Места захоронения, противопоставленные кладбищу, и разряды погребаемых там покойников
а) Самоубийц хоронят на огороде, в саду (курск., Гн., 420)
б) некрещеных детей — в огороде, в саду, на гумне (орл., черн., Гн., 346)
в) некрещеных детей — в подызбице (чернит., Гн., 396); потерчата — в оселке (полт., Архив, 1099)
г) некрещеных детей — на рубежах полей (турч., Гн., 218); потороча, потерча — под деревом (укр., Ч., 713); ср.: домашний скот — в подворотнях, дворах, на межах (Бог.), выкидышей — в болоте или в подызбице (обонеж., Кул., 54-55)
д) удавившихся хоронят на горе, под елями, лицом вниз; остальных самоубийц — за 5 верст от церкви (обонеж., Кул., 54)
е) повесившихся хоронят у дорог, остальных самоубийц — на краю кладбища (во рву, у забора) (полес., гомел., ПА-74)
ж) самоубийц — на перекрестках; утопленников — в кладбищенском рву (укр., холмщ., подлее., Гн., 387)
з) некрещеных детей хоронят на кладбище, но ночью и посыпая при этом землю маком (укр., косов., Гн., 378,301)
и) самоубийц хоронят на кладбище, но на место их смерти кладут камень (закарп., Бог., 261)
к) на перекрестках и полях, где произошло убийство, ставят «фигуры» — красные и черные кресты (Сум., 361)
л) всех без исключения хоронят на кладбище (арханг., Еф., 135).
Вторая функция погоста и могилы в обряде — «новый дом» покойного. С этим связано водружение над могилой «моделей» избы — голбцов, струбцов (сев.) и т. д., на земле или на шесте.
Более или менее явленное обитание душ умерших (и самой смерти) сообщает погосту постоянное, не зависящее от обрядового времени магическое свойство: здесь возможен контакт с умершим и «потусторонним миром»: на могиле, «урочном месте», совершаются гадания; земля с могилы (тезки) обладает даром врачевания; ветки кладбищенских деревьев участвуют в любовной магии; могильная земля помогает в воровстве. Наконец, на могиле происходит сказочное «дарение» (см., напр., «Сивка-Бурка» [Андреев, № 530]).
С представлением о постоянном магическом поле кладбища связана тенденция изолировать пространство смерти, избежать контакта с ним, благотворного в особых ситуациях и опасного в повседневной необрядовой жизни. Так, на кладбище можно встретить пáру — белый столб, который может ударить и зашибить идущего по кладбищу человека. Проходя мимо кладбища, нужно «подать голос», чтоб «родители не пугали»; минуя кладбище на крестинах, нужно сойти с телеги и идти пешком (полес., ПА-74, ПА-75) и т. п.
Во внеобрядовое время на кладбище лежит печать неприкосновенности: проходя мимо кладбища, нужно совершать особые обереги — ни кладбищенские деревья, ни любая другая вещь на кладбище не могут быть повреждены. Во время же похорон и годовых поминок ситуация обратная: хороший знак — украсть могильный заступ с похорон (укр., Гн., 386); дети и нищие собирают яйца и еду с могил в Фомино воскресенье (влад., Зав., 100).
II. Могила и погост в контексте обряда
Частные похороны
Изготовление могилы
Копают могилу:
а) тотчас после смерти (обычно)
б) непременно утром (горл., Гн., 207).
Могильщики
а) Непременно чужие, своим (родственникам) копать могилу грех (обыкновенно)
б) бедняки (колом., Гн., 300); трое самых бедных (старосимб., Гн, 215)
в) соседи (все соседи по очереди; ближайший сосед (курск.)).
г) профессиональный могильщик (грабар, грамадьский грабар, паламарь — грабарь е таки самый паламарь (Гн., 264); копатель (ворон.), копач (курск.))
Условия работы
а) Голодными не копают (укр., полес.)
б) копача перевязывают платком и дают перед работой чарку (курск, Гн.,412).
Плата за место (предметы, кидаемые на дно могилы перед опущением гроба) — для дидько, для стражи, для переправы
Кидают в могилу:
а) слезные платки (пермск., Архив, 1001)
б) платки, шарфы, пояса (могил., I, 584)
в) медные деньги (обычно)
г) 3-4 копейки в том случае, когда «тревожат могилу» (смол., Добр., 307)
д) замок: «чтоб не умирали» (блр., Кар., 186).
Закапывание могилы
а) Все присутсгвугощие кидают по горсти земли (повсеместно)
б) все кидают землю голой рукой по горсти, поп — заступом (чернит., Гн., 396).
Горсть земли с собой
а) Берут с собой могильную землю, кладут ее в рукомойник и этой водой умываются (сев.. Бур., 177)
б) старшие в семье кладут могильную землю за пазуху (пинск., Булг., 186); старушка (или плачея) кладет за пазуху, родственники — в карман (арханг., Еф., 137), женщины тайком кладут землю за пазуху, женщины и девушки трогают землю (влад., Зав., 98).
Кормление могилы
а) Угощение на похоронах: могилу покрывают столешником и едят на ней хлеб (влад., Зав., 96) или кутью и пироги (тульск., (Сб II, 91))
б) на могиле кормят птиц пшеницей — птичье поминовение (костр., СмИ4)
в) могилу кормят в течение 40 дней: носят кутью, хлеб, льют вино и масло (костр., См., 22; новг., Архив, 869)
г) в сороковой день приносят пироги, блины, льют на землю водку (ворон., ЭСб I, 225).
Возвращение с кладбища
а) Возвращаются другой дорогой (широко распространенное)
б) задом (влад. Зав. 96)
в) устилают дорогу на погост лапником (с.-рус.)
г) посыпают ее маком (укр., блр.).
Календарные поминки
Пир на могиле
а) На земле едят канун, яйца, пироги, блины, пьют водку. Священник в это время ест на столе (Фомина неделя) (укр., В. Щ., 319)
б) едят руками мясо, чавкают як свинi бiля корита (курск., Гн., 420)
в) крашеное яйцо (или скорлупа) зарывается в могилу, или отдается детям и нищим, или катается по могиле и затем отдается нищим (блр., Ан., 210).