скоро окажется, что еще и работать надо безвылазно и по специальности?

Но это, к сожалению не минусы, это такие страшилки предупреждения. Механизмов, а это как раз минусы они не раскрывают.

Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5% в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%).

Дело не в том, что иностранные лекарства могут стать дешевле, они в любом случае будут значительно дороже. Хуже то, что наших практически нет. И врачи выписывают по большей части какие-то «хорошие» дорогие, либо так – наши подешевле. Пугает вся эта фармакологическая мафия, которая любого может залечить до смерти.

Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

К сожалению, мало не встречал какой-то информации по производству у нас чего-то такого, какого-то оборудования. Сами приборы встречаю довольно часто, но как на них ВТО ляжет, каким бременем? Товар-то специфичный, будут выживать. Это ребята такие, они выживут.

В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%

Что-то, чего мы опять не заметим. Вроде и есть у нас и отечественные телевизоры, компьютеры, пылесосы и т.п., но на полках почти 100% импорт.

В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение будет происходить в основном в течение последних 3 лет, Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться с даты присоединения России к ВТО. Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться по истечении переходных периодов что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.

А утилизационный сбор введут, в итоге импортные машины значительно подорожают. Наши есс-но тоже в стороне не останутся. Вопрос только один – я надеюсь, эту лишнюю прибыль автоваз пустит на обновление основных фондов? Нет? А куда? Неужели втихую повыведут из России, а потом хоть трава не расти? Но хорошо хоть, по крайней мере в первые годы автозаводы не пострадают. Вопрос настроены ли они бороться, за место под солнцем? Выиграют ли?

Некоторые пошлины «трудно добыть», они мало где оглашаются. Вот одна из таких.

Очень интересная арифметика для волгоградских животноводов. Пошлины на живых свиней в момент присоединения снижаются с 40 до 5%.

Однозначные выводы мне сделать трудно, насколько выгодно привезти живую свинью на убой, тем более на российский мясокомбинат…

Но вот например что пишет

Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России

Свиноводство теряет больше других отраслей от вступления ВТО. Самая чувствительная для них уступка: снижение пошлины на ввоз живого скота с 45 до 5%. Ранее свиноводы просили поднять ее до 75%, потому что в Россию поступало много живого скота по демпинговым ценам из Прибалтики, Польши, смежных стран.

Очевидно, что в сложившейся ситуации свиноводы могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Но эти деньги должны направляться адресно, только тем предприятиям, которые соответствуют современному технологическому уровню.

Едем с агропромом дальше:

Импортные пошлины на свежую, охлажденную и замороженную говядину внутри квоты снизятся до 15% с нынешних 50%. При этом на замороженную говядину импортная квота в 530 тыс. тонн остается без изменений, а квота на свежую и охлажденную говядину увеличивается с 30 до 40 тыс. тонн. За ввоз сверх квоты будут взиматься пошлины в размере 55%. Производители говядины уже запросили у государства ежегодное увеличение поддержки на 17 млрд рублей. Самое интересное, что подобных цифр по Волгоградской области, как нам кажется, пока не существует. По крайней мере, нигде и никогда они не озвучивались. Нет их и на официальных сайтах регионального правительства и минсельхоза.

На самом деле речь про высококачественную говядину, но к сожалению у нас нет пока норм определения этой высококачественности, и вроде как Канада, Аргентина т т.п. могут под это завозить обычную.

Плюсом к этому надо учитывать 5% снижение пошлины на молоко и сливочное масло.

Но самое страшное не это. Эти проценты не показывают главного – главное чтобы, говорит воля была… к победе (с). А воли нет, причем не только у сельхоз производителей, что им-то как раз можно в гораздо большей степени простить. В силу вот чего –

Вот что на днях сказал по этому поводу директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:

Не надо иметь даже половины от семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что на таком фоне ни о каких серьезных инвестициях в региональное сельское хозяйство даже говорить не стоит. Все разговоры на этот счет — блеф, либо имеют криминально-коррупционную составляющую.

Не верите? Судите сами: показательно, что с момента объявления осенью прошлого года решения о том, что Россия вступает в ВТО, в сельхозпроизводство полностью прекратились инвестиции, банки просто перестали давать кредиты. То есть рынок уже сделал вывод, что отрасли обречены. Это самый самореализующийся прогноз: теперь все финансовые структуры понимают, что эти отрасли не выживут. Они перестают их финансировать, и тогда отрасли не выживут уже точно. Например, заказы российского сельхозоборудования, по данным «Россельмаша», с декабря по май упали на 20 процентов. То есть мы еще не вступили в ВТО, а уже несем убытки, которые сопоставимы с небольшой войной.

