Управление дебиторской задолженностью

Основными задачами финансового менеджера в управлении дебиторской задолженности являются:

- оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- выработка кредитной политики по отношению к покупателям.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru

Для анализа дебиторской задолженности определяются ряд показателей:

Таблица 4.8

Коэффициентный анализ дебиторской задолженности

Наименование статей На начало периода На конец периода Отклонение Темп роста, %
тыс. руб. уд. вес. % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб уд. вес, %
Коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность;              
Коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности              
Средний период инкассации текущей дебиторской задолженности              
Суммарный эффект, полученный от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность              
Коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность.              

Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru ,

где Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - дебиторская задолженность покупателей и заказчиков

РСД – сумма резерва по сомнительным долгам

Коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru

Коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru

Средний период инкассации текущей дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru ,

где Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - среднедневной оборот реализации продукции.

Суммарный эффект, полученный от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru ,

где Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - дополнительная прибыль компании, полученная от увеличения реализации продукции за счет предоставления кредита;

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - затраты компании, связанные с компанией кредитования покупателей и инкассацией долга;

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - финансовые потери от невозврата долга покпателями.

Коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru

Таблица 4.9

Анализ состава и структуры дебиторской задолженностью по основным его видам

Наименование статей На начало периода На конец периода Отклонение Темп роста, %
тыс. руб. уд. вес. % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб уд. вес, %
Краткосрочная дебиторская задолженность, всего В том числе:              
               
               
               
Долгосрочная дебиторская задолженность, всего В том числе:              
               

Влияние изменения величины дебиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния компании, несмотря на некоторую неоднозначность оценок, отражает табл. 4.10.

Таблица 4.10

Влияние изменения величины дебиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния компании

Характеристика финансового состояния компании Дебиторская задолженность
Рост Снижение
Имущественное положение Ухудшение Улучшение
Финансовая устойчивость компании Улучшение Ухудшение
Платежеспособность и ликвидность Улучшение Ухудшение
Деловая активность Ухудшение Улучшение

Цель кредитной политики компании – увеличить объем продаж и не потерять клиентов.

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru

Рис. 4.6. Типы кредитной политики

В состав кредитных условий входят следующие элементы:

– срок предоставления кредита (кредитный период);

– размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

– стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

– система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Скидки, предоставляемые покупателям и заказчикам можно подразделить на 2 группы:

1 группа - торговые скидки. Это процентные скидки от базовой цены. При продаже со скидкой счет выставляется на чистую сумму, то есть основная цена минус скидка и дебиторская задолженность признается по этой сумме.

2 группа - скидка за оплату в срок. Эти скидки предлагаются с целью побудить покупателя оплатить счет до окончания оговоренного срока платежа.

Максимальный размер скидок рассчитывается следующим образом:

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru ,

где Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - рентабельность продаж;

Управление дебиторской задолженностью - student2.ru - минимально допустимая рентабельность продаж.

Далее устанавливается градация скидок.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности:

ü сроки и формы напоминаний о дате платежей,

ü возможности пролонгирования долга,

ü условия возбуждения дела несостоятельности должников.

Обоснование использования на компании различных форм рефинансирования дебиторской задолженности:

ü перевод дебиторской задолженности в высоколиквидные активы – денежные средства и краткосрочные ценные бумаги,

ü факторинг,

ü учет векселей, выданных покупателями,

ü форфейтинг.

Систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в компании как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является «ABC-анализ» применительно к портфелю дебиторской задолженности компании.

В категорию «А» включаются так называемые «проблемные кредиты»;

в категорию «В» — кредиты средних размеров;

в категорию «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности компании.

Учебные задания:

1. Определить информационную базу управления дебиторской задолженностью (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах)

2. Проведите анализ дебиторской задолженности компании.

3. Выделите краткосрочную и долгосрочную дебиторскую задолженность.

4. Выделите просроченную дебиторскую задолженность.

5. Сформулируйте цель и элементы кредитной политики компании. Рассчитайте систему скидок.

6. Обоснуйте применение факторинга для рефинансирования дебиторской задолженности.

Наши рекомендации