Методические рекомендации (материалы) для преподавателя. Основными формами по дисциплине «Муниципальное право» являются учебные занятия и самостоятельная работа студентов
Основными формами по дисциплине «Муниципальное право» являются учебные занятия и самостоятельная работа студентов. Учебные занятия включают лекции и практические (семинарские) занятия.
Лекции составляют основу теоретической подготовки. На лекциях раскрываются в диалектической взаимосвязи наиболее сложные вопросы учебного курса, формируется профессиональное мировоззрение студентов. Важнейшие требования к лекции – способствовать развитию творческого мышления обучаемых на базе изучения актуальных вопросов теории и практики осуществления местного самоуправления, подготовки и разрешения проблемных задач, использования новейших достижений науки.
При проведении лекционных занятий, преподаватель должен обратить внимания на общие требования, предъявляемые к организации и подготовке лекции. Лекция должна:
- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
- иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
- обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
- находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
- быть доступной для восприятия данной аудиторией.
При проведении лекций по теме №4 «Территориальные основы МСУ», «Органы местного самоуправления», «Муниципальная служба», теме №5 «Институты непосредственной демократии в системе МСУ», теме №8 «Экономическая основа МСУ», «Ответственность в системе местного самоуправления», «Организация местного самоуправления на особых территориях» преподавателю рекомендуется подготовить презентации, чтобы можно было более наглядно представить сложные понятия, дать в сравнении основные определения по теме.
Практические занятия проводятся по важным и сложным темам муниципального права России и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной, научной и нормативной литературой, а также привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала, умения вести аргументированный научный спор. На этих занятиях главное внимание уделяется изучению литературы, нормативно-правовых актов, выработке умений, необходимых для успешной работы. Освоение курса предполагает изучение студентами важнейших нормативных актов муниципального права, и в первую очередь: федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», уставов муниципальных образований близлежащих регионов, работ отечественных и зарубежных ученых-юристов, исследующих проблематику местного управления и др. На практических занятиях по муниципальному праву должно быть отведено время на изучение правовых норм и институтов, закрепляющих и регулирующих основы местного самоуправления, организационно-правовые формы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления. В связи с чем, необходимо приготовить для проведения практических занятий печатный вариант НПА или иметь доступ в Интернет, для работы в поисковых системах Консультант или Гарант.
На практических занятиях предполагается решение задач по данной дисциплине. Как правило, решение задач позволяет студентам соотнести теоретический материал, который они уже восприняли на лекционном занятии, и конкретную практическую ситуацию. Необходимо, чтобы студенты, решая задачи, обращались к НПА, ссылаясь на нормы действующего законодательства. После оглашения ответа студентом, преподаватель должен прокомментировать его, спросить есть ли еще варианты ответов у других студентов, попросить объяснить свою позицию, если есть другие ответы. После решения задач по теме, преподаватель должен сделать краткий вывод, резюмируя общие положения.
Цель практических занятий занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов
Структура и содержание дисциплины «Муниципальное право»
Лекций – 24 часа, практических занятий – 36 часа, самостоятельная работа – 48. часов.
Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 14 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Модуль 1 1.Понятие и принципы местного самоуправления (МСУ). 2. Муниципальное право как отрасль права. Источники 3. Развитие МСУ в России и ЗС. 4.Территориальные основы МСУ. 5. Институты непосредственной демократии в системе МСУ. | Лз | Пз | Сам.р. | На лекционных занятиях – контроль посещаемости, рассмотрение практических ситуаций, На семинарских занятиях – решение задач, тестов, проверка конспектов составление таблиц, схем по темам. | |||
Модуль 2 6. Органы МСУ и должностные лица. 7.Муниципальная служба 8. Экономическая основа МСУ 9.Взаимоотношение органов местного самоуправления и государства. Гарантии МСУ. Ответственность органов МСУ и должностных лиц 10. Организация местного самоуправления на особых территориях. | 6-13 | На лекционных занятиях – контроль посещаемости, рассмотрение практических ситуаций На семинарских занятиях – решение задач, тестов, проверка конспектов, составление таблиц. схем по темам. |
Содержание дисциплины
Модуль 1