Бюджетные права Республики Беларусь и административно-территориальных единиц
Бюджетные права – это совокупность прав и обязанностей в области бюджетной деятельности, осуществляемых представительными и исполнительными органами государственной власти.
Бюджетные права Республики Беларусь:
1. установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов в области бюджета,
2. обеспечение единого законодательного регулирования в области бюджета на всей территории Республики Беларусь,
3. разработка и утверждение единого государственного бюджета и отчета о его исполнении,
4. установление общегосударственных доходов и расходов,
5. контроль за местными Советами депутатов в области бюджета,
6. установление общих принципов и порядка реализации стадий бюджетного процесса,
7. определение основ составления местных бюджетов.
Бюджетные права местных советов депутатов:
1. самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять местный бюджет,
2. самостоятельно определять источники доходов, устанавливать местные налоги и сборы,
3. распределять бюджетные средства по своему усмотрению,
4. получать средства из вышестоящего бюджета,
5. оставлять в своем распоряжении доходы, полученные в процессе исполнения бюджета.
Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система. Принципы бюджетной системы.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система.
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных АТЕ каждого государства.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Принципы бюджетной системы:
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.
2. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
3. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
4. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
5. Самостоятельность бюджетов заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.