Организация приобретения и эксплуатации контрольно-кассовых машин
В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин” (32, с. 29-32) при осуществлении денежных расчетов с населением при ведении торговых операций или оказания услуг на территории РФ все организации (в т.ч. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять ККМ. Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.93 № 745.
Главное требование нового Федерального закона № 54- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» это, то, что организации должны пробивать чек, получая деньги и от лиц юридических, отсюда возникла проблема с заполнением кассовой книги, книги продаж и оформлением приходных кассовых ордеров, счетов-фактур. Юридическому лицу надо выставить счет-фактуру, как предписывает п.3 ст.168 Налогового кодекса РФ. А также необходимо оформить товарную накладную. Напомним, что расчеты наличными не должны превышать 60 000 руб. по одной сделке, это установлено п.1 указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».
В конце дня кассир-операционист выбивает итоговый чек (так называемый Z-отчет), в котором значится общая сумма наличности, полученной от всех клиентов – как от юридических, так и от физических лиц. На основании чека на общую итоговую сумму бухгалтер или главный кассир тоже выписывает приходный ордер и фиксирует все сведения в кассовой книге. В результате получается, что сумма, полученная от юридических лиц, проходит в кассовой книге дважды. Один раз – по отдельному приходному ордеру, а второй раз – по ордеру на сумму всей выручки. Из-за этого в дебет счета 50 «Касса» будут записаны суммы, превышающие фактическую наличность фирмы.
Чтобы решить эту проблему продавцу просто не надо выписывать покупателю-юр.лицу отдельный приходный кассовый ордер. Таким образом, сумма выручки будет отражаться только в том приходном кассовом ордере, который выписан на основании итоговых данных кассового аппарата. Такой порядок надо закрепить приказом руководителя.
Чтобы разделить выручку, полученную от граждан и организаций, лучше пробивать чеки в разных секциях кассового аппарата. И выручку по каждой секции оформлять отдельным приходным ордером. Или же вообще приобрести новый кассовый аппарат для расчетов с юр.лицами.
Клиент аудиторской фирмы приступил к новому виду деятельности-реализации туристических путевок как туроператор. Он обратился к аудиторской фирме с вопросом: надо ли использовать ККМ при приеме наличных денег за реализованные путевки? Ответ аудиторской фирмы был отрицательным, так как организация реализует туристические путевки форма ТУР-1, которые являются бланками строгой отчетности. Значит, ККМ можно не применять. Получение денег в этом случае оформляется приходным кассовым ордером. (16, с. 71-72)
При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира-операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки.
В организации ОАО ”Нижнеомский маслозавод” используют несколько ККМ и на каждую из них заведена книга кассира-операциониста.
Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.
Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Закон РФ “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением” предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:
- предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- предприятие, использующее неисправленную ККМ, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- предприятие, осуществляющее торговые операции после приостановления его деятельности, подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар, подвергается штрафу в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки (услуги).
При принудительном исполнении решения о наложении административного штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ в соответствии со ст. 6,7 Федерального закона от 21.07.97 № 119-Ф3 “Об исполнительном производстве”(25, с. 16-19) взыскатель направляет исполнительный документ о взыскании денежных средств:
непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств:
либо судебному приставу- исполнителю, если он не располагает такими сведениями.
Налоговому органу для принудительного взыскания штрафа необходимо принять решение о наложении административного штрафа в форме постановления с соответствующим КоАП РСФСР содержанием, направить данное постановление и инкассовое поручение на взыскание сумм штрафа в банк, где, по сведениям налогового органа, нарушитель имеет счет. Если же нарушитель не имеет счета или налоговый орган не имеет сведений о наличии денежных средств на счете нарушителя, то налоговый орган должен направить постановление по месту жительства нарушителя судебному приставу-исполнителю, указав в сопроводительных документах, что сведений о счетах или наличии денежных средств на них не имеется.(19, с. 71-76)
Таким образом, действующим административным законодательством не предусмотрена подача искового заявления о взыскании штрафа в судебном порядке, что не исключает право на подачу заявления, оспаривающего правомерность привлечения к ответственности не только в вышестоящем органе, но и в суде. Конституционный суд, указывая на судебное взыскание административного штрафа, вышел за пределы своей компетенции, подменяя законодателя и вводя судебный порядок взыскания штрафа по рассматриваемой категории правонарушений. Аналогичным образом должен решаться вопрос об исполнении решения в отношении юридического лица.
Отсутствие механизма реализации Закона порождает на практике многочисленные споры и разные, порой противоположные, толкования. Законодательно необходимо урегулировать сроки обжалования решений налоговых органов о привлечении к ответственности за нарушение правил применения ККМ.
Согласно Федеральному закону о контрольно-кассовых машинах, принятому еще в 1993г., примерно только 70% товарооборота и потребительских услуг обязаны осуществляться с помощью контрольно-кассовых машин. Кроме того, у торговых организаций и организаций, оказывающих платные услуги населению, обязанных по закону осуществлять все операции с наличными деньгами через ККМ.