Вопрос 22. Понятие и виды административных наказаний. Правила их наложения
Административное наказание — это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.
Нормы статьи 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в соответствии с положениями статьи 3.3 КоАП РФ, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные наказания, перечисленные нами ранее, могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное взыскание, либо основное и, дополнительное взыскания вместе.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. Устное замечание не является административным наказанием.
Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правонарушений.
В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов исчисления величины штрафа:
•во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);
• во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
• в-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие — это мера административной ответственности за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.
Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правонарушения, может быть обращено в пользу собственника (например, изъятие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику).
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в статье 3.7 КоАП, конфискованы могут быть лишь предметы, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Конфискация допускается только по судебному решению. Конфисковано может быть не вообще имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами административных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополнительной, например, к штрафу, мерой административного наказания.
Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяется конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного к оружия и боевых припасов, иных орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, предполагает лишение права управлять транспортными средствами, права охоты, права пользования на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств сроком от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.
Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством.
Однако и здесь законодатель делает исключение для определенной категории лиц; так, в соответствии со статьей 3.8 КоАП, данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления, в нарушение установленных правил, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушают правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и так далее.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 статьи3.8 КоАП).
Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток.
Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9 КоАП).
Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально предназначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изолятор временного содержания или спецприемник).
Также законодатель в статье 3.9 КоАП определяет, что административный арест не может применяться: к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам I и II групп.
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданствасостоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — контролируемом самостоятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.
Дисквалификация - это новый вид административного взыскания, который заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Наказания за административное правонарушение налагаются в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение в точном соответствии с законом.
В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены общие правила наложения административных наказаний, которыми обязаны руководствоваться все органы и должностные лица. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию наложения взысканий.
Принцип законности проявляется в следующем:
• орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то наказание, которое установлено законодательством, и только в пределах санкции нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершенное правонарушение;
• основанием привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного наказания является противоправность деянияния;
• противоправные деяния должны быть правильно квалифицированы;
• органы или должностные лица вправе рассматривать лишь им подведомственные дела, избирать вид и размер наказания только лишь в рамках предоставленных полномочий.
Принцип индивидуализации выражается в том, что при наложении наказания учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Индивидуализация взыскания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.
Одним из условий применения административного наказания является соблюдение сроков давности. При определении их законодательство исходит из необходимости быстрого реагирования на административные правонарушения.
Перед лицом, которое правомочно наложить административное наказание, ставится задача установить юридически значимые обстоятельства определения сроков давности совершенного правонарушения. Для этого ему необходимо учесть:
• установленный законом размер срока;
• когда и с какого юридического факта срок начинает исчисляться;
• когда и какой юридический акт прекращает исчисление срока;
• какое время закон не включает или, наоборот, включает в исчисляемый срок.
По общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).
Длящимися признаются такие правонарушения, которые непрерывно осуществляются в течение более или менее продолжительного времени (например, нарушение правил хранения огнестрельного оружия, проживание без регистрации и др.).
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное наказание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Таким образом, в статье 4.5 КоАП названы три варианта определения начала срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
В настоящее время четко определен срок погашения административного взыскания (ст. 4.6 КоАП). Лицо считается не подвергшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения наказания не совершило нового административного правонарушения.
Поэтому с истечением этого срока совершение этим же лицом однородного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного. Совершение же нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного взыскания.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом, наказание налагается в пределах только одной санкции. Несмотря на то, что законодатель в новом Кодексе не дает разъяснения, какой именно санкции, можно предположить, что, по аналогии с ранее действующими правилами, это будет санкция, установленная за более серьезное нарушение.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, предусмотрены законодателем в статье 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; к таковым, в частности, относятся:
•раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (лицо осознало и самостоятельно раскаялось в совершенном им правонарушении);
• совершение правонарушения несовершеннолетним;
• совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
• предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение. ущерба или устранение причиненного вреда;
• совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные смягчающие обстоятельства. Орган или должностное лицо, правомочные рассматривать дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, законодатель в статье 4.8 Кодекса об административных правонарушениях относит:
1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на;
требования уполномоченных на то лиц прекратить его.
2. Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию.
3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения.
4. Совершение административного правонарушения группой лиц.
5 Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.
6. Совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако в данном случае необходимо учитывать, что орган или должностное лицо, налагающее административное наказание, в зависимости от характера правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, указанный законодателем, является исчерпывающим.
А также необходимо учитывать, что перечисленные в п. 1 статьи 4.3 КоАП обстоятельства не могут учитываться в качестве отягчающих, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.