А теперь надо вспомнить какое положение в нашей банковской сфере с инвестициями и еще учесть, что аграрий, как правило, работает именно на кредитах. Набирая кредитов под урожай… Закончится все это может действительно очень печально для сельского хозяйства и для нас в целом. И хотя эти настроения возможно снизятся, если свершится сам факт, как бы некоторое успокоение произойдет – жить-то надо. Кредиты кому-то давать, покупать какие-то комбайны, продавать зерно, покупать мясо и т.п. Это вопрос, как именно будет развиваться ситуация в стране. И вопрос во многом связанный с деятельностью других государств, точнее их компаний, а еще проще транснациональных компаний.

2. Обязательства по услугам

Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако, в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ое ограничение с даты присоединения и будет отменено через 5 лет. При этом с 2004 года 49%-ое ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний – однако, ограничения, предусмотренные обязательствами России, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эти филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.

В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

Монополия на алкоголь, это конечно здорово.

Но надо еще отметить ряд интересных докладов на http://ru.russia-wto.ru/commitments.html

Обобщая можно выделить одну интересную фразу: «Таким образом, из всех стран БРИКС Россия единственная установила один из наиболее благоприятных режимов для иностранных лиц из членов ВТО по их допуску к оказанию …. услуг» финансовых, страховых, по ремонту и обслуживанию оборудования и т.п.

3. Системные обязательства

Субсидии

Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или с использованием отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ, правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.

http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/70472/

Вопрос субсидирования аграриев - легче процитировать

Взять хотя бы сельское хозяйство. Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила уровень поддержки сельского хозяйства в 89 млрд. долл. (именно таким был среднегодовой уровень господдержки в 1989-1991 гг.). Затем в течение длительных переговоров о присоединении к ВТО наша делегация последовательно "сдавала" первоначальные позиции: сумма была понижена до 36 млрд. долл., позднее – до 16 млрд. долл. На момент вступления России в ВТО она определена в 9 млрд. долл., а к 2017 г. должна быть опущена до 4,4 млрд. долл.

В 2011 г., по официальным данным, у нас на поддержку сельского хозяйства из бюджета было выделено 125 млрд. руб. В валютном эквиваленте получается около 4 млрд. долл.

Т.е. субсидий меньше стать не должно, но и уровень поддержки разный. Конкурентные преимущества европейских производителей, да еще + климат более благоприятен…

И сказать, что все сразу рухнет тоже вроде нельзя, но и помочь могут легко.

Ценообразование на энергоносители

Российская политика в области ценообразования должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.

Т.е. газ для предприятий по общим ценам, для населения можно не повышать. Но можно и повысить J

Санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование

Обязательства России направлены на обеспечение соответствия системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, а также технического регулирования правилам ВТО. Применяемые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры Российской Федерации должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска. Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. При этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций. Будет обеспечена прозрачность процедуры, согласно которой импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных. В части технического регулирования Российская Федерация будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Техническое регулирование будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности Российской Федерации.

Как-то странно разнятся данные правительства и какие-то еще данные. То Россия может, то в другом месте Россия не может. Так может не завозить ГМО или не может. Кстати по ГМО стоит сделать отдельный обзор.

К сожалению, минусы на этом не заканчиваются, просто закончилось терпение выискивать их. По каждой из отраслей нужно бы более подробно углубляться в тему, но нет уже ни времени, ни сил.

Резюмируем минусы в том виде что нашел.

Минусы все же объективно заденут кого-то сразу, а кого-то чуть попозже. А наложившись на «вторую волну» мирового кризиса, могут задеть и всех. Правда надо признать, что эта волна и так бы всех задела и вообще может положить конец этой самой ВТО.

Основной опасностью ВТО по сравнению с текущим состоянием и в краткосрочной перспективе мне все же видится не экономические, а юридические последствия. Наличие множества исков, претензий и прочей юридической волокиты, которая неизменно плохо для нас заканчивается.

На этом пока все. Вторым этапом хочется рассмотреть альтернативу, куда ведет текущий курс мне и так более-менее понятно. А остальных прошу:

Источники, кроме тех, что перечислены в тексте.

официальный сайт Минэкономразвития России

http://www.myaso-portal.ru/stati-Itervju/vto-kakikh-izmeneniy-nam-zhdat/

http://stpr34.ru/news/apk/selo-vto-ne-boitsja.html

http://portnews.ru/comments/609/

http://www.finbg.ru/journal/2012/40/stat274.html

http://www.mr7.ru/articles/47497/

http://www.ruseconomy.ru/nomer2_200104/ec02.html

Наши рекомендации