Управление по целям
Процесс управления по целям – это ориентированный рез-т метод управления, когда каждый рук-ль получает четкое представление о том, что ожидает от него вышестоящий рук-ль, о целях организации и о своей роли выполнения этих целей. Метод управления по целям состоит из 4-х этапов:
1. Выработка четких, кратких формулировок целей.
2. Разработка реалистичных планов в достижении поставленных целей.
3. Системный контроль измерения и оценка работ и результатов.
4. Корректировочные методы для достижения за планируемых результатов.
Эффективность использования этого метода достигается за счет четкого представления целей и планов каждого исполнителя.
«Управление по целям — это систематический и организованный подход, позволяющий менеджменту фокусироваться на достижении целей и добиваться наилучшего результата с помощью доступных ресурсов».
Данный метод базируется на том, что в начале периода (месяц, квартал) организации, подразделениям, отделам, сотрудникам устанавливаются четкие задачи, от которых зависит их премия. Цели и задачи выставляются по принципу SMART:
§ Specific — специфичные для организации/подразделения/сотрудника;
§ Measurable — измеримые (определить метрики для подсчета производительности);
§ Achievable — достижимые, реалистичные;
§ Result-oriented — ориентированные на результат, не на усилия;
§ Time-based — устанавливать временные требования для целей.
Целей не должно быть много на каждом уровне. Оптимальным считается количество 3-5 основных целей.
По окончанию периода производится подсчет, насколько выполнились цели. И от этого зависит премиальная часть.
Планирование деятельности фирмы. Виды планов.
Планирование – один из важнейших факторов функционирования и развития организации в условиях рыночной экономики.
План яв-ся основой организационной деят-ти, представляет фирме четкую программу производственной деят-ти, стратегию развития, позволяет обеспечить согласованность в работе всех составных частей фирмы и взаимосвязи с внешней средой, мотивацию, высокую трудовую активность и мораль работников. Процесс планирования включает в себя 4 этапа:
§ Выработку общих целей предприятия;
§ Детализацию и конкретизацию целей;
§ Определение путей, эк-их и иных ср-в достижения этих целей;
§ Контроль за достижением целей.
В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования:
1. По степени охвата:
§ Общие, охватывающее всю сферу деят-ти фирмы.
§ Частное, охватывающее опред-ые сферы деят-ти.
2. По содержанию планирования:
§ Стратегическое (поиск новых возможностей).
§ Тактическое (создание определенных предпосылок).
§ Оперативное (реализация возможностей).
3. По предмету планирования:
§ Целевое (определение целей).
§ Планирование средств (материальные рес-сы, трудовые рес-сы, финансы).
§ Программное (планирование программ произ-ва и сбыта).
§ Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
4. По сферам функционирования: планирование произ-ва, планирование сбыта, планирование персонала, расширенное общее планирование.
5. По срокам:
§ Краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное).
§ Среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет).
§ Долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).
5. С точки зрения структуры управления: общее планирование пред-ия, планирование места строительства предприятия, планирование сфер деят-ти, планирование работы подразделений фирмы.
6. По возможности изменения планов: жесткое и гибкое планирование.
Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).
Все планы, разрабатываемые в организации, можно классифицировать по двум главным направлениям:
1. Длительность планового периода.
2. Уровень организационного планирования, соответствующим структуре организации.
По длительности планового периода планы подразделяют на :
§ Стратегические, ориентированные на длительный период времени (на срок от 5 и более лет).
§ Тактические, рассчитаны на среднесрочный период (на срок от 1 до 5 лет).
§ Оперативные, связанные с повседневным выполнением задач.
По уровням организационного планирования планы подразделяются следующим образом:
§ Разработанные для организации в целом.
§ Раз-ые для функциональных подсистем организации.
Раз-ые для самостоятельных произ-ых подразделений (бизнес – ед-ц организации)