Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права
Российская Федерация и ее субъекты преобладают в ряду объектов финансового права. Российская Федерация в целом и ее субъекты представляют собой государство. Поэтому общие характеристики этих субъектов в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государства, которое можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.
Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других нормативных правовых актах.
Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федерации) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финансового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой деятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью казны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.
Понятие «государство-казна» не нашло пока должной разработки в юридической науке, хотя некоторые замечания об этой категории имеются. Исходя из содержания п. 4 ст. 214 ГК РФ, под казной Российской Федерации или субъектов РФ следует понимать право этих субъектов на владение, пользование и распоряжение средствами соответствующих бюджетов и иным государственным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями. К «иному государственному имуществу» как раз и могут быть отнесены средства государственных внебюджетных фондов.
К числу суверенных прав Российской Федерации относятся прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статей БК РФ раскрывающих права Российской Федерации на федеральный бюджет.
К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся:
а) право на собственный бюджет;
б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
в) право на использование бюджетных средств;
г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;
д) право на образование и использование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.
Эти права зафиксированы в ст. 49, 54, 84, 133, 134, 135 и др. БК РФ. Суверенные права Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности, ибо согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.
Исходя из этого, Российская Федерация, являясь субъектом материальных бюджетных прав, выступает одновременно как государство-суверен и государство-казна.
Исходя из ст. 71 Конституции РФ, к суверенным правам Российской Федерации в сфере финансовой деятельности следует относить не только материальные бюджетные права, но и процессуальные. Эти права Российской Федерации неразрывны. Права Российской Федерации на получение, распределение, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является результатом реализации процессуальных бюджетных прав Российской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении. А.В. Мицкевич и P.O. Халфина, занимавшиеся проблемами государства как субъекта права, подчеркивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. В связи с этим Российская Федерация в целом является субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также отчета о его исполнении.
Помимо отмеченного, Российская Федерация в целом должна признаваться субъектом финансового права в отношении права на установление федеральных налогов и сборов. В этих случаях Российская Федерация реализует свои суверенные права, что следует из п. «з» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральные налоги и сборы.
Российская Федерация в целом должна рассматриваться как субъект финансового права и в случае взимания, а также взыскания федеральных налогов и сборов. Право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано в Конституции РФ. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 НК РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации...» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства — право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также является суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как явление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества. Не случайно французский ученый П. М. Годме отмечает, что право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия. А право взимания налогов закреплено в конституциях ряда развитых стран. Например, согласно Конституции Французской Республики (1958 г.) взимание налогов является прерогативой государства в лице Парламента, который устанавливает Правила, касающиеся «налогов и условий взимания всякого рода налогов» (ст. 34), а также дает Правительству разрешение на взимание налогов (ст. 47). По Конституции США, Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги (раздел 8, поправка XVI).
Российская Федерация в целом выступает субъектом финансового права и в сфере государственного кредита. Это непосредственно следует из ст. 89 и п. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных заимствований возникают долговые обязательства Российской Федерации. К финансовым правам РФ следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета. При этом названные права РФ не являются ее суверенными правами, поскольку право РФ на выпуск государственных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта гражданского оборота. Вместе с тем, право РФ на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности. Поэтому в данном случае, являясь субъектом финансового права, Российская Федерация выступает как собственник, т.е. казна.
Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом является субъектом финансового права в отношении права денежной эмиссии. Денежная эмиссии согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.
Субъектом финансового права является не только Российская Федерация, т.е. государство в целом, но и государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетенцией в сфере финансовой деятельности государства, также реализуют суверенные права государства в этой сфере и за которыми согласно ст. 214 ГК РФ закреплено право государственной собственности на бюджетные средства. Аналогично федеральному уровню, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении материальных бюджетных прав, а также прав на рассмотрение и утверждение бюджета. Кроме того, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на получение финансовой помощи из федерального бюджета (ст. 135 БК РФ). Она может выражаться в форме предоставления дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд. Наконец, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на установление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации. Такой вывод явно следует из конституций и уставов РФ, а также иного финансового законодательства.
Так, в конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется право субъектов РФ на собственный бюджет; в конституциях и Уставах субъектов РФ, а также в ст. 12 НК РФ закрепляется право субъектов РФ на установление региональных налогов и кроме того, в соответствии со ст. 99 БК РФ субъекты имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.
Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся субъектами этих финансовых правоотношений и выступают в лице определенных государственных органов.