Изучение теоретического материала
В процессе написания курсовой работы учащийся должен подобрать и изучить литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику учета.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты Республики Беларусь, нормативные документы министерств и ведомств, учебники, учебные пособия, монографии, диссертации, публикации в сборниках научных трудов и периодических изданиях (газетах, журналах), иные источники современной отечественной и зарубежной литературы по бухгалтерскому учету, финансам, налогообложению и др. дисциплинам специального цикла.
Изучение литературы целесообразно начинать с учебников, пособий, в которых наиболее полно рассматривается тема исследования.
Выполнение курсовой работы предполагает обязательное изучение нормативных актов, статистических материалов. В курсовой работе должны использоваться такие нормативные документы, как законы Республики Беларусь, указы президента и постановления правительства, инструктивные материалы, методические рекомендации и указания по вопросам бухгалтерского учета, финансирования и кредитования, налогообложения, а также нормативно-правовые и справочные материалы, действующие на момент написания курсовой работы. Список основных нормативных документов имеется в цикловой комиссии бухгалтерского учета и финансирования. На его основании учащийся выбирает необходимые источники для работы, имеющиеся в библиотеке или в поисковой системе правой информации («КонсультантПлюс», «БухИнфо» и т.п.).
При исследовании проблемных вопросов методики бухгалтерского учета следует обращаться к статьям, опубликованным в периодических изданиях.
Целесообразно использовать статистические данные, публикуемые в периодических изданиях и статистических сборниках.
Список литературы должен быть согласован с руководителем курсовой работы и иметь не менее 25 наименований источников информации.
Подбор литературы учащийся осуществляет самостоятельно. Это способствует приобретению дополнительных знаний, прививает способность к самостоятельному принятию решений.
Подбирая литературу, в первую очередь следует обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая методика и практика учета, сделаны ссылки на действующие нормативные документы, рассмотрены актуальные проблемы учета и предложены направления их совершенствования.
Рекомендуется при подборе литературы обращаться к предметным каталогам, библиографическим указателям и справочникам, специальным каталогам рефератов, диссертаций, периодической печати. Библиографию специальной литературы и журнальных статей можно получить в библиотеке колледжа, в справочно-библиографических отделах городских библиотек и библиотек вузов. В библиотеке колледжа возможен заказ библиографического перечня литературных источников по теме курсовой работы исходя из ключевых слов. Большую помощь при подборе литературы могут оказать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Для облегчения поиска литературных источников можно пользоваться услугами электронной библиотеки в сети «Интернет».
В работе с литературой необходимо придерживаться области исследования по теме, обращать внимание на практическое использование рекомендуемых методик учета и новые направления их развития, на возникающие проблемы, различные точки зрения экономистов на исследуемые вопросы. Особое внимание следует уделить комментариям ведущих специалистов министерств и ведомств к нормативным документам, научным публикациям в специализированных журналах, газетах («Бухгалтерский учет», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы, учет, аудит», «Главный бухгалтер», «Национальная экономическая газета»).
При изучении литературы необходимо проводить отбор и группировку полученной информации. При этом учащийся делает выписки нужных сведений, которые могут быть им использованы в работе, указывает, из какого источника взят материал и в какой части курсовой работы его следует использовать. Дословные тексты обязательно следует брать в кавычки, как цитату, и указывать полное наименование, место и дату издания, а также страницу источника в ссылке. На основании прочитанных книг или статей учащийся оценивает полученную информацию, сопоставляет различные точки зрения авторов по изучаемым вопросам, формулирует собственную точку зрения и делает обобщающие выводы.