Конституция рф как источник мп
Роль Конституции РФ как источника муниципального права определяется самой природой самоуправленческих отношений как предмета не только муниципального права, но и конституционного, т.е. речь идет о конституционном значении достаточно широкой сферы отношений, составляющих предмет МП.
Конституция РФ содержит целый комплекс норм и институтов муниципально-правового значения, к которым относятся:
1. Институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст.3,8,9,12);
2. Институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления;
3. Институты организации и функционирования МС как особой публичной власти (муниципальной);
4. Институт разграничения предметов ведения РФ и её субъектов в области местного самоуправления (ст.72);
Вопросы местного самоуправления напрямую в Конституции затрагиваются примерно в 19 статьях, которые являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению всему субъектами. Вместе с тем источниками МП являются не только данные нормы, но и в целом вся Конституция. Практически все основные институты МП, их система имеют конституционное обоснование, которое прямо или косвенно вытекает из всей системы конституционных принципов – правового государства, гражданского общества, основ конституционного строя, федерализма, правового положения человека и гражданина.
Конституционная обособленность двух форм народовластия означает не утрату местным самоуправлением властной природы, а институционное закрепление разделения труда публичной власти по вертикали, в которой ОГВ обеспечивают законодательно-правовую базу и юридические гарантии местного самоуправления. МС при этом осуществляет публичную власть на том уровне, на котором чисто государственные способы и методы не могут полноценно заменить деятельность самоорганизующегося населения и его органов, которые реализуют соответствующую компетенцию в решении вопросов местного значения не государственным инструментарием, а средствами иной формы организации публичной власти.
МС гарантировано от произвола государственных органов путем запрета на ограничение его прав, установленных Конституцией и действующим законодательством и закрепление права на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых ОГВ, а также право на судебную защиту.
На конституционном уровне решен вопрос о принципе взаимоотношений между ОМС, их ДЛ и гражданами. Последним должна быть гарантирована возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы каждого лица, если иное не предусмотрено Законом.
Принципиальное значение имеют положения Конституции, содержащиеся в ст.32, которые закрепляют право граждан избирать и быть избранными, а также в ст.130. Данные нормы обеспечивают гражданам возможность формировать представительные органы, иные ОМС, а также участвовать в различных формах прямой демократии.
В Конституции имеется группа норм, которые закрепляют основы компетенции местного самоуправления и его материально-финансовой базы.
Впервые в России Конституция вводит институт муниципальной собственности на землю (ст.9).
Таким образом, Конституция РФ содержит нормы, обладающие высшей юридической силой, действующие на всей территории РФ и закрепляющие основы местного самоуправления в РФ.
Международно-правовые акты в системе источников (Европейская хартия местного самоуправления)
Основным международным источником правового регулирования выступает Европейская хартия местного самоуправления. Впервые она была подготовлена в 1968 г. в виде Декларации принципов местного самоуправления. Как хартия она была принята лишь в 1985 г.
В данную группу специальных международно-правовых актов в сфере МС можно отнести:
1. Решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы;
2. Решения Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ;
и другие.
В рамках источников МП следует также выделить международно-правовые акты общего характера, которые содержат в т.ч. и нормы муниципального права. К ним можно отнести универсальные акты в области прав человека.
Общий принцип приоритета международно-правовых требований перед нормами национального законодательства не действует, если он ведет к снижению уровня демократических гарантий, получивших закрепление в соответствующих институтах российского муниципального права на уровне Конституции или ФЗ. В целом же закрепленные в МПА принципы и нормы, обеспечивающие реализацию права граждан на местное самоуправление «работают» в системном единстве с российским законодательством и направлены на развитие муниципальной демократии.